Тема выступления на МО: «Методы и приемы обучения сочинению на уроках литературы в средних классах.»
статья на тему

Измухамбетова  Альбина Серикхалиевна

Выступление на МО учителей русского языка и литературы,ноябрь 2015.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pisat_sochineniya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления на МО: «Методы и приемы обучения сочинению на уроках литературы  в средних классах.»

Учитель русского языка и литературы: Измухамбетова А.С.

 1.  Сочинять, сочинение, сочинительство. Эти три слова имеют один общий корень, отражающий живой, многообразный процесс литературного творчества. Письменная речь, по сравнению с устной, имеет ряд особенностей. Ученик может сосредоточиться, больше подумать, чем когда говорит, может исправить. Но письменная речь - более сложная проблема. Поэтому наиболее трудным для учителя является обучение письменной речи обучающихся. Цель его  - научить строить высказывание в разных жанрах. Основные навыки в изложении своих мыслей обучающиеся получают на уроках литературы, когда пишут сочинения на заданную тему. Сочинения могут быть различными, но в каждом из них проявляются элементы творчества ученика. Творческие способности обучающегося раскрываются в сочинениях типа рассуждение. Такое сочинение есть самостоятельное рассуждение ученика на заданную тему. Чтобы написать хорошее сочинение, ученик должен изучить материал, хорошо его понять, осмыслить, иметь собственное суждение. Это зависит в значительной степени от работы обучающегося под руководством учителя в классе и от самостоятельной работы дома. Занятия в классе строятся с учетом подготовленности обучающихся. Учитель должен показать обучающимся приемы работы над сочинением. Эта помощь учителя особенно важна в начале обучения сочинению.

   Работа над сочинением строится по принципу: от малого к большому, от легкого к трудному.

    Работа над сочинением делится на три основных этапа. На каждом этапе
ученикам предъявляются определенные требования, которые постоянно усложняются. Сначала ученики должны научиться писать небольшое сочинение без плана, с одним тезисом, затем сочинение с двумя тезисами. Вместе с тем обучающиеся приобретают навык правильного употребления цитат, пишут вступление и заключение к сочинению. 

   На первом этапе ученики учатся выделять главную мысль сочинения, то есть формулировать тезис, а затем его развивать, используя для этого цитаты. Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как
научить школьников создавать собственные речевые произведения на заданную тему. Обучать школьников сочинению следует постепенно, начиная с первых дней пятого класса.

*Сочинения, как и другие виды работ различаются: 

По цели: обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные);

 По месту оформления: классные и  домашние,  классно-домашние, домашне-классные;

По форме словесного выражения: устные и письменные.

По типу создаваемых текстов различаются:

 -Сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» - сочинения-повествования, описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования и т. д.

- Сочинения близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья, репортаж, очерк, доклад.

 По стилю различаются:

-Сочинения разговорного стиля (рассказ о случае из жизни)

-Сочинения книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического, художественного

 По источнику получения материала различаются сочинения на основе полученного жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и др.

При этом в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

Методика проведения сочинений по литературе в средней школе.

Письменные сочинения учащихся проводятся продолжительностью в 1-1,5 часа 6-10 раз в год, в соответствии с требованиями программы.

Требования к работе над письменным сочинением:

а) первое требование: мобилизовать свою память, использовать всё подготовленное;

 б) рассчитать время, успеть написать намеченное, оставить время на самопроверку и редактирование;

 в) попытаться представить себе читателей, вообразить ситуацию диалога с ними;

 г) подготовить письменные принадлежности, рассчитать симметричное расположение заглавия, плана (если он записывается), следить за почерком, каллиграфией, орфографией;

 д)стараться внутренне проговаривать составляемые предложения до их записи, в необходимых случаях делать аккуратные исправления; е) делить текст на абзацы, делая отступ – «красную строку»;

 ж) проверить самостоятельно написанное, в случае необходимости обращаться к учителю.

Учитель, в свою очередь, должен время от времени проходить вдоль рядов парт, наблюдать за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда и предлагать свою помощь застенчивым, особенно на этапе завершения и редактирования.

Сочинение показывает, насколько учащиеся овладели умением излагать освоенный материал. Занимает главное место в системе письменных работ. Необходимы специальные уроки по подготовке к сочинению.

Урок обучения сочинению имеет структуру:

 1) сообщение цели урока,

 2) беседа о теме сочинения,

 3) определение особенности жанра и стиля

 4) анализ корректирования собранного материала,

 5) составление плана,

 6) подбор материала,

 7) языковая подготовка (работа над образами, средствами, синтаксическими конструкциями).

 Методика сочинения по Колокольцеву:

 1) сообщение темы, ее анализ.

 2) работа над планом,

 3) работа с текстом художественного произведения по плану (подбор материалов),

 4) языковая работа,

 5) работа над черновым вариантом,

 6) обсуждение работы,

 7) совершенствование чернового варианта,

 8) написание окончательного варианта.

Этап рефлексии обязателен.

2. Практическая часть

5 класс -Сочиняем волшебную сказку

Начинайте сочинять историю, опираясь на графы приведенного шаблона.
1. Время действия (когда происходило/будет происходить событие?). Зачин.  Например: давным-давно, в стародавние времена, в далёком 2152 году...
2. Место действия (где происходило/будет происходить событие?). Например, в тридевятом царстве, на дне морском, на орбитальной станции "Марс-5"...
3. Главный герой (кто участвует в основных событиях?). Придумай имя герою, опиши еговнешность, расскажи, какой он по характеру, что он любит, что ему не нравится... Это может быть фантастическое  существо, сказочный персонаж или ребёнок твоего возраста. У него даже могут быть такие же имя и характер, как у тебя...
4. Основной противник (тот, с кем придётся сражаться, обыгрывать в состязании или победить в отгадывании загадок). Придумай ему имя и опиши его внешность.
5. Основное событие (что произошло, чтобы главный герой и основной противник встретились?). 
В эту часть включайте те ситуации, проблемы, которые хотели бы, чтобы ребёнок проанализировал, решил.
6. Помощники главного героя (они помогают герою справиться с проблемой, дают совет или волшебный предмет, приходят на помощь в сложной ситуации). Придумай им имена и расскажи, как они познакомились с героем.
7. Помощники могут быть и у основного противника (они вредят герою, мешают справиться с задачей, отвлекают). Придумай им имена, расскажи об их поступках (что они делают плохого).

8.Волшебные предметы (какие могут быть необычные волшебные предметы)
9. Заключительное событие (чем заканчивается сказка?). Концовка. Главный герой и его помощники одержали победу над своими противниками. Герой за смекалку/силу/смелость/отзывчивость и т.д. получает вознаграждение: обретает друзей, находит дорогу домой, становится умным и счастливым и т.д. 

 

Составить характеристику главному герою: Тома Сойра и его другу Г.Ф., Каю и Герде….

Описать картину природы в рассказе «Тихое утро», «Война в жизни маленьких героев  (Ямиль и Оксана)»….

 6 класс

1.Сочинение-миниатюра  «Песня- душа народа».

Значение песни у русского народа.

2.Сочинение былинного сюжета.

3. «Хочу ли я стать взрослым?» после изучения А.Экзюпери «Маленький принц»

4.Кузнец Вакула и добрый герой из народной сказки. В чем их сходство и различие? Сочинение- сравнение.

5. Сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)

6. Лена Бессольцева- главная героиня повести

7 класс

Фрагмент урока в 7 классе  по  подготовке к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Тема : «Образ Тараса Бульбы»

…Мы разобрали замысел Н.В.Гоголя, который он вложил в образ Тараса, и конкретные черты характера, какими наделил своего героя,- как типичные, так и индивидуальные, чтобы получился человек, а не сухая логическая схема; рассмотрели, как художественно выстроил автор этот образ.

«Образ героя»- такая формулировка часто встречается в темах сочинений по литературе.

-Какой вид письменной речи уместен в сочинении на такую тему?Описание? Рассуждение? Повествование?

-как строится рассуждение?

-Что станет тезисом  сочинения на тему «Образ Тараса Бульбы»?(В образе Тараса  Н.В.Гоголь воплотил идеальное представление о русском характере.)

-Как перейти к главной части?(Образ представлен конкретно в характере Т.Б.-вот он какой человек.)

-Но мы не просто о человеке говорим, а о человеке в художественном мире- как это подчеркнуть? (Подробно, подтверждая текстом, рассмотреть ,как автор это делает.)

-Чем завершим сочинение о герое литературного произведения?

-Этот образ важен только для своего времени  или имеет всеобщее значение?

-Этот герой вам понравился или нет, лично для вас важно, что вы прочли эту повесть и поняли этот образ?

 Еще бы я порекомендовала во вступлении кратко сказать об исторической и фольклорной основах повести.

 Вот мы и разобрали, как писать сочинение на тему….., остальное-

 дело техники.

Пишут  сочинения.

 Далее на дом можно аналогичную работу дать по вариантам 1 в.-Образ Остапа,2в.-Образ Андрия.

Сравнительная характеристика. Карл Моор и Владимир Дубровский.

Советую детям воспользоваться не планом, а схемой.

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 
2. Что общего между героями: 
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни); 
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.); 
• в социальном (материальном, профессиональном) плане; 
• в отношении с окружающими людьми. 
3. Что отличает двух героев. 
4. Для чего автор сравнивает этих героев. 
5. Отношение автора к героям. 
 6. Ваше отношение к данным персонажам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка".

Статья методах и приемах обучения лексике на уроках английского языка....

Методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка

Методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка...

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка

Материал показывает методы и приемы освоения лексики на уроках английского языка. Может быть полезен для начинающих педагогов и стажистов. В материале приведены примеры упражнений для освоения и запом...

Методы и приемы формирования УУД на уроках литературы в основной школе

Сегодня важно  вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в Ст...

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка...

Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка

методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка...

Актуальные методы и приемы обучения русскому языку и литературе в контексте ФГОС

Некоторые полезные приемы для уроков русского языка и литературы....