Взаимодействие с семьей: формы и методы
статья по теме

Шестакова Роза Эдуардовна

Тезисы выступления на школьном методическом объединении классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_semey.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Соликамска Пермского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение,

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

        

        

Взаимодействие с семьей: формы и методы

  

(тезисы выступления на школьном методическом объединении

классных руководителей)

        

                                                 

        

                                           Выполнила: Шестакова Р.Э.        

                                                                                 учитель математики

                                                                                 МАОУ «СОШ № 2»

        

                Соликамск, 2017


Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда удается. Далеко не все образовательные учреждения выстраивают на должном уровне отношения с семьей. Из-за чего происходит отчуждение семьи от школы, педагогов от семьи, а семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в школе и дома.

Задачи сотрудничества с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
  • Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
  • Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

В каком же направлении должен действовать педагог:

  • Необходимо выявить потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья к активному взаимодействию со школой.
  • Нужно выбрать такие формы взаимодействия с родителями, которые наиболее эффективно можно использовать в работе.
  • Определиться в каком направлении, поддерживать семью.

Формы взаимодействия с семьей.

Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Родителя нужно заинтересовать информацией, а для этого необходимо соблюдать следующие правила:

Оригинальность подачи информации. Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать «Секреты воспитания ребенка», «Секреты родительского мастерства».

Разнообразие и частая смена рубрик в течение года. Небольшие объемы текста. Большой объем информации невольно вызывает нежелание вникать в нее, тем более в состоянии усталости в конце рабочего дня. Если предлагать советы, то их должно быть не больше пяти.

Использовать иллюстрации, фотографии, репродукции. Особенно хорошо если эти фотографии из реальной жизни детей в школе.

Формы наглядно-текстовой информации:

выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей,

Групповые выставки детских работ (периодически),

Именные, индивидуальные выставки детских работ — резюме к выставке составляют совместно родитель с ребенком,

Галерея детских работ предполагает организованное посещение родителями выставки, по принципу экскурсии, которую ведут сами дети,

Галерея совместного семейного творчества.

Собрания, лектории в последнее время становятся все более эффективной формой с родителями: «Родительская школа», «Школа родительского мастерства», «Родительский факультет». Почему возникла эта форма работы с родителями? Ответ ясен: есть факультеты, где готовят химиков, инженеров, физиков, но нет такого факультета, где готовят родителей.

Возможна и такая форма как «Университет для родителей», который включает несколько факультетов, когда занятия проходят в течение года по направлениям: «Домашний доктор», «Психологические консультации», "Семья и досуг» и др. Родители выбирают то направление, которое для них является более интересным и нужным на данном этапе.

Устный журнал. Данная форма взаимодействия с родителями требует от педагога меньшей подготовки, чем «Родительская школа», в этой форме задействованы несколько ведущих. Устные журналы всегда интересны родителям, так как в течение одного часа они получают необходимый объем нужной информации от разных специалистов.

Каждую страницу журнала готовит отдельный специалист: педагог, руководитель, педагог-психолог и др. Каждая страница (выступление) длится не более 10 минут. Устный журнал может быть посвящен одной теме или каждая страница — отдельной теме.

Золотые фонды. Такая форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенные материальные затраты. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:

«Семейная видеотека» Сюда входят документальные фильмы о природе, спорте, искусстве, детские художественные и мультипликационные фильмы, которые подходят для совместного просмотра родителей и детей.

Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в школе.

«Семейная фонотека» включает записи классической музыки, звуки природы.

«Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

Индивидуальная консультация - форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения. Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

Мотив консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга». (Упражнение) — 15 минут

Дни открытых дверей. Этот день не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в школе. Это, прежде всего, способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

Родительское собрание основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формы и методы взаимодействия классного руководителя и семьи".

Статья посвящена наиболее опимальным на мой взгляд формам и методам работы классного руководителя с родителями обучающихся....

Взаимодействие с семьей, формы и методы

Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита,  эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...

Беседа как одна из форм и методов взаимодействия логопеда и семьи в условии консультационного пункта ДОО.

В данной  статье рассматривается вопрос осознанного включения родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс в условии консультационного пункта ДОО....

«Семья как микрофактор социализации. Разнообразие форм взаимодействия с семьями обучающихся»

Личностью не рождаются, личностью становятся. Происходит это в процессе социализации. Социализироваться, значит научиться жить в обществе, среди людей, овладев правилами и нормами поведения, впис...

Формы и методы взаимодействия школы и семьи

Школа как образовательная организация выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необх...