Статья "Формы и методы взаимодействия классного руководителя и семьи".
статья по теме

Золотаренко Наталья Николаевна

Статья посвящена наиболее опимальным на мой взгляд формам и методам работы классного руководителя с родителями обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы взаимодействия классного руководителя и семьи.

Домашнее воспитание, когда родители отдают непомерно много времени работе, когда скапливается много собственных проблем, оказывается штукой  довольно трудной,  требующей профессиональных  психолого-педагогических знаний, неимоверной терпимости и внимания к  ребёнку и довольно часто обычная человеческая лень и собственный эгоизм приводят к тому, что родитель лучше поедет с друзьями в баню, на рыбалку, нежели потратит много времени и душевных сил на совместную со школой деятельность по поддержке собственного ребенка. И это при постоянном декларировании своей любви к детям. И школе было бы полезно без нотаций, упрёков, назиданий, просто, находчиво и душевно рассказать родителям, чем деятельная любовь к детям отличается от абстрактно – вербальной любви.

Полномасштабное  использование потенциала семьи, родительской общественности становится важнейшей задачей школы. Суть взаимодействия  классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развития в нем лучших качеств и свойств. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены  на совместную работу, действуют сообща, вместе подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия  педагогов с семьёй должен быть  дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое,  надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.

Основными формами работы с семьей  являются групповые и индивидуальные.

К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ  формам  работы с семьей можно отнести беседы с родителями  по вопросам воспитания ребёнка, консультации, организация классным руководителем встреч родителей с узкими специалистами и учителями-предметниками,  посещение семьи (если они заранее спланированы классному руководителю к ним нужно готовиться).

     ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ.

Такая форма работа на сегодня в педагогике спорная.  С одной стороны, так лучше видны условия, в которых живёт ребенок, и значит можно по возможности влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать  как вторжение в личную жизнь семьи, что ведет к осложнению взаимоотношений педагога с семьёй.

Такая форма может использоваться  в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если вы практикуете эту форму, то необходимо соблюдать следующие условия:

-посещая семью, спросите себя: что я хочу получить в результате;

- предупреждать о приходе,  или  нет,  зависит от цели посещения;

-не планировать свой визит более чем на 15 минут;

-не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде;

-нельзя вести беседу в агрессивном тоне;

-не поучайте родителей, а советуйте, подводите к самостоятельному осознанию ситуации;

-желательно беседу вести при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание;

- не ходите в семью только с жалобой на ребенка;

- не навреди!

Обязательно думай о том, что будет в семье за закрывшейся дверью после ухода учителя. Визит оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье добрых взаимоотношений, согласию родителей и детей, применению правильных методов воспитания;

Посетив семью, спросите себя: оправдались ли мои ожидания от этой встречи.

ИНДИВИНДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА  с приглашением родителей в школу.

Принцип успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

До тех пор пока встреча учителя и родителей будет для ребенка наказанием, рассчитывать на полноценное сотрудничество преждевременно. Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.  Недопустимо стыдить родителей, намекать  на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери.  Родители уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, мы можем столкнуться с возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.  

 Благодарите родителей, хвалите их детей, начните разговор о ребенке обязательно с хорошего (родители не должны бояться школы, вспомните отсутствие оптимизма на их лицах, когда вы их пригласили в школу).  Учитесь у родителей, ведь учитель – это не всегда тот, кто знает больше, а тот, кто знает другое. Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще, всегда без сарказма. Искренне радуйтесь их появлению в классе. Особенно эффективно, если вам  удастся проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем у них проблемы. Предлагайте родителям посильную конкретную модель  приложения их родительских ресурсов с учетом индивидуальных особенностей,  от этого отдача повышается (пошаговые целенаправленные действия  всегда приносят  положительные  результаты, повышают заинтересованность родителей). Старайтесь не критиковать действия  коллег, соблюдайте профессиональную этику. Терпеливо выслушивайте оппонента, его варианты решения проблемы. Не полагайтесь на слухи, говорите только о достоверно известных фактах, не поощряйте ябедничество. Говорите о конкретных вещах, старайтесь не употреблять неопределенных выражений. Начинать и заканчивать беседу необходимо с терапевтического момента.

        ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.

  1. Микро – собрания для разбора конкретных ситуаций или решения общей проблемы для определенной группы  родителей.
  2. Оказание разовой помощи родителями конкретным учащимся и их родителям.
  3. Тематические классные часы и беседы, проводимые родителями.
  4. Создание органов самоуправления (советы дел, проблемные группы).
  5. Совместные встречи.

Классный руководитель должен знакомить родителей  в ходе  таких встреч с правовыми основами семейного воспитания детей и с психологическими особенностями подросткового возраста.

Одна из главных задач педагога – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

УСПЕХОВ ВАМ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ!

Список литературы

1.Хорсанд Д. Маленькие подсказки для родителей. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 138с.

2.Янушкевич В. Г. Давайте действовать сообща. – М.: Новое знание, 2005. -87с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".

Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся  и родителей  с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...

Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника

Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, таким образом воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора. Необходимость организации работы с семьями исходит не из ...

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ.

Обобщен опыт сотрудничества классного руководителя и родителей по созданию творческих проектов учащихся....

«Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи школьника с целью создания единой воспитательной среды»

   Данный материал представляет собой выступление на одиннадцатой научно-практической конференции педагогов России "Семья и школа: общий путь" на тему: «Педагогическое взаимодейс...

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи

В этом материале изложены формы взаимодействия воспитателя-классного руководителя и родителей воспитанников. Может служить подспорьем для организации работы с родителями...