Главные вкладки

    Суицид подростков. Причины. Профилактика
    статья на тему

    Чабан Любовь Александровна

        Столкнувшись  с прямыми угрозами своего воспитанника  покончить с собой, либо подозревая такое развитие событий, педагог нередко оказывается в растерянности, не знает, как к этому относиться: то ли игнорировать угрозы, не обращая на них внимания, считая их пустыми разговорами, то ли бросаться спасать  любой ценой? Но ведь зачастую от нашей реакции, от  умения вовремя распознать угрозу, от  действий  и искреннего желания поддержать человека, возможно, зависит жизнь подростка. Как помочь подростку в случае опасности, как склонить его выбор в сторону жизни, вместе с ним найти выход из ситуации, которая пока кажется неразрешимой, наверное, должен каждый взрослый человек, каждый педагог, каждый родитель, ответственный за жизнь своего воспитанника,  ребенка.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл suitsid_podrostkov._prichiny._profilaktika.docx25.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагог-психолог

    Чабан Л. А.

    «Суицид подростков. Причины. Профилактика»

    «Суицид»  – нелепое и трагичное событие. И если со смертью от естественных причин приходится как-то мириться и принимать ее, то добровольная смерть «от себя самого» всегда приходит как «гром среди ясного неба», как страшная реальность, которую наш разум  отказывается принимать. Суицид – пугающая тема, ее не принято и не очень приятно обсуждать.

     Столкнувшись  с прямыми угрозами своего воспитанника  покончить с собой, либо подозревая такое развитие событий, педагог нередко оказывается в растерянности, не знает, как к этому относиться: то ли игнорировать угрозы, не обращая на них внимания, считая их пустыми разговорами, то ли бросаться спасать  любой ценой? Но ведь зачастую от нашей реакции, от  умения вовремя распознать угрозу, от  действий  и искреннего желания поддержать человека, возможно, зависит жизнь подростка. Как помочь подростку в случае опасности, как склонить его выбор в сторону жизни, вместе с ним найти выход из ситуации, которая пока кажется неразрешимой, наверное, должен каждый взрослый человек, каждый педагог, каждый родитель, ответственный за жизнь своего воспитанника,  ребенка.

    Самоубийство является крайней формой саморазрушающего поведения. Саморазрушающее поведение  -  это преднамеренное, а так же и непреднамеренное нанесение вреда своему психическому и физическому здоровью, вплоть до смерти. Разновидностями саморазрушающего поведения являются алкоголизм, наркомания, токсикомания; а также неоправданный риск; асоциальное поведение; и другие намеренные (или неосознанные) действия, ведущие к разрушению физического или психического здоровья человека. Самоубийство (суицид) трактуется специалистами как осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение – это понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления

    Что значит понятие «смерти» для детского возраста? Само понятие о смерти возникает у детей между 2–3 годами. Для большинства она не является пугающим событием. В дошкольном возрасте дети не считают смерть концом жизни, а воспринимают ее как временное явление, весьма абстрактно, подобное сну или отъезду, не всегда связанное с собственной личностью. В младшем школьном возрасте дети думают, что смерть невидима и, чтобы остаться незамеченной, она ночью прячется в таких укромных местах, как кладбище, ее отождествляют с привидениями или покойниками, которые могут украсть детей. Часто младшие школьники думают, что смерть является наказанием за плохие дела, они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой.

     Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности.

    Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. По утверждениям ученых, лишь в 10 % случаев у подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % суицидальное поведение подростка – это «крик о помощи». Неслучайно 80 % попыток совершается дома, притом в дневное или вечернее время, т.е. крик этот адресован прежде всего к своим ближним.

    Некоторым подросткам смерть представляется как желательный длительный сон, отдых от невзгод, способ попасть в иной мир, также она видится средством наказать обидчиков. Кроме того, именно у подростков суицидальное поведение может быть подражательным, так как они копируют образцы поведения, которые видят вокруг себя, (телевидение, Интернет, подростковые субкультуры). Подросткам свойственна повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки. Сильные переживания вызывают у детей и подростков самоубийство брата или сестры (родители настолько поглощены горем, что не замечают других своих детей, которые тоже страдают и в целях привлечения внимания родителей и могут повторить суицидальный поступок близких).

    Еще одной особенностью суицидального поведения подростков является наличие взаимосвязи попыток самоубийств с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д. Кроме того, возникновению суицидального поведения способствует наличие депрессивных состояний.

    Какие факторы влияют на развитие саморазрушающего суицидального поведения подростков?

     Основными мотивами суицидального поведения у детей и подростков специалисты считают:

    1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

    2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

    3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

    4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).

    5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

    6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться.

    7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

    8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

    9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.

    10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.

    Часто при расследовании суицида специалистам  приходится сталкиваться с  жалобами педагогов или родителей на демонстративно-шантажное поведение подростков («Если Вы мне не разрешите встречаться с Д., то я выброшусь из окна», «Я порежу себе вены – пусть все узнают, какие Вы родители на самом деле…»). Несмотря на то что взрослые  считают, что их только хотят «попугать», тем не менее этот «спектакль» нередко приводит к трагическим последствиям (к серьезным увечьям и даже к смертельному исходу), когда различного рода случайности и неправильный расчет определяют конечный результат попытки.

    В случаях демонстративно-шантажного поведения подростков специалисты психологических центров  обычно советуют педагогам и родителям ни в коем случае не совершать самой распространенной ошибки – провокационных призывов (высмеивание, ирония, «советы» как лучше «это» сделать, утверждения о том, что никто не станет ему мешать и т.д.).

    Очень часто подростки говорят про суицид с единственной целью – позлить, или шантажировать взрослых, но получив в ответ ироническую реакцию, из чувства упрямства и желания доказать, что они не правы, решаются на попытку самоубийства. Подростки очень остро реагируют на недоверие со стороны взрослых, нежелание признавать их точку зрения, не считаться с их мировоззрением, их потребностями, на нивелирование их ценностей. Самоубийства среди подростков зачастую бывают именно своеобразной акцией протеста, а сигналом тревоги могут служить высказывания типа: «Не хочу Вас видеть!», «Вы никогда меня не поймете!».

    Нередко подросткам свойственно так называемое аутодеструктивное поведение, проявляющееся в занятиях экстремальными видами спорта или опасными играми. Можно сколько угодно твердить подростку, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут подростки, склонные к аутодеструктивному поведению (возможно, сами не отдающие себе в этом отчета).

    На что следует обращать внимание в поведении ребенка.

    Знаками предостережения могут выступать:

    – высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

    – фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);

    – активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ); сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов;

    – раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);

    – негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

     – постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;

    – необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых);

    – стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

    – символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;

     – попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

    Существует также ряд ситуаций, которые могут восприниматься подростком как кризисные, непреодолимые, безнадежные.

    Например, смерть близкого или любимого человека; сексуальное насилие; денежные долги; раскаяние за совершенное преступление или предательство; угроза физической расправы; нежелательная беременность; получение тяжелой травмы или тяжелая болезнь; шантаж; сексуальная неудача; измена партнера; ревность; публичное унижение; коллективная травля (буллинг); одиночество; подражание кумиру и т.д.

    Также к группе риска относятся подростки:

     – находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);

    – не имеющие друзей;

    – не имеющие устойчивых интересов, хобби;

    – склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания): – перенесшие тяжелую утрату;

    – остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);

    – употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;

    – имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;

    – совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);

    – попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

    Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков – это  ресурсы. Ресурсы бывают внутренние (например, инстинкт самосохранения, опыт преодоления трудностей, интеллект) и внешние (например, поддержка семьи и друзей, вера в Бога, работа с психологом или психотерапевтом). Кроме того, существует и ряд антисуицидальных факторов, т.е. мыслей, душевных переживаний, положительных жизненных установок, позиций и психологических особенностей человека, препятствующих осуществлению суицидальных намерений.

    К ним относятся:

     – страх смерти;

    – нежелание вызывать отрицательные переживания близких;

    – боязнь физических страданий (в т.ч. негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства, опасения остаться инвалидом);

    – выраженное чувство долга, обязательность;

    – наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

    – представление о греховности и о позорности суицида (в т.ч. религиозные мотивы);

    – любовь к жизни;

    – наличие нереализованных планов (жизненных, творческих, семейных и др.);

    – надежда на то, что кто-то знает выход из ситуации и сможет помочь

    Соответственно, чем большим количеством жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, тем сильнее его психологическая защита и внутренняя уверенность в себе, тем сильнее его антисуицидальный барьер.

    Учить ребенка самостоятельно справляться со стрессом необходимо  также, как и учить правила дорожного движения:

    - воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались. Не высмеивайте и не критикуйте ребенка, не торопитесь перечислять его ошибки. Поддерживайте в ребенке уверенность в том, что если что-то не получается, то не от того, что он неудачник, а потому, что так складываются обстоятельства, и Вы сопереживаете его чувствам и готовы всегда прийти на помощь, если он эту помощь готов принять.

    - стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Что хочет подросток в будущем, как он видит свою жизнь? Чего бы он хотел добиться? Рассказывайте о своих переживаниях, мыслях, честные истории из жизни, в т.ч. и о преодолении Вами и знакомыми трудных, казавшихся неразрешимыми жизненных ситуаций.  Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие взрослых, справляются со стрессом быстрее.

    - учите ребенка, прежде чем принять любое решение, просчитать последствия своих действий и меру ответственности, которую он готов взять на себя за реализацию этого решения. Постарайтесь задавать открытые вопросы, которые требуют от ребенка подумать и ответить, не ограничиваясь односложным «да» или «нет» (например: «Какие «за» и «против» этого решения?», «На что это больше всего повлияет?», «Что подсказывает твоя интуиция?»).

    - учить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение).

    - поощрять физическую активность ребенка. Стресс – это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: всевозможные виды спорта, пение, танцы…

    - поддерживать и стимулировать творческий ручной труд подростка. Даже если Вам кажется, что он «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение, через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.

    - поощрять ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы). Приятные необходимые обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то» являются в жизни дополнительным ресурсом для подростка.

                                                                     

                                                                                        Педагог-психолог ______________ (Чабан Л. А.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика.

    Презентация на тему - "Девиантное поведение подростков"...

    Агрессивное поведение детей и подростков. Причины и профилактика (лекция с элементами интерактивного взаимодействия педагогов)

    Знакомство с понятием "детская и подростковая агрессия", с причинами и формами ее проявления....

    Психиатр Михаил Барышев против "синего кита" - советы родителям подростков по профилактике суицидов

    в статье - интервью с психиатром Михаилом Барышевым - специалист дает советы родителям подростков по профилактике внедрения в игры в соц. сетях...

    Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                    В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

    Суициды подростков. Причины и меры профилактики

    Основываясь на том, что в настоящее время Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству суицидов среди детей и подростков, 6 место в мире среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи,...

    Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида).

    Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида)....