Доклад "Проектная деятельность как средство развития устной и письменной речи на уроке английского языка"
учебно-методический материал на тему

Раздульева Алёна Александровна

В данном докладе рассказывается о преимущественных видах проектов на уроке английского языка для детей 2-11 классов. Также, представлены трудности, с которыми могут столкнуться как ученики так и учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»

Кулундинского района Алтайского края

Доклад

Проектная деятельность как средство развития устной и письменной речи на уроке английского языка

Выполнила: учитель английского языка

 МБОУ КСОШ №1

Раздульева Алёна Александровна

Кулунда 2018

         

1 слайд

Здравствуйте уважаемые коллеги, тема моего доклада…

Все мы в той или иной степени используем проектную деятельность на уроках. Я хочу поделиться своим опытом, после буду рада  выслушать ваши замечания, предложения…

2 слайд

Развитие способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат проделанной работы - основные качества личности, важные для жизни в новых условиях современного общества.       

     Применение проектной деятельности на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС .    

Цель:    Создать условия для изучения возможностей проектной деятельности в развитии устной и письменной речи обучающихся на уроках английского языка

3 слайд

Актуальность состоит в том, что в связи со стремительным изменением жизни и требований к обучению учащихся, проект — это новая современная образовательная технология, позволяющая решать задачи личностно- ориентированного подхода в обучении и отвечающая запросам современного общества.  В соответствии с новым образовательным стандартом обучающийся сам должен добывать и применять полученные знания. Один из эффективнейших способов – проектная деятельность.

Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. Но барьером к более успешной коммуникации становятся трудности в устной и письменной речи.

Объектом исследования стала проектная деятельность в современной школе. Предмет исследования  проектные работы при формировании навыков устной и письменной речи.

Гипотеза: Если использовать проект как способ развития устной и письменной английской речи, то это будет способствовать увеличению  интеллектуального и творческого потенциала учащихся и расширению их коммуникативной компетенции.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. определить наиболее удачные типы проектов для школьников разных возрастов  используя собственный опыт работы в школе;
  2. определить проблемы и трудности, вызванные проектной деятельностью;
  3. определить соответствие проектной деятельности  новому стандарту, изучив роль проектов на уроках английского языка в развитии универсальных учебных действий на разных этапах подготовки проекта
  4. Выявление принципов проектной деятельности, которые необходимо учитывать для получения ожидаемого результата

Стараюсь регулярно использовать проектную деятельность,  считаю, что именно она в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Мои ученики с удовольствием выполняют проекты, это позволяем им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями.

 Считаю, что  это путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками.

4 слайд

Успешность проекта во многом зависит от правильного алгоритма действий в процессе его создания – это соблюдение этапов работы над проектом, который включает в себя:

Организационный этап – это начальный этап работы, на котором очень важно сформулировать тему, цель проекта, определить временные рамки, продумать материалы и источники, которые могли бы использовать учащиеся, составить план проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов.

2. Подготовительный этап, на котором ставятся задачи и формируются группы. На данном этапе я считаю очень важно правильно распределить обязанности, учитывая особенности учащихся. 

3. Выполнение проекта - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом, т.к. на этом этапе происходит сбор информации и взаимодействие учителя и ученика, а также учеников – участников проекты между собой, роль учителя здесь очень велика, он - наставник и в то же время, осуществляет контроль правильности употребления языковых единиц, грамматических явлений и структур.
4. Презентация – это демонстрация результатов деятельности по проекту, представление его одноклассникам и учителю, защита и обсуждение проекта. 
Виды конечного продукта могут быть разнообразны от схемы, буклета, альбома, плакаты, выпуска газеты, до устной или письменной презентации. Учителем оценивается содержание и организация материала, особенно ценится оригинальность. 
Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. 
5 слайд

Из множества видов проектной деятельности моими учениками были выбраны такие виды проектов как :творческие, информационные и ролево-игровые+

Виды проектов, используемые для развития устной и письменной английской речи:

6-9 слайд

  1. Творческие (предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

Видео – проект на тему моё домашнее животное, это рассказ по образцу с добавлением своей информации

11-14 слайд

  1. Информационные (предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация.

15-16 слайд

  1. Ролево - игровые  (предполагает распределение участниками определенных 

ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

Видео – проект на тему «Права подростков», ребята должны придумать передачу в которой журналисты беседуют с подростками о их правах, та же в передаче должен быть какой-то призыв молодого поколения к тому, что у них всё получится, надо только к этому стремиться. Передача под лозунгом «Мы- новое поколение, которое может всё!»

18 слайд

 Хочется сказать о трудностях, которые возникают у учителя и учеников , вызванные проектной деятельностью:

19 слайд

Что касается учителя, можно выделит следующие трудности:

  1. Организация работы и дополнительная нагрузка на учителя

 Проекты, конечно же, создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождения подходящих источников материалов и т.д. Выскажу несколько советов и пожеланий в организации учебного процесса.

а) Тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает, какое конкретно задание ему предстоит выполнить ещё до начала работы над проектом.

б) Не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать.

в) Терпимо относитесь к шуму. Учащимся потребуется иногда встать, чтобы взять ножницы или заглянуть в справочник. Но пресекайте любой другой шум, не связанный с выполнением задания.

г) внимательно наблюдайте за тем, что делают ребята. Если они не поняли задание не отменяйте его. Остановитесь и выясните, в чём проблема. Разберитесь в каждой из них.


2.  Планирование серии уроков, на которых предполагается проведение проектной работы.

3. Личностные проблемы.

Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но, с другой стороны, работа над проектом даёт ребятам проявить свои таланты, например, оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по- английски и т.д.


4. Отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом.

5. Трудности в создании успешно действующих групп.

Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Групповая работа очень эффективна для сбора иллюстративного материала. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом. Успех группы, рассчитанной на длительное действие, зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе — 3-4. Насколько это возможно, позволяйте самим ученикам разрешать проблемы внутри группы без вмешательства учителя. Учитель может дать советы по формированию групп детей с разными способностями.


6. Оценка работы учащихся.
20 слайд

При работе над проектами у учащихся также возникают трудности: 
- связанные с лексическим и грамматическим материалом.
- в работе с материалом (сравнить, выбрать материал по определенной теме)
- логического связного построения текста. 
- взаимодействия с другими учащимися.
- в работе со справочным материалом.
- оформления и презентации проектов.
Данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия учителя и учащихся.

четыре основных вида трудностей, которые препятствуют успешному овладению устной речью на английском языке:

  • «Психологический дискомфорт требует большей раскрепощенности перед аудиторией в настоящий период времени. Психологический дискомфорт,  связан со страхом ошибок и критического отношения окружающих.
  • «Нечего сказать». Если же учащиеся не испытывают психологического дискомфорта,  часто сталкиваются с такой проблемой, как “нечего сказать” – отсутствие мыслей по какой-либо проблеме. Поэтому, учащиеся не имеют сильного стимулирующего мотива, побуждающего их к словесному выражению.
  • Низкий, неравный уровень участия. Только один участник общения может говорить, чтобы быть услышанным, именно поэтому работа в большой группе предоставляет достаточно короткий промежуток времени для индивидуального говорения.
  • Использование родного языка. В группах, где учащиеся говорят на одном языке, возникает тенденция к его использованию, так как он легче и возникает чувство неестественности говорения друг с другом на иностранном языке, а также они меньше выделяются на фоне других, если говорят на своем родном языке».

21 слайд

Трудности в письменной речи

Сложность письменной речи связана не только с необходимостью включения большого числа анализаторов.

Её намного усложняют условия, в которых она обычно протекает. Очень часто не хватает времени на уроке для развития именно письменной речи.

Мой алгоритм действий по преодолению трудностей в письменной речи следующий:

это списывание без ошибок, работа по образцу, добавление своей информации в изменённый образец и создание своего образца ( это абсолютно разноуровневые упражнения  (от написания поздравительной открытки до эссе) в зависимости от возраста и способностей ученика.

Всегда была и будет проблема, связанная с несоответствием уровня владения английским языком уровню развития навыка говорения.

Отчаиваться ни в коем случае не нужно, нужно развиваться, искать способы решения этой проблемы… Кто-то из детей способен преодолеть данную проблему. Должно быть больше практики и улучшения будут видны.

22 слайд

Развитию устной и письменной английской речи помогают осуществлять следующие принципы  проектной деятельности:

- Вариативность деятельности (индивидуальная, парная и групповая формы работы) – конечный продукт представляется в виде диалога, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, реферата, сообщения в устной, письменной, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).

- Когнитивный принцип, который предполагает решение проблем, в том числе и проблем в употреблении грамматических и лексических структур.

- Удовольствие от учения или учение с увлечением – одно из главных условий эффективности обучения, учащиеся способны усваивать только в том случае, если им нравится процесс обучения, если он отвечает их потребностям. Важно включать в учебный процесс игры, шутки и загадки.

- Личностный фактор, ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, проблемах, интересах и увлечениях.


- Адаптация заданий. Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить.. Выбор зависит от многих факторов, включая возраст, уровень знаний, интересы учеников, материалы, которые доступны обучаемым, временные рамки.

23 слайд

Выводы:

Таким образом, стало ясно, что большинство учащихся с удовольствием занимаются проектами, особенно на темы, касающиеся их собственных интересов. В том числе, учащиеся развивают повседневные умения и навыки, а также умения успешно работать с группой учащихся, принимать обдуманные решения, эффективно общаться.

24 слайд

В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных), проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция и самоорганизация учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.
Учащиеся сами признают, что во время подготовки и презентации проектов они обогащают свой словарный запас, развивают устную и письменную речь, а также повышается их самооценка и уверенность в отношении изучения английского языка.

25 слайд

Считаю, что использование  проектной деятельности – это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в изучении ИЯ, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, расширению языковых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал помогает выбрать эффективные методы коррекции по развитию устной и письменной речи в 5классе...

Развитие устной и письменной речи на уроках башкирского языка и литературы

Методы и приемы развития речи учащихся на уроках башкирского языка...

Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка

В концепции модернизации образования записано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуа...

Чат, как средство формирования устной и письменной речи на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности классного руководителя.

В статье рассматривается использование Интернет-ресурса как одного из средств формирования иноязычной компетентности учащегося, а так же как средство организации работы с классом....