Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДДЕРЖКЕ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
    методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

    Буреева Лариса Владимировна

    В данном материале я рассказываю о специфике преподавания и работы в целом в школе, где обучается контингент ребят, имеющих низкий уровень интеллектуального развития, детей из семей соцриска, которые в целом и определяют массу слабоуспевающих учащихся. Именно с такими детьми необходимо выстраивать образовательный процесс, направленный на повышение качества знаний учащихся, причём непременно с соблюдением ФГОС.Какие из инновационных методов приемлемы в моей работе, а от каких я решила отказаться-рассказываю в статье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_novyy.docx22.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

    По всей территории Российской Федерации расположено много школ в сельской местности с населением около 1 тысячи человек. Ульяновская область здесь не исключение. Я работаю в школе Ульяновской области Новоспасского района, которая расположена в деревне. Постоянной работы в селе нет, поэтому многие родители: и мужчины, и женщины  -работают за пределами населённого пункта с выездом в районный центр, соседние населённые пункты , вахтовым методом  (около 40%). Кроме того, Муниципальное общеобразовательное учреждение Рокотушинская основная школа имени полного кавалера ордена Славы Н. П. Соловьёва, о которой идёт речь, осуществляет свою деятельность на одной территории с ОГКУ СО СП «Росток»-социально-реабилитационным приютом для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Комплекс этих обстоятельств безусловно повлиял на уровень качества образования в школе и успеваемость по школе в целом.  Большинство детей, обучающихся в нашей школе-дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из семей, где подолгу отсутствует мать или отец, где воспитанием и присмотром за детьми занимаются бабушки и дедушки. Как следствие-некачественно подготовленные домашние задания, плохая успеваемость. Другая проблема – состояние здоровья обучающихся. Основная масса воспитанников приюта, как правило, имеют II, а то и III группу здоровья. Не секрет, что в семьях, где нездоровый микроклимат, рождаются не здоровые, а больные дети. Список заболеваний обширен, и , порой, не позволяет детям заниматься  по обычной общеобразовательной программе. Есть дети В нашей школе традиционно высок процент детей с ОВЗ, которым необходимо заниматься по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью.Ещё одна причина – недостатки воспитанности личности : недостатки в развитии моральных качеств, в отношениях к учителям, коллективу, семье. Количество слабоуспевающих обучающихся  в классе варьируется  от 50 до 90%. Качество обученности, однозначно, невысокое. Поэтому перед администрацией и педагогическим коллективом встаёт проблема повышения качества обученности слабоуспевающих обучающихся.

             Для организации работы над данной проблемой необходима не только психолого-педагогическую и социально-медицинскую поддержка учащихся, но и следующие приоритетные задачи:

    • Объединить усилия всего коллектива для работы со слабоуспевающими обучающимися.
    • Создать благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
    • Разработать комплексные меры, направленные на повышение успеваемости каждого обучающегося индивидуально.

    Для создания специальных условий образования для слабоуспевающих детей разработана нормативно-правовая база. Утверждены следующие методические локально-нормативные акты: «Положение об организации индивидуального обучения», «Положение о деятельности педагогического коллектива по сопровождению слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся», «Положение о критериях оценивания результатов учебной деятельности учащихся ».

    Для того чтобы обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей и оказание помощи детям этой категории в освоении  общего образования разработана и принята  Программа по сопровождению слабоуспевающих обучающихся. Данная программа включает разделы  по организации психолого-педагогической и социально-медицинской поддержки организацию индивидуальной образовательной деятельности учащихся, которую осуществляют: зам. директора по УР; педагоги-предметники; классный руководитель; родители (или опекуны) ученика.

    Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива, обеспечивающего интегрированное и индивидуальное образование. В связи с этим в школе должна выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Для качественного оказания психолого-педагогико-социальной поддержки детям члены педагогического коллектива постоянно повышают свою квалификацию и проходят курсы повышения квалификации по данной тематике.

    Следующий этап работы со слабоуспевающими обучающимися – изучение особенностей слабоуспевающих  обучающихся,  причины их отставания в учебе и слабой мотивации. Для этого мною, как классным руководителем, проводится многоступенчатая диагностика .Для изучения особенностей слабоуспевающих обучающихся и выяснения причин их низкого уровня обученности  провожу мониторинговые исследования, которые отслеживают динамику развития детей, их успешность в освоении основной образовательной программы. Можно использовать систему Ю.К. Бабанского и В.С. Цетлина, в которой выделяются две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей детской психологии, являются: дефекты здоровья школьников; психолого-педагогические элементы поведения, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей (понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки); низкое развитие интеллекта; отсутствие устойчивой положительной мотивации учения; слабо развитая волевая сфера.

    Внешние причины-причины социального плана. Здесь на причины слабой успеваемости учащихся влияет снижение ценности образования в обществе, несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, пробелы в знаниях); отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д..

    Таким образом, в реальной жизни школьника туго переплетается целый ряд причин. Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь. Исходя из данных причин, составляется индивидуальный маршрут каждому слабоуспевающему ребёнку, в котором прописываются виды помощи, методы и приёмы поддержки.

    Организация деятельности педагогического коллектива состоит из определения видов помощи, профилактики слабой успеваемости. Каждый участник проекта составляет план работы по своей направленности.

            Виды помощи слабоуспевающим обучающимся:

    • По состоянию здоровья. Определение индивидуального образовательного маршрута детей с особенностями в развитии и здоровье.  Своевременная диагностика помогает выявить детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение психолого-педагогического обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения, направление для дальнейшего обследования в ЦПМПК и определение статуса. Все учащиеся нашей школы, обследованные в ЦПМПК обучаются по программам, рекомендованным в решении комиссии.Для успешного обучения и прохождения итоговой аттестации мною разработаны рабочие программы по чтению и письму и развитию речи для обучения по программе VIII вида учащегося 4 класса, адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературе для учащейся 9 класса, имеющей заключение ПМПК и обучаемой по программе для детей с психическими нарушениями. Кроме того ,в данный момент на дому с помощью дистанционных технологий обучается ребёнок-инвалид .
    • Повышение мотивации к обучению. Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Исследования показывают, что учащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому, преодоление неуспеваемости учащихся этой группы начинается с воспитательной работы. Данные ребята привлекаются к участию во внеурочной деятельности в подготовке школьных вечеров, «КВНов»; участию в интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», посещению занятий по внеурочной деятельности «Копилочка знаний +» и др. Это повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к учебным предметам
    • Повышение уровня воспитанности. Недостатки в развитии моральных качеств, в отношениях к учителям, коллективу, семье приводят таких ребят к снижению успеваемости. Дети очень часто имеют вредные привычки, грубят, сквернословят. Встречается и воровство. Очень трудно привить к детям с таким поведением тягу к почитанию моральных ценностей общества, уважение к старшим, желания быть полезным обществу и приносить пользу. Таким детям нужна помощь и поддержка моя, как классного руководителя. Повышение уровня воспитанности-нелёгкая кропотливая работа, требующая ежедневных усилий и мероприятий . В своей работе классного наставника я выбрала главенствующие направления для формирования личности детей: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное. Реализую эти направления через цикл классных часов, участие в мероприятиях «Акция добра», «Свеча надежды», «Покормите птиц зимой!», участие в творческих конкурсах, посвящённых истории родного края, героическим подвигам земляков в Великой Отечественной войне.
    • Организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем, часто она используется для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой-то степени оправданно, поскольку дома они к урокам не готовятся. Практика показала, что и в приюте дети не выполняют домашнюю работу порой оттого, что не привыкли к «обязательствам» Исследователи считают, что основная помощь учащимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и, у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт.Главное в работе с ними – учить учиться. С такими ребятами я занимаюсь после уроков, применяя систему зачётов. Задаю задания на каникулы, тем самым осуществляя восполнение пробелов в программном материале, допущенных по причине «неохоты» у учащегося.
    • Особая организация учебного процесса: обучение в соответствии с принципами индивидуализации, создание механизмов для формирования основ самообучения и мотивов учебной деятельности; использование для обучения инновационных методов преподавания, таких как проектная деятельность, методы тестирования (обучения новому,выяснения понимания, коррекции усвоения учебного материала)
    • Работа с родителями: психолого-педагогические консультации, посещение семей, наблюдение за условиями жизни обучающихся и т.д.. В условиях нашего ОУ, работу с родителями воспитанников приюта мы базируем на общении с директором, как законным представителем учащихся, воспитателями; для организации медико-психолого-социальной консультации и поддержки  мы используем персонал приюта. Малочисленная родительская общественность нашей школы очень мобильна:так как в одной семье часто воспитываются два и более детей, то с родителями общаться и выстраивать воспитательный процесс несложно. Основная их масса является постоянными и полноправными участниками учебного процесса. В сообществе Viber создана группа учащихся и родителей, чьим классным руководителем я являюсь.

                Библиографический список:

    1. Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. – 1972. – №1. – С.18.
    2. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – С. 243.
    3. Г.О.Галич, Е.А.Карпушкина .Экспресс-диагностика девиантного поведения детей и подростков.Известия.ПГПУ им. В.Г.Белинского №16.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.

    Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.В каждом классе нашей школы , как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по...

    Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования

    «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».Лев Николаевич Толстой...

    Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования

    Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования...

    Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.

    Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....

    Организация внеурочной деятельности педагога как важнейший фактор повышения качества образования и обязательная составляющая ФГОС ОО

    В докладе указана вся внеурочная деятельность учителя, которая призвана мотивировать учащихся к изучению биологии....

    Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»

    Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация  как важнейший фактор повышения  качества образования»...