Пути интеграции основного и дополнительного образования через реализацию проектной деятельности.
статья на тему

Киселева Мария Владимировна

Статья "Пути интерграции основного и дополнительного образования" через реализацию проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_integratsii_osnovnogo_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Киселева

Заведующий ОДОД

 ГБОУ школы № 335

 Пушкинского района С-Пб

Пути интеграции основного и дополнительного образования

через реализацию проектной деятельности.

На современном  этапе модернизации системы образования в Российской Федерации большое внимание уделяется развитию новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

В данных условиях возникла необходимость в том, чтобы современная российская школа начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Система дополнительного образования  и внеурочной деятельности вносит большой вклад в процесс практической реализации идей новой образовательной стратегии.

Основное и дополнительное образование  становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка

Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей. В силу своей гибкости она может решать самые разные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный,  нестандартизированный характер.

. Среди отличительных черт дополнительного образования и внеурочной деятельности  особенно выделяется создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области и многообразие видов деятельности, которые удовлетворяют самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка.

Школа после уроков подобна творческой лаборатории - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым своих интересов, увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор. Важно заинтересовать школьника занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по нескольким  направлениям, одним из которых является проектная деятельность.

. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы. 

Задача данного метода – стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность.

Кроме того, использование межпредметных и надпредметных  проектов даёт возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся

Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; расширяет кругозор, сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Демонстрирует преемственность, логическую взаимосвязь образовательного и воспитательного процесса. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.

Не менее важно  творческое сотрудничество  учителей – предметников, педагогов дополнительного образования, учителей внеурочной деятельности, при реализации проекта. Совместная творческая и интеллектуальная деятельность дает возможность создать  единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению.

Метод проектов действительно эффективная педагогическая технология. Заслуга его в том, что он даёт возможность быть успешным каждому, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Невозможно добиться формирования у школьников целостного представления о мире, не соединяя основное образование с дополнительным, ведь  именно это соединение позволяет решать задачу  гармоничного развития личности. И неслучайно интеграция основного и дополнительного образования рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития современной образовательной системы. А если  дополнительное образование еще и является отделением того же  учреждения, в котором реализуется и основное образование, то такая интеграция становится не возможным, а необходимым, направлением деятельности и школы в целом, и каждого учителя, работающего в ней, в отдельности. В нашем образовательном учреждении такая возможность есть. Мы располагаем широким спектром курсов внеурочной деятельности и направленностей ОДОД.

Механизмами  интеграции являются:

  • разработка и осуществление совместных проектов, отдельных дел и акций;
  • обмен ресурсами (интеллектуальными, информационными, материально-техническими и др.);
  • обмен передовым опытом;

Результаты интеграции

  • повышение качества образования;
  • переход от разрозненных форм общего и дополнительного образования к целостной  образовательной системе;
  • формирование устойчивого интереса и мотивации детей к учебной деятельности;

Таким образом, интеграция через реализацию проектной деятельности приводит к качественно новым результатам, одним из основных является личная мотивация и удовлетворение интересов учащихся.

Согласованное, творческое взаимодействие основного и дополнительного образования– это залог успешности деятельности образовательного учреждения и профессионального роста педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция основного и дополнительного образования учащихся (из опыта реализации программы «Азы православия»)

«Азы православия» - это вводный курс для  знакомства детей с нравственными и духовными основами православия, учит устанавливать взаимоотношения между детьми, формирует нравственное поведение в се...

" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Доклад на тему «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования»

Модернизация образования предполагает интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, причем каждое учреждение является уникальным по своим це...