Доклад на тему «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования»
материал

Аржаникова Инна Владимировна

Модернизация образования предполагает интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, причем каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в детских садах и школах.

Таким образом, можно сделать вывод, что Lego-конструирование является отличным средством разностороннего развития технических способностей детей разного возраста, так как каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Лего побуждает работать в равной степени и голову, и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Результаты работы позволяют говорить о том, что интеграция дополнительного, основного и дошкольного образования позволяет решать проблему эффективного развития ребенка в соответствии с современными требованиями исходя из его способностей и потребностей.

Лего – это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_arzhanikova_i.v.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования»

Аржаникова И.В.,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию опыт работы на тему «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграция основного, дополнительного и дошкольного образования».

Модернизация образования предполагает интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, причем каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в детских садах и школах.

Свою образовательную деятельность организую по дополнительным общеразвивающим программам «Первые механизмы», «Lego-конструирование», «ЛегоМир». Программы разработаны с учетом всех возрастных особенностей детей и носят преемственный интегрированный подход к обучению.

Необычайная популярность LEGO объясняется просто – эта забава подходит для детей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива (два самых простых кубика LEGO можно сложить разными способами). Для любознательных – обучающий проект LEGO, для коллективных – возможность совместного строительства.

Главным преимуществом конструкторов LEGO является то, что они построены по принципу от простого к сложному, обладают такими свойствами, как: стремление к бесконечности, заложена идея усложнения, несут полноценно смысловую нагрузку и знания.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Поэтому данное направление является актуальным, так как:

  • является великолепным средством для интеллектуального развития детей,
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие учащегося в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • позволяет учащимся проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Совместная работа по оказанию дополнительных образовательных услуг Дома детского творчества с дошкольными и общеобразовательными учреждениями поселка осуществляется более десяти лет на основе договоров о сотрудничестве.

Исходя из кадровых и материально-технических возможностей, успешно организована работа по реализации образовательных программ технической направленности.

Об этом свидетельствуют данные мониторинга за три учебных года. Охват детей программами технической направленности увеличился со 160 (24%) до 222 учащихся (28%), из них 76 чел. (10%) занимаются легоконструированием и робототехникой.  

Благодаря интеграции трех уровней образования организовано сетевое взаимодействие Дома детского творчества со школами и детскими садами поселка, что позволяет расширить образовательное пространство и увеличить охват детей, занимающихся легоконструированием и робототехникой. Содержание интеграции определяется запросами родителей и интересами детей. Занятия с детьми проводятся как на базе Дома детского творчества, так и в школе и детских садах.

Использование робототехники в детском саду — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству.

Более 3 лет работаю с воспитанниками детских садов в возрасте 5-7 лет по дополнительной общеразвивающей программе «Простые механизмы». На занятиях дети работают с обучающим конструктором LEGO «Простые механизмы», с помощью которого они могут почувствовать себя юными учеными и инженерами, понять принципы работы простых механизмов. Данный вид деятельности способствует созданию в группе комфортной, мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы.

В процессе легоконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Легоконструирование развивает и речевые навыки: дети задают вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует коммуникативные навыки. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Дети используют собранные модели в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях. Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями.

Кроме этого, на базе нашего учреждения работает кружок раннего развития «Развивай-ка» для детей 5-7 лет. Открыты две группы, младшая и старшая. Занятия организуются в субботу в первой половине дня по 8 программам, из них две программы технической направленности. Детей 7 лет обучаю легоконструированию на основе конструктора Lego WeDo и навыкам работы в компьютерной программе ПервоЛого. Как результат деятельности, вижу стабильную посещаемость и высокий интерес к содержанию занятий.

При переходе детей из детского сада в школу, они продолжают посещать технические объединения в Доме детского творчества, обучаясь по дополнительной общеразвивающей программе «ЛегоМир», добиваясь высоких результатов. Поэтому для нас очень важно, выявлять и развивать творческие способности детей на более ранних этапах развития, поддерживать проявленный интерес. Так, например, многие учащиеся объединения «Робототехника», занимаются техническим творчеством с дошкольного возраста, достигая высоких результатов в области робототехники:

- ежегодно становятся победителями и призёрами районного конкурса технического творчества;

- являются призерами окружных соревнований юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор»;

- один учащийся победитель XIV Российского соревнования конференция юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор»;

- один учащийся победитель I Ямало-ненецкого регионального тура Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».

В Доме детского творчества организована работа по лего-конструированию и робототехники и с детьми с ограниченных возможностей здоровья, которые с удовольствием занимаются данным видом деятельности и успешно выступают в конкурсных мероприятиях. В текущем учебном году один из учащихся стал победителем Всероссийского робототехнического конкурса для детей с ограниченными возможностями здоровья «ИКаРёнок без границ» «Город мечты».

Таким образом, можно сделать вывод, что Lego-конструирование является отличным средством разностороннего развития технических способностей детей разного возраста, так как каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Лего побуждает работать в равной степени и голову, и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Результаты работы позволяют говорить о том, что интеграция дополнительного, основного и дошкольного образования позволяет решать проблему эффективного развития ребенка в соответствии с современными требованиями исходя из его способностей и потребностей.

Лего – это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста

материал содержит презентацию с описанием опыта работе по  теме "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста"и практическую часть занятия....

«Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании» автор Матюхина Е.Г.

Данная работа является результатом посещения курса «Развитие творческих способностей детей», обобщения полученных знаний, изучения и систематизации литературы по данной теме и использования собственно...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

Статья. Пластилинография - как средство в развитии творческих способностей детей с ОВЗ.

Развитию творческой активности и пробуждению интереса к изобразительной деятельности у детей с ОВЗ способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином. Пластилинография позволя...