Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в условиях ФГОС.
статья (7 класс) по теме

Мищенко Юлия Владимировна

Вместо сухого и монотонного изложения материала, можно применять живое и  активное общение. Творческий подход повышает интерес у обучающихся, а значит и результативность урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в рамках реализации ФГОС.

 «Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты вращаются все другие формы учебных занятий» Н. М. Верзилин 

Одной из главных задач учителя является организация познавательной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. «Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков».(Д.ПОЙА)

 От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу. Остановлюсь на некоторых методах и приемах, которые способствуют успешному усвоению учебного материала.

1. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с учебником, являющимся одним из важнейших источников информации и знаний для учащихся. Это эффективное средство закрепления материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления.

Использую на уроке (если есть время) и дома следующие задания:

  • найти в тексте то, о чём не говорилось на уроке;
  • прошу объяснить значение тех или иных слов;
  • найти определение некоторых терминов, правил;
  • Составить вопросы по теме.

2. Использование учащихся для контроля.

Эффективность этого метода давно проверена и признана. Учащиеся, из числа наиболее успевающих, проверяют выполнение домашнего задания, оценивают работы после математического диктанта, самостоятельной работы у доски, занимаются с отстающими. На уроках помогают друг другу. Безусловно такой метод повышает интерес и познавательную активность учащихся.

3. Рассмотрение различных способов решения задач. Задачи делятся на алгоритмические, полуалгоритмические, эвристические. Роль алгоритмических задач в обучении математике очень важна. Решение задач этого типа легко и быстро приводят к желаемому результату, незнание же алгоритмов ведет к многочисленным ошибкам, потере времени и неуверенности в себе. К полуалгоритмическим задачам относятся задачи, методы решения, которых имеют обобщенный характер и не могут быть полностью сведены к одному из известных алгоритмов. В эвристических задачах необходимо выявить некоторые скрытые связи между элементами условий и требований. Это задачи олимпиадного характера.

В классе всегда найдется ученик, который мыслит отлично от остальных, нестандартно. После решения некоторых задач можно попросить решить ее по-другому. Например, решение задач на нахождение дроби от числа или числа по его дроби в 5 классе, задачи по геометрии и т.д.

4. творческие задания. На уроках и для домашних заданий я часто использую творческие задания такого характера, как:

  • Подготовка коротких докладов к урокам (например, о жизни и деятельности выдающихся математиков или «Наука статистика-это..», «Применение подобия в быту). Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний. Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку.
  • Написание ЭССЕ на тему «Для чего мне нужно уметь строить?»
  • Составление ребусов, кроссвордов на определенную тему, которые могут быть использованы при устном счете или для «угадывания» темы урока.
  • Составление практических советов для успешного выполнения домашнего задания.
  • Проиллюстрировать тему урока,  повести исследование (при изучении среднего арифметического и статистических данных.)

5. Использование практической направленности и межпредметных связей 

На своих уроках я стараюсь показать, что знания математики необходимы во всех областях, а также знания других предметов можно использовать в математике.

1. Например, решив пример, вы получите массу черепахи-гиганта, живущей на островах Тихого океана. Она такой величины, что дети могут кататься, сидя на ее панцире.

(Самая крупная в мире черепаха весит 600 кг. Она называется дермохелис. Из ее панциря изготавливают украшения, а мясо и яйца идут в пищу).

2. Решив пример, вы узнаете, в каком году Петр I завез в Россию картофель.

Использование на своих уроках информации по другим предметам позволяет мне осуществлять межпредметные связи, воспитывать у учащихся любознательность, стремление познавать новое, расширить их кругозор. Поэтому подобные фрагменты я включаю во многие уроки.

В 6 классе начинается курс географии, и я применяю знания учащихся из этой науки на своих уроках в темах: «Масштаб», «Графики». Так, при изучении темы «Масштаб»  мы «Определяем расстояние от Сальска до Ростова на Дону на местности, измерив его на карте». Интерес учащихся на таких уроках высокий.

6. Следующим приемом является выполнение нестандартных заданий по математике.  Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.

Мои ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении. Или интерес вызывают такие задания: определите номер домашнего задания по решенным заданиям.

На каком этапе важно раскрыть значимость изучения данного материала, привлечь внимание учащихся, пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить? ( на этапе мотивации учебной деятельности )

Можно использовать следующий материал:

1.Исторические задачи, легенды, притчи, сведения из истории по данной теме.

2.Математические высказывания.

3.Математические фокусы, задачи занимательного характера.

Как  правило , я начинаю урок без темы .В начале урока тема не объявляется. После того как ребята получили стимул, тема изучается, формируются первые навыки. После этого нужно обязательно вернуться к заданию, с которого начиналось изучение темы, и дать возможность ребятам решить задание повторно.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Все эти приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, приучают их к осмыслению логики усваиваемого материала и служат одним из средств стимулирования учебной работы.

В своей практике я использую различные уроки: лекции, практикумы, консультации, загадки и др., благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. На уроках можно использовать разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, сообщения и др.

Уроки-лекции

 Урок-лекция предполагает совместное размышление, а также деятельность учителя и учащихся. Лекцию нужно подготовить и провести так, чтобы вся тема была рассмотрена крупным блоком, и при этом обеспечен высокий научный уровень изучаемого материала, доступность изложения, а также изящество формулировок и решения. И именно в ходе лекции пробуждается интерес к математике в наибольшей степени.

 На протяжении лекции учитель задает вопросы классу, приглашает к сотрудничеству и размышлениям. Важно чтобы учитель побуждал детей к тому, чтобы они открыто говорили, в чем и где испытывают трудности при усвоении учебного материала.

Уроки-консультации

 Цель проведения урока консультации - научить школьников задумываться над проблемой, уяснить какие возникли у них затруднения при знакомстве с изучаемой темой, а также сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.

Итак, что же дают уроки-консультации учителю.

  • Можно восполнить пробел, если разобраны не все ключевые задачи;
  • Учитель должен просмотреть по данной теме большое количество задачников.
  • Вопросы учеников учитель использует для обобщения материала;

А что дают такие уроки ученикам:

  • Они формируют у учащихся привычку задавать вопросы и на других уроках. И ведь любой урок только выиграет от интересных вопросов.

Урок-загадка таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

  Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. На таких уроках используются кроссворды как средство проверки эрудиции учащихся, а также для лучшего усвоения ими фактического материала. Тематические кроссворды используются как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.

Цель нестандартных приемов обучения проста - оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать учеников, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Нестандартный урок не только обучает, но и воспитывает ребенка, а также это одна из форм активного обучения.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Заключение

Это только лишь малая часть приемов и методов активизации познавательной деятельности учащихся, которые я с успехом применяю на своих уроках. Изучая методическую литературу, общаясь с коллегами, пришла к выводу, чтобы заинтересовать детей существует немало методов и приемов. У каждого учителя свое мнение о современном уроке. Я придерживаюсь такой формулировки:

1.Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап урока вливался в другой, а ученики понимали, что и зачем они делают на уроке.

2.Учащихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока,

3. Принцип “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, актуален на уроке математики.

4.На уроке должно быть интересно.

В заключении хочу отметить,  «Математика – это счастье…..».  Для учителя математики радость заниматься математикой, но ещё большая радость, если удаётся воспитать ученика, любящего математику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"

Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

Статья в сборнике Международной научно-практической школе-конференции "Экология Южной Сибири и сопредельных территорий"...

«Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на индивидуальных логопедических занятиях»

Одним из основных принципов обучения в специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проя...

«Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на индивидуальных логопедических занятиях»

Одним из основных принципов обучения в специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проя...

Статья "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей на уроках английского языка".

В данной статье рассматривается проблема поиска эффективных методов и приемов активизации познавательной деятельности детей  на уроках английского....

«Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики» выступление на педсовете

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет боль...