Использование технологии педагогической мастерской в образовательной деятельности
методическая разработка на тему

Лопатина Галина Александровна

Доступное описание технологии педагогических мастерских. Акцентирование на главных особенностях данной технологии. Раскрыт понятийный аппарат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_razrabotka.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Педагогическая разработка

 «Использование технологии педагогической мастерской в образовательной деятельности»

Учитель обществознания

МОУ СОШ п. Арчаглы-Аят

Челябинской области

 Лопатина Галина Александровна

                                                                                       «Воспитание есть воздействие

                                                                                         на сердце тех, кого мы           воспитываем»

Л.Н Толстой

    Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

 В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

  Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие.  Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.
Одно из замечательных качеств мастерской — ощущение свободы и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека.  Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения.

Принципы и правила ведения мастерской

-Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера (учитель, руководитель мастерской).

-Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.

-Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

 -Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе "предъявления продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

-Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же как право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.

-Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой -необходимое условие. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

-Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т. д. Такая организация содействует появлению чувства свободы.

-Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит, а как бы фокусирует вопросы, и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися.

-Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Процесс организации и ведения мастерской включает в себя:

Разрыв. Психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.

 «Разрыв» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» — «разрыву». Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась.

 Рефлексия. Различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чём-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...»

 В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии и надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю -осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...»).

Для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но и для приобретения тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.

Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: формулирования правил, создания текста,приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, афоризмов, образов, фактов, явлений. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое.

Большую роль в педагогической мастерской играют ассоциации для актуализации личного опыта участников, «открывают» работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого.

  Мастерские по самопознанию, а также отношений и ценностных ориентации имеют, с одной стороны, диагностический характер, а с другой — помогают учителям и учащимся выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений общечеловеческой культуры.

Построение мастерской технологично и создается по определенному алгоритму.

Первый этап

«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор- первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников (задание вокруг слова, ситуации, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания). Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.

Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление,  представление,  знание,   которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

«Социализация»,  т.  е.  предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи. Всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны.

«Афиширование» — вывешивание работ (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.

Второй этап

-Обращение к новой информации и ее обработка.

-Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.

 Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников. Но все это - в рамках правил и определенного алгоритма мастерской, которые не допускают преждевременного введения мастером готовой информации.

 По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев. Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля.

Педагогическая мастерская как инновационная форма обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.

Но в любом случае выделяются следующие её основные положения:

1. Личность с новым менталитетом.

2. Все способны.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Для методов характерно:

-отношение учителя к ученику, как к равному себе (новый тип педагога. Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка);

- не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учащимися или формирование  критического отношения  к информации;

- плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других, атмосфера открытости, доброжелательности;

-обращение к чувствам ребёнка;

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

В заключении хотелось бы ответить на важный вопрос: есть ли какие-то ограничения по применению технологии педагогических мастерских? Нет! Установка на то, что все способны, позволяет использовать эту технологию при освоении любой предметной области.

 Педагогическая мастерская «Выбор за тобой»

Тема: профилактика ассоциальных явлений среди подростков

Задачи:-предупредить об опасностях, связанных с возможностями совершения преступлений против чести и достоинства;

-способствовать пониманию ценности нравственных качеств честь и достоинство;

-формировать понятие обеспечение социальной справедливости.

1. Мы продолжаем наши занятия «Выбор за тобой». Наша главная задача, как всегда, уйти с него, сделав правильный выбор

 Индуктор.

2.Отрывок песни «Разговоры, разговоры…»-поют уч-ся (Слайд 1)

-Одну девочку оклеветали. Знакомая многим ситуация. Во что она может вылиться для человека в подростковом, самом сложном возрастном периоде?

Деконструкция, реконструкция

3. Слова А. Навои (Слайд 2)-Сулейманов В., группа уч-ся готовится к инсценировке.

Переключение на Слайд 3 (Выбор за тобой). - Итак, выбор за тобой.

4. Обыгрывание социодрамы, повторение в режиме немого кино на фоне шума толпы

5.Обсуждение моральной и психологической стороны ситуации.

6.Народная пословица (Слайд 4) –Вдумайтесь, насколько жёсткое решение подобных ситуаций заложено в народной пословице. Выскажите своё согласие или несогласие

7. Вы сами увидели правовую сторону нашей ситуации.

Ст. 21 КРФ (Слайд 5)-Петрухнова К. Раскрывается понятие честь.

Статья Конституции находит продолжение в ст. 128.1 Уголовного кодекса «Клевета» -Слайд 6. Обсуждение справедливости наказания за клевету.

8.Слайд 7. В мире мудрых мыслей.

Анализ двух высказываний. (Ступеньки). Подведение  к выводу о том, что необдуманные слова могут привести к преступлению.

Социализация

Организация работы в группах.

Формулирование советов подросткам, попавшим в подобную ситуацию.

Афиширование

Представление продукта по результатам работы в группах. Обсуждение.

Слайд 8. Советы разработанные специалистами психологами. Противоречат ли они нашим советам?

Какой ваш выбор по теме сегодняшнего занятия?

Обращение к Слайду 8: И раскаялся, да не воротишь.

Спасибо всем за сотворчество

    Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах.

При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

 Организация и перестройка реального пространства.

Мастер не ставит, а как бы фокусирует вопросы, и не отвечает на них

Разрыв. Психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения.

Рефлексия, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чём-то, делаю -осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...).

Для подростков этап рефлексии важен для приобретения тренировки способности к самопознанию и самокоррекции.

Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения :формулирования правил,  выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, афоризмов, образов, фактов, явлений.

Алгоритм:

Индуктор- первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников (задание вокруг слова, ситуации, мелодии, рисунка…)

«Социализация»,  т.  е.  предъявление созданного продукта всем участникам.

«Афиширование» — вывешивание работ (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.

Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

Но в любом случае выделяются следующие основные положения пед. мастерской:

1. Личность с новым менталитетом.

2. Все способны.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

В заключении хотелось бы ответить на важный вопрос: есть ли какие-то ограничения по применению технологии педагогических мастерских? Нет! Установка на то, что все способны, позволяет использовать эту технологию при освоении любой предметной области.

Из опыта:

  1. Игровые ситуации с 5 класса
  2. Система
  3. Переход в 9 кл. к социодраме (Раздел «Право»)
  4. Принцип невыдуманных ситуаций (анонимность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии педагогических мастерских на уроке литературы.

Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позв...

Отличие занятия с использованием технологии педагогической мастерской от традиционного.

Отличие занятия с использованием технологии педагогической мастерской от традиционного....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

СОДЕРЖАНИЕ    Введение 1.      Обоснование выбора технологии «Педагогическая мастерская»2.      Обоснование выбора тем ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Опыт использования технологии педагогических мастерских в курсе преподавания дисциплины Литература

В своей  методической  разработке «Опыт  использования технологии педагогических мастерских в курсе преподавания дисциплины Литература» я  представляю  свой...

Использование технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла

Возможность использовать технологию педагогических мастерских на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования....

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...