Использование опорных конспектов на уроках
методическая разработка на тему

Литова Ольга Анатольевна

В начале XXI века появляется особое графическое средство обучения – рисуночно-идеографическое письмо . Оно представляет собой особую знаково-символическую систему, состоящую из отдельных изобразительных элементов пиктограмм и идеограмм. Блок-схема, блоковая система обучения, опорные конспекты, рисуночное письмо, рисуночно-идеографическое письмо являются синонимами и отражают сущность графического средства обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornye_shemy_na_uroke.doc576 КБ

Предварительный просмотр:

Использование опорных конспектов на уроке.

Составитель Литова О.А.

Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 г., ученый, педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы.

 С 1987 г. заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества. Проживает в Донецке. Его педагогический стаж — 53 года. Из них 40 лет — исследования и эксперименты. Издано более 30 книг, многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена «Николая Чудотворца» за приумножение добра на Земле.

В.Ф.Шаталов по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой. Виктор Федорович брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное. Шаталов «минимизировал» учебники — «выжал из них всю воду», оставил лишь существенное. В начале урока Шаталов дает материал в целом. Он сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать «общую картину», то кусочки легко встанут на свои места. На уроках все необычно: дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, загодя зная, что они им под силу.

Один из стержней шаталовской методики — опорная схема (далее — ОС) — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. рассматривается как частный метод.

 Сравним его с традиционной системой обучения. На обычном уроке действует следующая взаимосвязь учителя и школьников: Учитель (У) — Слово (С) — Школьник (III). Между тем общеизвестно, что информация (знания) воспринимается мозгом человека в виде образов, символов, знаков, кодов. Слово — ассоциативный раздражитель. В системе взаимодействия «учитель — школьник» должно быть еще одно звено трансформации слова учителя в форму, максимально адаптированную для восприятия учащимися. Наиболее оптимальная форма, а потому получившая наибольшее распространение, — опорная схема. Это закодированная в виде знаков, символов, образов, понятий, определений новая информация урока (ее основное содержание, причинно-следственные и ценностно-ориентированные связи), представленная на бланке, выполняющем специфические дидактические задачи. Причем в ОС может выражаться любая новая информация каждого учебного предмета. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности.

 Примечательно, что система обучения Шаталова без оговорок нравится его ученикам: они работают творчески, с увлечением, никто не шалит на уроках, дисциплине в классе может позавидовать любой педагог.Все отвечают по опорным сигналам и получают непременно высокие оценки на каждом уроке. Уроки Шаталова дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников.

Практика показывает, что эффективно применять ОС может только тот учитель, который сам их и составляет. Учителя не понимают, а потому и отрицают чужие ОС, поскольку закодированное и символическое выражение информации сугубо индивидуально. Ведь в ОС кодируется материал именно этого урока, объяснения именно этого учителя и учитываются индивидуальные особенности именно этих учащихся. Не ОС определяет содержание урока, на что ориентировали учителя в бытовавшей системе внедрения шаталовской методики, а, напротив, содержание урока определяет ОС. Учитель должен знать виды (всего их семь) и формы ОС, уметь варьировать их. Должен он знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма.

Важно учить педагога организации процесса составления ОС. Распространена ошибка, когда пытаются составить ОС сразу полным блоком и в окончательном виде. Такой подход обычно заканчивается неудачей и порождает неверие в свои силы. При составлении ОС необходимо соблюдать следующие этапы:

  • определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке;
  • дифференцировать словесно-образное и знаково-симво-лическое выражение каждого понятия (составление опорных сигналов);
  • составить опорные сигналы в их отдельных взаимосвязях;
  • составить полный бланк ОС.

Опорные схемы на уроках биологии

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Ситникова Галя, 6 класс, 2001 г.

В начале XXI века появляется особое графическое средство обучения – рисуночно-идеографическое письмо [6, 7, 8]. Оно представляет собой особую знаково-символическую систему, состоящую из отдельных изобразительных элементов пиктограмм и идеограмм.

Отметим, что слова и словосочетания блок, блок-схема, блоковая система обучения, опорные конспекты, рисуночное письмо, рисуночно-идеографическое письмо являются синонимами и отражают сущность графического средства обучения.

Графический конспект «Особенности пластического и энергетического обмена растительной клетки», Павлов А., 11 кл., 2001 г.

Организация проведения уроков биологии с применением графического конспекта (блока).

Применение графического конспекта на уроках биологии предполагает, что главной дидактической единицей остаётся урок с его конкретными целями и задачами. Основной целью здесь является активизация внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок. К данному уроку применимы задачи классического уровня: образовательная, обучающая, воспитывающая. Образовательная сущность применения графического конспекта состоит в формировании знаний посредством самостоятельной обработки новой информации. Развивающая задача заключается в продолжение развития логического мышления, памяти, монологической речи и творческих задатков. Воспитательная сводится к продолжению эстетического воспитания и культуры умственного труда. Всё это вместе взятое позволяет затрагивать глубинные психические процессы, связанные с откладыванием в памяти учащегося взаимосвязанных частей учебной информации.

Организация урока с применением графического конспекта состоит из следующих этапов: вводно-мотивационный, операционно-познавательный, контрольно-оценочный. На первом этапе происходит знакомство учащихся с планом урока, его целями и задачами. Затем проводится краткий инструктаж работы с учебником, тетрадью, а также требованиями к оформлению графического конспекта. Познавательная деятельность учащегося на операционно-познавательном этапе направлена в основном на изучение учебного материала, результатом чего является структурно-логический конспект, составленный каждым учеником индивидуально. Это основной этап урока, где осуществляется наивысшая активизация внутренних процессов в ходе восприятия и переработки новой информации с помощью рисунков, знаков, символов. Здесь происходят три уровня усвоения учащимися знаний и умений: репродуктивный, конструктивный, творческий. На репродуктивном деятельность ученика направлена в основном на изучение и воспроизведение учебного материала. Это необходимо для создания базовых знаний всех школьников без исключения. Следует отметить, что ученик составляет рассказ с использованием своих рисунков-сигналов. На конструктивном (эвристическом) уровне учащиеся перекомбинируют, конструируют знания, добытые в ходе подготовки, т.е. на репродуктивном уровне. Здесь деятельность каждого ребенка направлена на сравнение, анализ и обобщение полученной информации. Новый учебный материал подвергается мыслительной переработке, а информация, которая основывается на логической структуре запоминания, из кратковременной памяти переходит в долговременную. Творческий уровень предполагает, что знания приобретаются учащимися в ходе самостоятельного поиска. Он проявляется в дополнении сведений по частным вопросам, использовании научно-популярной литературы, собственных наблюдений и т.д. На всех выше перечисленных уровнях учитель выступает в роли консультанта.

Далее следует контрольно-оценочный этап, где учащиеся по желанию или по выбору преподавателя воспроизводят текст учебника по своим конспектам. Таким образом, итогом работы ребенка является графический конспект, структурно-логически выполненный, воспроизведённый им и оцененный учителем.

Требования для учащихся к оформлению графического конспекта (рекомендации).

  • Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради.
  • Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими.
  • Необходимый текст оформлять печатными буквами.
  • При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой!
  • При составлении конспекта использовать дополнительную литературу.
  • При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.

Работа с учебной информацией по составлению и использованию графических конспектов учащимися, как показывает практика, процесс творческий, увлекательный, дающий существенные результаты, как для учителя, так и для самих учащихся. Положительной стороной здесь является то, что: развивается монологическая речь, происходит выявление основного, главного учебного материала, улучшается качество обучения, знания становятся осмысленными, воспитывается художественный вкус, исчезает страх перед вызовом, развиваются творческие навыки, появляется уверенность в себе.

Обучать составлению графических конспектов можно с шестого класса, т.к. учащиеся уже имеют определённые знания, умения, навыки. Потенциал конспектов огромен и не ограничивается только облегчением понимания учебного материала, его запоминания и воспроизведения. С его помощью удобно и быстро записывается лекционный материал, что, несомненно, поможет будущим студентам в получении выбранной профессии. В конечном счете, происходит усвоение и развитие учебной информации с помощью ассоциативного восприятия. Безусловно, в старших классах такая форма уже не будет ярко выражаться в рисунках, но, к тому времени учащиеся, как правило, уже вырабатывают свою индивидуальную знаковую систему. 

География «описание Земли» («ге» - Земля «графо» - пишу)                               Приложение №1

древнегреческий ученый                      высчитал размеры Земли, составил первую карту мира, дал название науки

        Эратосфен

                                            География

  Физическая                                                           экономическая и социальная

(6-8класс)                                                                (9-11 класс)

Природа                                                          население                        хозяйство

Главные вопросы:      Где?   Что?   Какая?                                Как?   Почему?    Зачем?

____________        

       

Конец 15 – начало 17 века – эпоха Великих географических открытий

Васко да Гама – путь из Европы в Индию    вокруг Африки

Христофор Колумб    1492 год – путь в Индию (через Атлантический океан на запад) - открытие Америки

Фернан Магеллан – 1519-1522 год – первое кругосветное путешествие

Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев  -1821 –  открытие Антарктиды

Африка.

Площадь -30,3 млн. кв.км .             в 4-х полушариях      

Крайние точки:

С. мыс.Бен-Секка                                   Васко да Гама                                                                        

Ю. мыс Игольный                                   Д.Ливингстон                                                                                                                                                                                        

З. мыс Альмади                                      В.В.Юнкер                                                                              

В. Мыс Рас-Хафун                                  Н.И.Вавилов

                                                                           

 Рельеф:                Аф.Пл                                                                            

 Преобладает высота 100-200м                                                                  

 Максимальная высота: г. Килиманджаро  5895м.                                  

  Великий Африканский разлом                                                                                                                                                                

Климат: самый жаркий материк

Суб.Т

      Самум    дюны                        Т.П.                         Сахара

Суб.Э.

Э.П  

Суб.Э.

                                                     Т.П.                     Намиб, Калахари

Суб.Т.

Внутренние воды:                                                        Озера:                                                  

Самая длинная река в мире – Нил (Б. и Г.)                   Танганьика  Самая полноводная – Конго                                           Виктория

Нигер, Замбези (Виктория), Лимпопо, Оранжевая          Ньяса

                                                                                       Чад

                                                 

Природные зоны:                                          Национальные парки:                                                                                                              

 Экваториальные леса                                            Серенгети

 Саванны                                                                 Кригера

  Пустыни

Жестколистные леса

Население:               590 млн.чел.

Коренное - тутси, масаи, пигмеи, бушмены, эфиопы и др.    Расы: негроидная, монголоидная, европиоидная.

Как составлять опорные конспекты?

1.     Детально изучить по программе содержание материала, по которому будет составляться опорный конспект для конкретного урока. Выписать основные термины, причинно – следственные связи, имена учёных, их вклад в науку, открытия.

2.     Соотнести требования программы с содержанием учебника (на одном уроке может изучаться материал одного или нескольких параграфов).

3.     Хорошо знать материал текста и иллюстрации учебника.

4.     Разбить данный материал на логически завершенные смысловые блоки (части).

5.      Выделить основные термины в каждом блоке.

6.     Составить черновой вариант опорных сигналов в каждом блоке, несколько раз откорректировать его в соответствии с принципами.

7.     Оформить смысловые блоки и опорные сигналы в них в окончательном варианте, в цвете.

Рисунки - сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко и быстро изобразить на доске и в тетради и, чтобы при этом не требовалось специальное умение рисовать. Определения и формулировки не записывают. Можно поставить многоточие; этот знак является для учащихся сигналом, что здесь нужна точная словесная формулировка. Опорный конспект может иметь размеры тетрадного или машинописного листа. В верхней части опорного конспекта ставят его номер (порядковый номер урока), пишут название темы и параграф учебника.

Многоэтапная структура урока с опорными сигналами выглядит так:

1.     Мобилизующее начало (10-12 мин) – письменное воспроизведение по памяти опорных сигналов по предыдущей теме всеми учащимися на оценку. В то же время – тихий устный опрос некоторых учащихся с опорными конспектами в руках или громкий ответ учащегося по опорному плакату предыдущей темы.

2.     Записать на доске и в предметных тетрадях новую тему, обосновать цель урока (1-2 мин).

3.     Первичное объяснение (сжато) только основного нового материала с использованием доски и наглядных пособий, но без опорных сигналов.

4.     Вторичное объяснение нового материала (чтобы поняли и слабые) по узловым вопросам темы с демонстрацией опорного плаката (на двукратное объяснение нового материала отводится не менее 20 мин)

5.     Переписывание учащимися опорных сигналов (с доски, опорного плаката или под диктовку учителя). Иногда эта работа сливается с вторичным объяснением нового материала.

6.     Закрепление - самостоятельное чтение учебника.

7.     Задание на дом (изучить в учебнике нужный параграф и опорные сигналы, упражняться в их воспроизведении, уметь устно объяснить каждый сигнал).

Таким образом, учебная работа учащихся с одними и теми же опорными сигналами осуществляется несколько раз: 1) при вторичном объяснении нового материала (учитель вывешивает опорный плакат, водит по нему указкой и устно расшифровывает, объясняет смысл опорных сигналов); 2) при закреплении нового материала на уроке; 3) при выполнении домашнего задания; 4) при письменном воспроизведении сигналов в начале следующего урока; 5) при устном ответе учащихся по опорному плакату.

Домашняя подготовка учащихся к уроку занимает всего 10-15 мин., восстановлению в памяти пройденного материала помогают опорные сигналы.

Подготовка домашнего задания облегчается ещё и потому, что каждый учащийся уверен, что эта его работа не «пропадёт зря»: он на следующем уроке обязательно будет писать сигналы, и получит заслуженно минимум «3», а то и «4».

Этот психологический фактор - уверенность в себе - побуждает каждого к старательной учебе. На традиционном же уроке этого фактора нет, вместо уверенности, раскованности у многих возникает волнение, страх забыть ответ и получить «2».

Контроль, оценка. В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.

Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Он представляет как бы послужной список ученика, а оценки приобретают значение положительной зашифрованной характеристики. Публикация такой характеристики играет огромную воспитательную роль. Очень важным обстоятельством в этой характеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталов исключает эти конфликтные ситуации.

 

 

Физика – наука о природе. Физические тела и физические явления.  Методы исследования физических явлений

Природа –  весь материальный мир.

Физика изучает наиболее общие закономерности явлений природы.

Греция…. Аристотель IV в до н.э.

                                          Все, что происходит в природе

Физические явления:

1. Механические

            2.Тепловые

3. Электрические

  4. Магнитные

5. Световые

Физическое тело – любой предмет!

                                

                

Физические величины и их единицы.

Измерительные приборы.

L - длина

m – масса

t – время

эталон - г.Севр

под Парижем

        

Траектория –  след…

Путь – длина траектории

Перемещение – направленный отрезок

Скорость – физ. величина, показывающая, какое перемещение совершает тело в единицу времени.            [V]=1 м/c

Сила – мера взаимодействия тел:    [F] = 1 Н (ньютон)

  1. Числовое значение                Динамометр
  2. Направление                        кило- 103      милли– 10-3
  3. Точка приложения                        гекто-102      микро-  10-6

       

        

        Шкала – штрихи – деления – цена деления

Мир, в котором мы живем. Взаимодействие

тел.Механическая работа. Энергия.

Наблюдать                      Космические     Частицы        молекулы

                                      тела            вещества        атомы

        Вода

                                                              Н2О

                                                                

Силы упругости           Силы трения          Сила тяготения

    Электрические силы                 Магнитные силы

Механическая работа – физ.вел.,  А = F·S   

Энергия –физ.вел. – совершать А                  

Механическая                        Внутренняя

                                        (движение, взаимодействие частиц)

Кинетическая         Потенциальная

(изменение скорости)      (изменение положения взаимодействующих тел)

   Закон сохранения Е -     М. Ломоносов

Мощность – быстрота … работы       N=A/t [N]= 1 Вт

                 

Как физика изменяет мир. Связь физики с повседневной жизнью. Вклад украинских ученых в развитие физики.

Применение физических открытий

Маятниковые     Пружинные             Электрические   Кварцевые

часы (Галилей)    часы(Роберт Гук)    часы                    часы

                                                              не заводят!  очень точные!

ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ     ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

электростанции:                    

  1. Тепловые -                       продукты сгорания топлива
  2. Гидро-                               затопленные территории
  3. Атомные – 1954,  ССС   РО,     авария – РВ !

Средства связи – телефон, ЗАЩИТА:

телеграф, Интернет +          Ветряные ЭС, термоядерные(буд)

спутники  связи.                   Электромобили

ВЫДАЮЩИЕСЯ ФИЗИКИ-УКРАИНЦЫ

С.П.Королев –                   Л.Д.Ландау-

конструктор                        Нобелевская

космич.программы             премия

Атомы и молекулы. Строение атома.

Движение и взаимодействие молекул

5 век до н.э.  ДЕМОКРИТ – АТОМ и ПУСТОТА

19 век – ОПЫТ - Электронный микроскоп

АТОМ  делится: ядро(протоны+нейтроны), электроны

атом+атом=МОЛЕКУЛА

Водород, Н(атом)        Водород, Н2 (молекула)  Вода, Н2О (молекула)

        СС        

Размеры ОЧ.   малы!                   Слива и Земной шар.

Молекулы движутся непрерывно и хаотически.

Доказательства:

  1. Броуновское движение                                   СНАРЯД

  1. Диффузия  - проникновение.

           В любых телах!                           Газы – быстро    

Жидкости – медленнее

Твердые тела – оч. медленно

Взаимодействие молекул

ПРИТЯЖЕНИЕ                                    ОТТАЛКИВАНИЕ

  (клей)                                                (эспандер)

Основные положения МКТ:

1.Все вещества – из атомов и молекул

2.Хаотически и непрерывно движутся.

3.Взаимодействуют друг с другом.

природа Взаимодействия – электрическая

Газы, жидкости и твердые тела: их свойства, строение.

                    Газообразное                 Жидкое            Твердое

                 

1.Расстояния:

2.Движутся:

3.Силы взаимод

                Не сохраняет форму     Сохраняет           Сохраняет

                                и объем            объем, но не            форму и

                                                 сохраняет форму         объем

 Масса тела. Плотность тел.

Сколько вещества

 в теле?

[m] = 1 кг                          

                           

Измерить – сравнить с эталоном.

1.Взвешивание                           ВЕСЫ  (рычажные, пружинные…)

2.Сравнение изменения скоростей тел

а.е.м. = 1/12 Mc

Лист группового контроля 1

  1. Что изучает физика?
  2. Материя.
  3. Физическое тело. Примеры.
  4. Вещество. Примеры физических тел и вещества, из которых они состоят.
  5. Виды физических явлений. Примеры.
  6. Чем отличается научный опыт (эксперимент) от наблюдения?. Примеры.
  7. Этапы научного познания мира.
  8. Какие вы знаете физические величины и их единицы?
  9. Скалярная величина.
  10. Векторная величина.
  11. Траектория
  12. Путь.
  13. Перемещение.
  14. Скорость
  15. Шкала измерительного прибора.
  16. Чем штрих отличается от деления?
  17. Цена  деления измерительного прибора.
  18. Сила.
  19. Макромир. Примеры.
  20. Мегамир. Примеры.
  21. Микромир. Примеры.
  22. Силы упругости.
  23. Силы трения.
  24. Сила тяготения.
  25. Электрические силы.
  26. Магнитные силы.
  27. Механическая работа.
  28. Энергия.
  29. Закон сохранения энергии.
  30. Мощность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...

Использование опорных конспектов на уроках литературы

Наиболее распространёнными и активно применяемые в настоящее время учителями русского языка и литературы из существующих форм наглядности являются опорные конспекты. В использовании их  важно отм...

Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.

Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....

Использование опорных конспектов на уроках географии.

Методика опор - перспективный метод развития логического мышления,памяти,вырабатывает навыки анализа, раскрывает творческий потенциали индивидуальные способности учеников....

использование опорных конспектов на уроках биологии

Данный материал кратко рассказывает о методике использования опорных конспектов по системе В.Ф.Шаталова на уроках...

Использование опорных конспектов на уроках русского языка.

В работе представлен педагогический опыт использования опорных конспектов на уроках русского языка в 5-11 классах....

Использование опорных конспектов на уроках географии.

Статья "Использование опорных конспектов на уроках географии"...