П.К.3.3
методическая разработка по теме

Жукова Наталья Валерьевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ (НАПРИМЕРЕ ИГРЫ «ЗАРНИЦА»)

Актуальность курсовой работы – военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Цель нашего исследования – изучить методику организации внеклассной работы по ФК в общеобразовательной школе.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

  • изучить литературу по данной теме;
  • изучить интернет-ресурсы;
  • изучить методику.

Методы исследования:

  • поиск и отбор литературы;
  • анализ и синтез информации;
  • обобщение материала.

Глава I. Сущность и особенности внеклассной работы по физической культуре

Я.Р .Вилькин считает, что: «Внеклассная работа по физическому воспитанию представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой во внеурочное время и направленных на решение педагогических задач»

Задачи внеклассной работы: 

1. Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом возможно большего числа учащихся. 

2. Расширение и совершенствование знаний, умений и навыков, двигательных, моральных и волевых качеств, приобретённых в процессе обязательных уроков ФК и обеспечение готовности школьников к более качественному усвоению материала школьной программы по физическому воспитанию. 

3. Формирование умения и привычки самостоятельно использовать доступные средства физического воспитания в повседневной жизни с целью собственного физического совершенствования и оздоровления, активного и культурного проведения досуга. 

4. Выбор спортивной специализации и достижение в избранном виде спорта результатов на уровне нормативных требований для соответствующего возраста. 

5. Подготовка общественного физкультурного актива школы. 

Функции (значение) внеклассной работы: 

1 - способствует повышению уровня двигательной активности детей и укреплению их здоровья; 

2 - содействует организации активного отдыха школьников; 

3 - удовлетворяет их индивидуальные интересы в физическом       совершенствовании и способствует формированию интереса к занятиям спортом; 

4 - развивает социальную активность школьников.

1.2 Организация внеклассной работы по физической культуре

Систематическая внеклассная работа по физкультуре способствует укреплению здоровья детей. Без внеурочной деятельности не может быть полноценной работы по формированию двигательной активности. Она создаёт предпосылки для привлечения к регулярным занятиям школьников, еще не охваченных ей, содействует воспитанию высоких моральных качеств, становится эффективным средством активного отдыха.

Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям  (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно–кондиционная  тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.) [10, c.253]

К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.

Дни здоровья.  Состоит день здоровья из двух частей - первая проводится на территории школы, куда могут входить любые массовые физкультурные мероприятия: эстафеты, с элементами спортивных игр; подвижные игры с бегом, прыжками, метанием, передачей и ловлей мячей; игры с силовыми упражнениями; бег по станциям, с выполнением заданий в теоретической и практической части здорового образа жизни, спортивных игр и т.д.

Спортивные соревнования. Они являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе и содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

Спортивные праздники обычно посвящены тематическим датам. В школах традиционно проводятся следующие мероприятия, посвященные знаменательным датам: «А, ну-ка, парни!», «Вперед, девчата!», Смотр строя и песни, «Зарница», спортивные состязания «Папа, мама и я – спортивная семья». Подобные соревнования укрепляют контакт между старшими и младшими в семье, между школой и семьей, создают общее хорошее настроение.

1.3 Игра «Зарница» как форма внеклассной работы по физической культуре

«Зарница – это военно-спортивный праздник, который дает детям бурю эмоций в реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, наглядное представление имитации боевых действий, совершенствование военно-патриотической и спортивной работы в школе

Цель игры – формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, духовно-нравственных ценностей, ответственности.

Задачи:

  1. Воспитание единого сплоченного коллектива.
  2. Выбор формы творческого самовыражения.
  3. Привлечение школьников к здоровому образу жизни.
  4. Подготовка к преодолению трудностей, выработка навыков действия в экстремальных ситуациях, умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Заключение

В нашем исследовании были сформулированы задачи и содержание внеклассной работы по физической культуре, выявлены особенности проведения и содержания спортивного мероприятия «Зарница». Также рассмотрены особенности внеклассной работы по физической культуре.

Зарница – это военно-спортивный праздник, который дает детям бурю эмоций в реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, наглядное представление имитации боевых действий, совершенствование военно-патриотической и спортивной работы в школе. С помощью игры мальчишки и девчонки получают возможность проявить себя, быть организованным коллективом, получить полезные навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Список использованной литературы

  1. Башкин, С.Т. Уроки по баскетболу / С.Т. Башкин. - М.: Физкультура и спорт, 1966. – 88 с.
  2. Волков, Л. В. Физические способности детей и подростков / Л.В. Волков. - М., 2001. - 150 с.
  3. Вавилова, Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать - М.: «Просвещение», 2013.- 174с.
  4. Веселая, З.А. Игра принимает всех. -М.,2005. - 58 с.
  5. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту. -М.: «Физкультура и спорт», 2015. - 142 с.
  6. Гришин, В.Т. Игра с мячом и ракеткой. - М.: «Просвещение», 2012. -  112 с.
  7. Осокина, Т.И. Физическая культура в школе. - М.: «Просвещение», 2010.- 170 с.
  8. Осокина,Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. -М.: «Просвещение», 2011.- 190 с.
  9. Новиков, А.М. Физиология физического воспитания / А.М. Новиков. - М.: Владос - пресс, 2002 . - 234 с.
  10. Теория и методика физического воспитания/Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: «Просвещение», 2010. - 287 с.
  11. Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. 2-е изд., испр.- М.,2007. - 464 с.
  12. Фирсин, С.А. «Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - № 11. - 2014. - С. 159-162.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема исследования: МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ «ЗАРНИЦА») Выполнила: студентка 3 9 группы Жукова Наталья Руководитель: Сайбель М.Н.

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Слайд 3

Задачи исследования: 1. изучить литературу по данной теме 2. изучить интернет-ресурсы 3. изучить методику.

Слайд 4

Методы исследования: поиск и отбор литературы; анализ и синтез информации; обобщение материала.

Слайд 5

Проблемой «внеклассной работы» занимались многие ученые: Вилькин Я.Р., Курамшин Ю.Ф., Фирсин и др.

Слайд 6

«Внеклассная работа» - система организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой во внеурочное время и направленных на решение педагогических задач.

Слайд 7

ГЛАВА II . МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Физиологические особенности детей школьного возраста Методика проведения внеклассной работы на примере игра «Зарница» Оценка эффективности проведения мероприятия

Слайд 8

Военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Слайд 9

«Зарница» – это военно-спортивный праздник, который дает детям бурю эмоций в реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, наглядное представление имитации боевых действий, совершенствование военно-патриотической и спортивной работы в школе .

Слайд 10

Заключение Организация является основным пунктом в проведении внеклассной работы, подбор людей для организации, инвентаря также играет важную роль; В данной работе предлагалось изучить возрастные особенности детей, организацию и контроль проведения внеклассной работы на примере игры «Зарница».

Слайд 11

В перспективе мы планируем разработать положение, сценарии, протокол и оценку эффективности проведения мероприятия игры«Зарница»

Слайд 12

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.



Предварительный просмотр:

Планирование физкультурно-оздоровительной работы на год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I. Учебная работа

1.

Познакомится с «Программой по физической культуре в 1-4 классе»

август

Учитель Ф.К.

2.

Разработка КТП по физической культуре для 1-4 класса

август

Учитель Ф.К.

3.

Утвердить  Программу КТП

сентябрь

Зам. Директора по УВР

4.

Провести заседание в кафедрах по физической культуре

август

Учитель по МО

5.

Составление расписание работы в секции, кружков

сентябрь

Учитель, тренер, руководитель МО

6.

Обсудить и утвердить План физкультурно-массовых мероприятия

сентябрь

Руководитель МО

II. Методическая работа

1.

Проведение инструктажа по технике охраны труда

август

Зам.по АХЧ

2.

Проведение инструктажа по технике безопасности на уроке физической культуры

А)Вводный инструктаж

Б)Инструктаж по разделам в течение года

сентябрь

Учитель Ф.К.

3.

Проведение инструктажа с физоргами класса

в течение года

Учитель Ф.К.

4.

Помощь молодым педагогам  планировании

в течение года

Руководитель МО и зам.по УВР

III. Физкультурно-массовые работы

1.

«Осенний кросс» 1-4 класс

сентябрь

Учитель Ф.К.

2.

Соревнования «Турслет» 1-4 класс

октябрь

Учитель Ф.К.

3.

Спортивный праздник «Веселые старты» параллели 4 классов

ноябрь

Учитель Ф.К.

4.

Соревнования «Перестрелка» параллели 4 классов

декабрь

Учитель Ф.К.

5.

Соревнования « Лыжня России» 3-4 классы

январь

Учитель Ф.К

6.

Соревнования «Зарница» 1-4 класс

февраль

Учитель Ф.К.

7.

Турнир «Пионер-бол» 3-4 класс

март

Учитель Ф.К.

8.

Спортивный праздник «День Здоровья» 1-4 класс

апрель

Учитель Ф.К.и физорг

9.

Соревнования «Кросс нации» 1-4 класс

май

Учитель Ф.К.

Администрация школы

IV. Физкультурно- оздоровительная работа

1.

Игры на сплочение

«Клубочек» 1-4 класс

сентябрь

Педагог организатор

2.

Подвижные конкурсы

1-2 класс

октябрь

Классный руководитель

3.

Подвижные игры

3-4 классы

ноябрь

Учитель Ф.К.

4.

Танцы «Флешмоб»

 1-4 класс

декабрь

Хореограф

5.

Организационный досуг на ледовую арену 3-4 класс

«Уральская молния»

январь

Учитель Ф.К.

Классный руководитель

6.

Ритмика

 1-4 класс

февраль

Учитель хореографии

7.

Спортивные соревнования внутри классов 1-4 класс

«Эстафеты»

март

Учитель Ф.К

8.

Физминутки

ежедневно

Классный руководитель

9.

Подвижные перемены

ежемесячно

Учитель Ф.К.

Физорг

V.Агитационно-пропагандийская работа

1.

Агитация и пропаганда здорового образа жизни

март

Классный руководитель

2.

Конкурсы рисунков, учащихся

 1-4 классов на тему «Мы за здоровый образ жизни»

апрель

Классный руководитель

3.

Встреча со знаменитыми спортсменами по плаванью

4 класс

май

Учитель Ф.К

Классный руководитель

4.

Экскурсии по плаванью

в Е.Б. Елесина

сентябрь

Учитель Ф.К.

5.

Оформление стендов

«Лучший пловец»

октябрь

Классный руководитель

Физорг

VI. Работа с родителями

1.

Беседа с родителями «Давайте держать водоемы в чистоте»

сентябрь

Учитель Ф.К.

2.

Выпуск плакатов, газет

«Краса озер»

октябрь

Ученики старших классов

3.

Тематические консультации с родителями «Осторожно гололед»

ноябрь

Учитель Ф.К.

4.

Фотовыставка «Россия морская»

декабрь

Родительский комитет

5.

Игры с родителями «Н2О просто добавь воды»

январь

Учитель Ф.К.

6.

Урок день открытых дверей «Будь осторожен

февраль

Администрация школы

7.

Соревнования семейных команд в бассейне «Здоровый отдых»

март

Родительский комитет

8.

Конкурс рисунков

 «Весенний дождь»

апрель

Родительский комитет

9.

Семейный спортивный праздник «День Нептуна»

май

Учитель Ф.К.

Родительский комитет

10.

Проведение спортивных состязаний с участием родителей

в течение года

Учитель Ф.К

Физорг

3.

Тематические родительские собрания лекции для родителей на темы: «Воспитание бережного отношения к водоемам»

в течение года

Учитель Ф.К.

VII. Хозяйственная работа

1.

Текущий косметический ремонт спортзала, ремонт пола, выкос стадиона.

июнь-июль

Зам. по АХЧ

2.

Текущий ремонт спортинвентаря, лыжных принадлежностей.

Январь

Учитель Ф.К.

3.

Приобретение спор.инвентаря

в течение года

Учитель Ф.К.



Предварительный просмотр:

Сценарий спортивного часа

"День рождения Воды"

в летнем оздоровительном лагере

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о морских  и речных обитателях, свойствах воды.

Задачи:         

Образовательная – Ознакомить учащихся с правилами эстафет данного мероприятия.

Воспитательная – воспитывать быстроту реакции, внимательность, координационных способностей.

Оздоровительная- укрепить возможности совершенствовать двигательные умения и навыки.

Вызывать эмоциональное удовлетворение от нагрузки.

Программа соревнований.

  1. «Рыболов-спортсмен»
  2. «Капитошка»
  3. «Не расплескай»
  4. «Бутылочка»
  5. «Мелиораторы»

Оборудование и инвентарь:

Ведро(3 шт)

Спички(30 шт)

Ложки(3 шт)

Шары(3 шт)

Фишки(3 шт)

Теннисные ракетки(3 шт)

Стаканчики(3 шт)

Пластиковые бутылки (3 шт)

Пластиковые тарелки(3шт)

Время и место проведения: 6 июня 2017 года, спортивная площадка в первой половине дня.

Ход мероприятия: Дети построены на площадке по группам. Звучит веселая музыка, появляется Золотая рыбка.

Золотая рыбка:

Здравствуйте, взрослые!

Здравствуйте, дети!

Очень я рада сегодняшней встрече!

Лето, солнце и жара,

Дружно прокричим: Ура!

Будем дружно отдыхать,

Веселиться и играть!

Ребята, а вы любите играть? А песни петь? А танцевать? Я тоже люблю веселые игры песни и танцы.

Золотая рыбка:        

Дети, прячьтесь кто-куда,

Близится сюда беда.

Буря, шторм, волна, цунами,

Не довольна Вода вами,

Не поздравили, забыли-

Тем ее и разозлили.

Появляется Вода.

Вода:

Здравствуйте, ребята!

Рад приветствовать всех вас!

Здесь на площади сейчас.

Про меня вы что, забыли?

В гости к вам не пригласили?

Золотая рыбка: 

Ну что ты, царица Воды, мы с ребятами как раз только собирались тебя позвать на наш праздник. Правда, ребята? Мы без тебя бы не начали веселиться.

Вода:

Ну, ладно, ладно, хорошо. А веселиться я и правда очень люблю! Вот, например, моя любимая игра «Ползает, плавает, летает»

Игра «Ползает, плавает, летает»

Вода: называет животных, птиц, рыб, насекомых. Дети должны выполнять определенные движения: ползает – топают ногами, плавает – движения руками, летает – машут руками.

Золотая рыбка: «А сейчас мы проведем разминку».

1)Гладкий бег (1 минута)

2)ОРУ

1.И.п.-узкая стойка, руки на пояс, наклоны головы вправо, влево.

  1- наклон вправо.

  2- и.п.

  3- наклон влево.

  4- и.п.

2. И.п.- руки к плечам, вращение плечевым суставом.

   1-2 вращение вперед.

   3-4 вращение назад.

 3. И.п.- ноги врозь, руки в стороны, вращение.

  1-2 во внутрь

  3-4 наружу

 

 4. И.п.- широкая стойка, руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо.

  1- наклон вправо.

  2- и.п.

  3- наклон влево.

  4- и.п.

 

 5. И.п.- вращение голеностопом.

  1- 4 левая нога

  5-8 правая нога

6.И.п.- ноги врозь, руки на пояс, выпады.

  1- выпад правой ногой, руки на пояс.

  2- и.п.

  3- выпад левой ногой, руки на пояс.

  4- и.п.

7. И.п.- о.с, руки на пояс, прыжки.

    -на правой

    - на левой

    - на двух

    - и.п.

Перестроение в 3 колонны.  Каждая команда встает за фишкой в колонне по 1-му, болельщики располагаются с боку площадки.

1)«Рыболов-спортсмен»

Инвентарь: ведро, спички, вода.

Подготовка: Учащиеся стоят в колонне на расстоянии  10м стоит ведро с водой, в воде спички (по количеству человек в команде).

Проведение: По сигналу участники  бежит к ведру, берёт ложку  и старается выловить одну спичку «рыбку» из ведра и положить её на тарелку и возвратиться обратно, передать эстафету следующему. Выигрывает команда, которая выловит все спички «рыбки» из ведра.

Баллы: 5баллов,«-1» балл за потерю спички.

2) «Капитошка»

Инвентарь: шар с водой.

Подготовка: Участники стоят в колонне по одному, на расстоянии 10 м встает капитан команды лицом к ней, в руках у него «капитошка» (воздушный шарик, наполненный водой)

Проведение: По сигналу он бросает «капитошку» первому, стоящему в колонне, тот ловит, бросает назад, бежит в конец своей колонны и так далее. Побеждает та

команда, игроки которой быстрее всех вернутся в исходное положение. Если

в течение игры шарик лопается, то берут другой, заранее приготовленный.

Баллы: 5 баллов, «-1» за потерю капитошки.

3) «Не расплескай»

Инвентарь: теннисная ракетка, стакан с водой.

Подготовка: Участники стоят в колонне по одном на расстоянии 10 м стоит фишка.

Проведение: Первый игрок ставит на теннисную ракетку стакан с водой и по сигналу бежит к финишу и обратно, передаёт ракетку и стакан следующему игроку.

Побеждают та команда, которая сохранила  наибольшее количество воды в стакане и пришла первыми.

Баллы: 5 баллов, «-1» за потерю стакана с водой.

4)«Бутылочка»

Инвентарь: пластиковые бутылки.

Подготовка: Участники, стоя в колонне по одному, на расстоянии 10 м. стоит фишка. Пластиковые бутылки, наполненные водой на половину, зажимаются между колен.

Проведение: По сигналу первый участник выполняют прыжки на 2х ногах до фишек и обратно, и так вся команда. Выигрывает та команда у которой больше всего воды останется в бутылке.

Баллы: 5 баллов, «-1» за потерю бутылки, не оббегание фишки.

5)«Мелиораторы»

Инвентарь: табуретка, пластиковая тарелка.

Подготовка: Участники стоят в колонне по одному, на расстоянии 10 стоит табурет, а на нём глубокая тарелка с водой. Это и будет "болото". Его надо осушить.

Проведение: По сигналу первый бежит к табурету, останавливается примерно в 20 сантиметрах от него и сильно дует на тарелку с водой, стараясь выдуть из неё как можно больше воды. Затем бежит обратно, чтобы передать эстафету. Дуть можно только один раз и не ближе, чем в 20 сантиметрах от тарелки. Выигрывает та команда, которая опустошит тарелку первой.

Баллы: 5 баллов, «-1» за близкое расстояние к табуретке.

Золотая рыбка: Ну, вот молодцы наши спортсмены. Спасибо вам, дети! Давайте закончим наш праздник награждением. (вручение эмблем, грамот)

Вода: Ну а нам пора прощаться с вами, ребята! Спасибо за веселый праздник, за помощь вашу.

Вот приходит час прощаний, 
Не люблю я расставаний, 
Но пора в пучину мне, 
Заждались меня на дне.
Этот праздник не забуду

Золотая рыбка:
Мы заканчиваем праздник
До свидание, детвора!
На прощанье пожелаем:

Быть здоровыми всегда!