формирование познавательных интересов на уроках музыки
статья на тему

Дьяконова Татьяна Александровна

формирование познавательных интересов средствами музыкального искусства на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnyh_interesov_na_urokah_muzyki.docx41.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных интересов школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

 Музыка – могучий источник мысли

и ни с чем не сравнимое

 средство  развития творческих сил разума.

Н. И. Монахов.

          Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности учащихся путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Развитие личности происходит в следующем:

 - В области эмоций – от импульсных откликов на музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;

 - В  области ощущения, восприятия и слуха – отдельных   музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;

 -  В области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, к первым проявлениям музыкального вкуса;

 - В области исполнительской деятельности – к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении,   научить детей активно действовать, внимательно различать  характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы,  эстетически относиться к музыке.                                                                                                                                                    И, если ребенок чувствует, как рождается его музыка, значит педагог ввел его в мир музыки, в мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым  и отзывчивым, творчески активным человеком.                                                                                                                                                                                      Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие, пробуждать к  нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего.                                                                                                                                                                                                         

Методологические условия реализации опыта.

Типы  урока:

- комбинированный;

- первичного ознакомления материала;

- усвоение новых знаний;

- применение новых знаний;

- итоговый.

   Формы занятий:

- кружковое занятие;

- концерт;

- творческий отчет;

- урок – лекция;

- творческая мастерская.

  Образовательный процесс  включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный;

- иллюстративный;

- проблемный;

- эвристический;

 - убеждения;

- упражнения;

- личный пример;

- поощрения.

       Условия формирования  опыта (неширокая база) позволяют, тем не менее, говорить о возможности апробации программ разного содержания и разной длительности  и достоверности полученных результатов, даже на базе  сельской  школы,  в  классах с очень неоднородным социальным  составом и интеллектуальным развитием учащихся, а также о технологичности ( воспроизводимости ) содержания и методов обучения, поскольку  я   на практике апробировала  многие технологические приёмы в течение  всей своей педагогической деятельности.

  В опыте моей работы можно рассматривать репродуктивный уровень (опыт, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов)  и инновационный  (поисковый, исследовательский) уровень.

В основу опыта  положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со всеми классами рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании  и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по  организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
  5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека  с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е.  он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Технологическую основу занятий составляют следующие технологии:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации

образовательного процесса:

  • педагогика сотрудничества;
  • педагогические технологии на основе эффективности управления и

организации образовательного процесса:

  • групповые технологии;
  • технологии индивидуального обучения;
  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности учащихся:

  • игровые технологии
  • проблемное обучение

Цели и задачи развития творческих способностей учащихся.

        Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях  школы.

Я работаю в школе  39  лет. Работала по разным программам, но  остановилась на программе «Музыка», авторы  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Методика Критской Е.Д. привлекла меня своей логичностью, доступностью обучения и реализации, а также обширной областью охвата знаний и умений.

Уроки музыки играют большую роль в формировании развитой личности. Применение данной программы направлено на комплексное решение важных задач музыкального образования детей в школе. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Основные средства достижения такой цели - постоянные и систематические встречи учеников с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.

Задачами музыкального образования и воспитания на уроках музыки в школе являются:

  • формирование музыкальной культуры учащихся, что включает создание социально-художественного опыта, процесс его становления, развитие широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;
  • приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;
  • обретение духовной автономии, развитие духа от безликого "мы" до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;
  • совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к  музыке, желания слушать и исполнять ее;
  • становление "национальной широты" музыкального вкуса - стремления слушать образцы национальной музыки разных народов, желания познать инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоения духовной культуры другого народа);
  • приобщение детей к "золотому фонду" народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
  • развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;
  • активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, на досуге;
  • приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной литературы.

 Мне близка эта программа обучения музыки, так как она во многом способствует выполнению и достижению таких целей, как:

  • формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их обшей духовной культуры;
  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Несмотря на рациональность программы, учебный материал преподносится на высоком эмоциональном уровне. Используются различные формы урока (путешествие, игра, сказка, викторина и др., введение элементов интегрированного обучения, связь с литературой, изобразительным искусством).

Программа предполагает развитие творческой свободы при помощи разрушения стереотипов, сковывающих фантазию ребенка.

Применения информационных технологий на уроках музыки.

Цель педагогической деятельности – разглядеть в каждом ученике личность, развивать то ценное, что заложено природой. Научить отстоять свое мнение в любой жизненной ситуации. Уметь признавать свои ошибки и исправлять их. Не останавливаться перед трудностями, а преодолеть их. Лучше иметь сильную волю на средних способностях, чем большой талант, подточенный безволием.

В условиях образования искусство – единственная область,  в которой может закономерно развиваться эмоционально – нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету.

Необходимо сделать предмет «Музыка»  интересным и привлекательным для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметную логику учебного процесса и возрастные особенности школьников, через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого достичь?

Прежде всего я использую в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии. На мой взгляд наиболее перспективными принципами педагогической техники являются достижения, изложенные Г.К. Селевко  в работе «Педагогические технологии на основе информационно – коммуникативных средств». Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. С помощью использования современных технических средств, можно повысить мотивацию ученика.

В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. Одним из способов решения этой задачи стали современные информационные технологии. Применение современных технических средств обучения (компьютер; музыкальный центр) позволяет добиться желаемого результата.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Новые формы работы через включение в активную деятельность на уроке, использование новых методик, подбор музыкального материала, соответствующего требованиям современного общества, использование информационно – коммуникативных технологий.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.

Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства. Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу каждый учитель музыки является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми  возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому  использовать на уроках музыки текстовую, звуковую и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки,  в вокально-хоровой деятельности, игре на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность  использовать ее в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широкую информацию школьникам о его предмете.

Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

  • личностному развитию обучающихся;
  • повышению интереса школьников к урокам музыки;
  • росту познавательной активности обучающихся в процессе    обучения;
  • повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;
  • формированию у обучающихся эстетического, эмоционально – целостного отношения к музыкальному искусству;
  • формированию у школьников основ теоретического мышления;
  • развитию творческих способностей обучающихся.

Таким образом, применение информационно – коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.

Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информации.

При проведении уроков музыки я в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

  • видеоряд: фрагменты уроков; фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;  фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.
  • зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей, тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика и др.).
  • звуковые фонограммы: музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки») которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
  • литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, отрывки стихотворений, словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме.

Тему, содержание и материалы урока дети запоминают надолго, уровень знаний повышается, усиливается интерес к предмету, желание учиться. Основное время в предполагаемом опыте затрачивается на основательную методическую подготовку учителя к уроку, на организацию деятельности ребят, на создание благоприятных условий для развития каждого ребенка.

Основные условия:

  • использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса;
  • создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.

Если проанализировать разные подходы к применению компьютерных технологий в области музыкального образования в школе, можно выделить несколько направлений их применения:

  • прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность);
  • вокально-хоровая работа (использование минусовок, визуального ряда для разучивания песен);
  • изучение истории и теории музыкального материала;
  • внеклассная работа;
  • получение разной музыкальной информации с использованием сети Интернет;
  • по – новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и ее источники;
  • обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень;
  • помогать активизации творческого потенциала ребенка;
  • способствовать воспитанию интереса к формированию духовного мира ребенка, музыкальной культуре.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

  • Организация образовательного процесса. Здесь важны:
  • новизна, практическая значимость подаваемого материала;
  • четкое структурирование;
  • логичное, яркое, контрастное выступление;
  • ритмичное чередование видов деятельности;
  • опора на возрастные и индивидуальные потребности.
  • Использование нетрадиционных форм обучения:  соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли,  использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ и др.
  • Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
  • Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
  • Чувство юмора.
  • Ситуация успеха.

Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования. Теперь воздействуем на эмоциональную сферу. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений. Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно - музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально – эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.

Музыка обладает огромной силой воздействия на духовный мир человека. И воздействие это вовсе не ограничивается чисто художественной стороной. Оно сказывается на всем нравственном облике человека. Вот почему всякий разумный воспитатель, будь то родители дома или учителя в школе, старается сделать искусство своим помощником в сложном деле музыкального и эстетического воспитания детей и молодежи.

Музыкальное воспитание должно строиться на органичном сочетании трех элементов: народной музыки, классической музыки и музыки современной. Смысл преподавания музыкального искусства в школе заключается в том, что, занимаясь музыкой, дети находятся в процессе активной творческой деятельности. Они сами поют и сами играют, приучаясь не только воспринимать красоту музыкальных произведений, но и трудиться, создавая ее «своими руками». Активный характер занятий музыкой учит лучше видеть окружающую жизнь и понимать собственный духовный мир.  Кроме всего этого, занятия музыкой воспитывают в учащихся очень важное понимание того, что неточное, неаккуратное, фальшивое никогда не может быть ни хорошим, ни красивым. Они на своем опыте убеждаются в том, что эти два понятия внутренне связаны между собой.

  Правильно понимаемое и хорошо организованное музыкальное воспитание обеспечивает высокий уровень культуры и образования каждого человека, помогая в становлении богато и гармонично развитой личности.

Список литературы.

  1. Л.Г. Арнажникова «Профессия – учитель музыки». М., 1994 г.
  2. Б.Н. Бегак «Воспитание искусством» М.,  2000 г.
  3. М.М. Берлянчик «Пути активизации музыкального воспитания личности». М., 1999 г.
  4. Л.Г. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе». М.,  2003 г.
  5. Д.Б. Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе». М., 1973 г.
  6. С.О. Вишневская  «Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка».
  7. Г.К. Селевко  « Информационно – коммуникативные технологии: цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, развивающие компьютерные игры, офисные программы».
  8.  Н.И. Монахов «Умом и сердцем». М.,  1999 г.
  9. И.В. Нестьев «Учитесь слушать музыку». М., 1987 г.
  10. И.Г. Шароев «Музыка, которую мы видим».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игровых методов на формирование познавательного интереса на уроках географии

Систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижения развития  творческих способностей учащихся. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет ре...

Формирование познавательного интереса на уроках английского языка на основе использования ИКТ.

      Интенсивное внедрение ИКТ в образование, серьезное увлечение  молодежи компьютером, а также рост популярности английского языка в мировом пространстве, создали благопр...

Формирование познавательного интереса на уроках математики

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволи...

формирование познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

Презентация подготовлена по итогам проведения математических сказок в начальной школе. Учащиеся 5 класса подготовили сказку и показали ее в начальной школе....

формирование познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

Презентация представляет работы учащихся пятого класса. Ребята сочиняют сказки для младших школьников и показывают их на уроках математики, тем самым они развивают интерес к математике....

Формирование познавательного интереса на уроках черчения.

Формирование познавательного интереса на уроках черчения.Руководство для учителя....