«Роль социального педагога в профилактике эмоционального поведения и суицидальных намерений у обучающихся»
методическая разработка на тему

Сюгина Елена Александровна

«Роль социального педагога в профилактике эмоционального поведения и суицидальных намерений у обучающихся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль социального педагога в профилактике эмоционального поведения и суицидальных намерений у обучающихся»

        Напрямую в школе профилактикой суицида занимается педагог-психолог, но эффективной эту работу делают совместные действия классных руководителей, заместителя директора по воспитательной работе, медицинских работников, и, конечно же, нас, социальных педагогов.

      Мало кто из нас получал достаточную подготовку для работы с этой проблемой, почти невозможно найти алгоритм действий, как поступить в том или ином случае. Для педагогов-психологов существует специальная литература, но для социальных педагогов сложно что-то выбрать из этого в рамках своей компетенции. Поэтому возникла необходимость разработать свою систему по профилактике суицида, своеобразный алгоритм действий для социального педагога школы. Конечно, понимая, что каждый случай индивидуален, необходимо корректировать свою работу, быть гибким в принятии решений, действовать очень осторожно и в команде с педагогом-психологом.

Суицид – это крик о помощи, вызванный желанием ребенка или подростка привлечь к себе внимание и вызвать сочувствие у окружающих. Нередко ребенок представляет смерть, как временное состояние, он не осмысливает, что может больше не увидеть этот мир. Своим поступком чаще всего он лишь хочет наладить свои отношения с близкими и друзьями, вызвать у них сострадание, привлечь к себе внимание окружающих.

С позиции социально-психологического подхода выделяют социальные, психологические, ситуационные и поведенческие факторы риска.

Социальные факторы:

  • неблагополучие в семье (проживание с родственниками с асоциальными формами поведения, наличие в семье психически больных);
  • отсутствие одного из родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • физическое насилие или жестокое обращение в семье;
  • воспитание в семье, где были суицидальные угрозы и случаи самоубийств;
  • тяжелое материальное положение семьи;
  • завышенные требования к себе и окружающим;
  • увлечение молодежными субкультурами.

Психологические факторы:

  • индивидуальные и возрастные особенности подростка (повышенная впечатлительность, раздражительность, чувство собственной неполноценности, заниженная самооценка);
  • активное употребление алкоголя и наркотических средств;
  • состояние эмоциональной дизадаптации.

Поведенческие факторы:

  • открытые высказывания желаний покончить с собой (в письмах родственникам и знакомым, друзьям, одноклассникам);
  • косвенные намеки на возможность суицидальных действий;
  • активная подготовка и поиск средств покончить с собой;
  • частые разговоры о смерти, о загробной жизни;
  • сужение круга контакта, стремление к уединению, отсутствие интереса к окружающим;
  • изменение стереотипа поведения;
  • внезапное проявление несвойственных ранее подростку черт аккуратности, откровенности, щедрости.

Ситуационные факторы:

  • конфликты и конфликтные ситуации с близкими и родными;
  • неразделенная любовь;
  • внезапное прекращение отношений;
  • отвержение сверстниками, травля (в том числе в социальных сетях);
  • тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, тяжелое неизлечимое заболевание);
  • ложное благополучие семьи (занятость родителей, отсутствие общих семейных интересов, дефицит внимания со стороны родителей);
  • нестабильная семейная ситуация (развод, конфликты родителей, низкий материальный уровень семьи).

Предупреждение побуждений к суицидальным попыткам у подростков группы «риска» является одной из важных задач всех участников образовательного процесса.

В целях профилактики детской и подростковой сцуицидальности, социальными педагогами и психологами школы разработана комплексная целевая программа социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Цель программы направлена на формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

На первом этапе важно изучить особенности психолого-педагогический статус каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. Услышать то, что хотят сказать подростки, услышать их боль и безысходность ситуации, грамотно отреагировать, показать выход из создавшейся трудной жизненной ситуации и установить доверительное общение. Очень важно формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность самого учащегося. Подросток должен знать и понимать самого себя, знать особенности своего развития, уметь преодолевать свое состояние, а всему этому его надо научить. Для этого проводится комплексная работа по улучшению взаимоотношений в классных коллективах, семье и социуме по повышению самооценки и самоуважения подростка.

: «Следующее упражнение имеет два названия. Первое – «На пне в лесу», потому что игровая ситуация заключается в том, что человек оказался в лесу, сел на пень и задумался. Второе «Разум – Бог каждого», потому что в итоге игры участники приходят к выводу, что жизненные вопросы никто за человека решить не может – он сам себе хозяин в своем отношении к жизни. Интрига игры – в противопоставлении двух различных суждений, отношений к проблеме. Их высказывают поочередно два человека, сидящие на противоположных «пнях». «Деревья» вокруг, слыша их суждения, протягивают ветки-руки в случае согласия с высказываниями и не делают этого при несогласии. Любое суждение имеет смысл и значение - все зависит от ракурса рассмотрения вопроса.

Ведущий предлагает возможные темы (проблемы) для обсуждений, например:

- «Мне обидно, когда на меня кричат, потому что…

- Мне не обидно, когда на меня кричат, потому что…»;

- «Мне очень плохо от того, что мои родители развелись, потому что…

- Мои родители развелись и это нормально, потому что…»;

- «Я поссорился с лучшим другом и это плохо, потому, что...

– Ссора с лучшим другом позволит мне...»;

- «Я очень переживаю из-за того, что потерял новый мобильный телефон…

- «Я потерял новый мобильный телефон и это нормально, потому что…».

После окончания игры ведущий анализирует упражнение, задавая следующие вопросы:

- Что нового для вас было в этом упражнении?

- Какие выводы вы для себя сделали?

- Что помогало находить положительные моменты в негативных событиях?

Ведущий: «Молодцы ребята, мы очень активно поработали, а самое главное увидели, что на возникающие трудности можно посмотреть под разным углом, что все ситуации неоднозначны – все зависит от нашего восприятия, мы сами – творцы своего счастья. Содержание деятельности:

  • анализ социальных паспортов классов, школы;
  • изучение и анализ социально-педагогических характеристик классов и индивидуальных характеристик учащихся;
  • индивидуальные консультации со всеми участниками образовательного процесса;
  • диагностические исследования социального статуса, уровня тревожности, ценностных ориентаций учащихся и родителей;
  • групповые, тренинговые занятия с группами учащихся, сформированных по итогам исследований: «В поисках хорошего настроения», «Толерантность», «Учимся бесконфликтному общению», «Как преодолеть тревогу», «Способы решения конфликтов с родителями», «Грани моего «Я»», «Как сказать «Нет»?», «Стресс в жизни человека», «Помоги себе сам», «Моя семья», «Семейные ценности», «Телефон доверия» и др.;
  • родительские лектории: «Возрастные психолого-педагогические особенности ребенка», «Наши ошибки в воспитании детей», «Конфликт поколений», «Психологические особенности периода адаптации», «Формы родительской помощи и поддержки», «Негативное влияние молодежных субкультур на психику подростка», «Куда уходят дети?», «Этот трудный подростковый возраст», «Подросток и улица», «Я и мои проблемы», «Как распознать жестокое обращение с ребенком», «Безопасность детей в Интернете», «Скорая помощь в конфликтной ситуации» и др.;
  • педагогические лектории: «Формирование толерантных отношений в образовательной среде», «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся», «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе», «Стресс. Как бороться со стрессом?», «Вечные ценности» и др.;

В решении проблемы профилактики суицидального поведения среди учащихся помогает межведомственное взаимодействие с отделом по делам несовершеннолетних, (совместный план работы с МО МВД РФ «Усть-Илимский»), комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистами «Центра социальной помощи семье и детям», врачом - наркологом, с отделом по делам молодежи, комитетом спорта и туризма решаем задачи организации занятости детей во внеурочное время.

В нашей школе ведется работа по оказанию социальной и материальной помощи семье и детям. Традиционно проводятся акции «Помоги ребенку и ты спасешь мир», «Твори добро на всей земле, «Рождественский подарок», «Школьный портфель», «Держи меня за руку», «Декада добрых дел» и др.

В рамках программы «Школьная биржа» трудоустраиваются несовершеннолетние, находящиеся под опекой, из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей.

Для повышения самооценки детей и подростков рекомендуем применять следующие подходы:

  • стараться подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще нашим детям;
  • не следует оказывать постоянное давление на подростка и предъявлять чрезмерные требования для улучшения результатов в учебе и в жизни;
  • следует принимать подростка таким, какой он есть;
  • стремиться, как можно реже оценивать его действия и поступки;
  • стремиться поддерживать стремление подростка к самостоятельным действиям;
  • организовать занятость подростка с учетом его интересов и потребностей.

Занятия и классные часы с подростками ориентированы на формирование жизненной цели и утверждение жизненных ценностей:

  • «Смысл жизни»;
  • «Я готов к испытанию»;
  • « Семья в моей жизни»;
  • «Жизненные ценности»;
  • «Загляните в семейный альбом»;
  • «Семья вся вместе – душа на месте»;
  • «Мы все такие разные, но мы вместе»;
  • «Вечные ценности»;
  • «Счастье, когда тебя понимают».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся

Статья на тему: Система работы  социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся...

Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель программы: профилактика девиантного поведения учащихся ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функци...

"Роль социального педагога в профилактике правонарушений в подростковой среде"

Доклад для выступления на педагогическом совете школы на тему "Роль социального педагога в профилактике правонарушений в подростковой среде"....

Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков

Как помочь несовершеннолетним, склонным к совершению правонарушений или желающим не повторять опыт асоциального поведения в восстановлении своего статуса в обществе?К важнейшим технологиям социальной ...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...