"Роль социального педагога в профилактике правонарушений в подростковой среде"
материал

Зарина Назировна Тусиди

Доклад для выступления на педагогическом совете школы на тему "Роль социального педагога в профилактике правонарушений в подростковой среде". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_sp_v_profil.pravonar-y_sredi_podr-v_2021-2022.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РД БСШИ №7

ДОКЛАД

на педсовет:

Составила: Тусиди З.Н., 

социальный педагог

2021-2022

Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одна из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую профилактическую программу, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.

Наибольшее влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно происходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет нравственные и социальные качества личности, круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков.

В основном склонность к правонарушениям встречается у подростов из-за упущений семейного воспитания.

Все знакомы с таким термином, как «неблагополучная семья». Но неблагополучные семьи – это не только семьи, где конфликтная атмосфера и где преобладает грубость, жестокость и неуважение к детям, но и семьи с попустительским типом воспитания, на проблемы и поведение ребёнка просто напросто закрывают глаза, родители проявляют нежелание воспитывать своих детей. Также к категории неблагополучных семей можно отнести семьи, где ребёнку всё дозволено, родители потакают каждому капризу подростка.

В повседневной практике педагогу приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. Обычно тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью, относят к «трудным». Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто не посещают школу, плохо ведут себя на уроках, дерутся. Среди них зачастую много второгодников. Воспитанием таких детей в семье обычно не занимаются. Дети предоставлены сами себе. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают противозаконные действия.

Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

К «трудным» относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже «трудный». У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.

Дети зачастую отражают образ жизни своих родителей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

Роль социального педагога в процессе организации профилактики девиантного поведения – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью и принцип предложения помощи.

Специалист должен научиться направлять движение, помогать подростку, преодолевать трудности, но выбор целей и средств их достижения должно оставаться за подростком с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий должно реализовываться во взаимодействии всех субъектов профилактики (школа, семья, социум). Социальный педагог в ходе организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде решает следующие задачи:

  • диагностику;
  • сбор и анализ информации;
  • информирование;
  • обучение;
  • содействие в решении социальных и психологических проблем;
  • контроль (текущий, поэтапный).

Прежде всего, к личности учащихся правонарушителей относят:

  • детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, техникумах, училищах и других учебных заведениях, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;
  • трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;
  • несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол и спецучилищ;
  • подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на перевоспитание общественности;
  • безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Социальный педагог в школе работает в основном со второй и пятой категорией несовершеннолетних.

На данный момент в нашей школе на ВШУ состоят 11 учащихся – это всего 5 % от общей численности учащихся. А вот как менялось их количество за последние три года:

2018-2019

учебный год

2019-2020

учебный год

2020-2021

учебный год

11учащихся, 4,5%

19 учащихся, 9%

15 учащихся, 7%

За годы моей работы социальным педагогом ни один из учеников нашей школы не состоял на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Количество состоящих на ВШУ меняется незначительно, так как каждый год к нам приходят новые учащиеся, выпускается 9 класс с подростками, состоящими на учёте в этом классе, но взамен им подрастает новое поколение.

Для работы с такими подростками, нашей Социально-психологической службой составляется план профилактической работы. Заполняется индивидуально-психологическая карта, в которую входит опрос трудного подростка и характеристика. Так же заводится Личное дело на каждого ребенка, которое включает в себя: заявление от классного руководителя о постановке на учет; анкету, заполненную классным руководителем; матрицу определения семейного благополучия, заполненную классным руководителем; список кружков которые посещает подросток. Систематически ведется наблюдение за успеваемостью, посещаемостью уроков и поведением подростков, поддерживается взаимосвязь с классными руководителями и воспитателями таких детей.

Также каждый год составляется план социального педагога с определенными задачами, вытекающими из задач школы. В плане присутствуют различные групповые беседы о правонарушениях, индивидуальные беседы с детьми, состоящими на учёте и детьми группы риска. Подобные беседы очень часто проходят с приглашением инспектора ПДН, а так же других специалистов.

Один раз в четверть проводятся плановые заседания Совета профилактики. Также может пройти и внеплановый Совет по мере необходимости. Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На заседаниях Совета профилактики принимаются совместные решения по коррекции поведения учащихся, выявляются причины и принимаются адекватные меры, даются рекомендации родителям по воспитанию детей.

Для более успешной работы, направленной на профилактику правонарушений,  необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудновоспитуемого учащегося. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога и психолога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Алгоритм работы социального педагога по профилактике правонарушений в школе"

Таблица содержит краткий алгоритм работы основных участников образовательного процесса в школе по профилактике правонарушений....

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...

Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

«Роль социального педагога в профилактике эмоционального поведения и суицидальных намерений у обучающихся»

laquo;Роль социального педагога в профилактике эмоционального поведения и суицидальных намерений у обучающихся»...

Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска".  С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы...

Опыт работы социального педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Основные направления работы социального педагога по профилактике законопослушного поведения несовершеннолетних в школе....

Презентация "Профилактика правонарушений в подростковом среде"

Профилактика правонарушений в подрастковом среде для 5-6 кл....