Конкурс «Педагог года – 2015». Выступление на педагогическом совете на тему: «Эффективные технологии реализации ФГОС»
опыты и эксперименты по теме

Лариса Леонидовна Телегина

«Воспитание духовно - развитой личности школьника на уроках литературы и во внеклассной деятельности в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telegina_l.l._pedsovet_27.22.2014g.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Телегина Л.Л.  Конкурс «Педагог года – 2015»

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Эффективные технологии реализации ФГОС»

Тема моего пед. опыта:

«Воспитание духовно - развитой личности школьника на уроках литературы и во внеклассной деятельности в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».

Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всестороннем анализе педагогических проблем, связанных с современным состоянием общества.

Актуальность  моего опыта:

Озабоченность и внимание российского общества к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения объясняется широким распространением в молодежной среде негативных зависимостей, социальных пороков, разрушающих культурную самобытность, единство и целостность российского общества, препятствующих гражданской идентичности подрастающего поколения.

В государственных стандартах общего образования отмечается

изучение литературы должно быть направлено на достижение следующих целей: «Воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры».

  Исходя из данных целей изучения литературы, указанных в государственных стандартах общего образования, объясняется выбор моей методической темы.

Актуальность педагогического  опыта объясняется ещё и тем, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие духовно  - нравственной культуры личности школьника. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход.   В рамках Концепции модернизации российского образования  отмечается, что  именно филологическая компетенция является базисом, на основе которого необходимо и можно выстраивать дальнейшие надстройки в духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Именно поэтому развитие духовно  - нравственной культуры учащихся и их творческих способностей, на уроках литературы и во внеклассной деятельности становится актуальной и основополагающей.

Запрос на современное  образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, является ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗОМ, а это значит, что оно является актуальным,  важным,  значимым.

В целях исполнения поручения Президента РФ от 02 августа 2009года № ПР -2009 о необходимости приобщения обучающихся к духовно – нравственной культуре своего Отечества, приказов Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры для  обучающихся  старших классов я  разработала и апробировала программу элективных курсов «Светочи Земли Русской» (8 класс) и «Духовно- нравственная культура русского народа», «Православное краеведение»  (9класс).

(слайд)   Цель:  воспитание духовно-нравственных ценностей, влияющих на формирование личности обучающихся

Задачи:

  • формирование филологической компетентности обучающихся;
  • Развитие творческих способностей;
  • формирование духовно – нравственной культуры школьника через  мировоззренческо–культурологический подход к процессу  образования и воспитания;
  • Использование современных образовательных технологий, системы дидактических принципов.

(слайд)   В основе реализации целей и задач лежит системно-деятельностный подход, который предполагает  учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, а также  индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей

Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность

  • проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
  • Исследовательская деятельность, социальное экспериментирование.

Использую Деятельностный подход в обучении – личностное включение   школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. В своей практике работы я использую основные характеристики системно-деятельностного подхода:

  • Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
  • Процесс обучения – всегда творческий.
  • Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

(слайд) Одной из активных форм работы, которые развивают творческие способности, формируют духовно – нравственную личность и способствуют познавательной активности ученика, являются проектно-исследовательские технологии, которые я активно использую в своей работе.      

(слайд)   Объект исследования – образовательная деятельность обучающихся при внедрении проектно-исследовательских технологий  на уроках литературы в процессе работы с художественным и научным текстом,   внеклассная деятельность в информационно – образовательном пространстве.

Предмет исследования: эффективность использования проектно- исследовательских технологий на уроках литературы и во внеклассной деятельности при формировании духовно  - нравственной культуры обучающихся.

(слайд) Гипотеза:  внедрение проектной  методики способствует оптимизации познавательной деятельности обучающихся и развития навыков практической  деятельности, формирует духовно – нравственную   культуру школьников.

Указанная методика как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, стимулирующая учеников познавать окружающий мир и духовную культуру, помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

(слайд с фото)   Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются  дети   среднего и старшего возраста.

(слайд с фото)   Задача учителя при переходе на федеральные образовательные стандарты нового поколения заключается не в механической передаче знаний, а в управлении процессом обучения. Отсюда новое понятие  функции учителя и ученика. Новая роль учителя - тьютора-консультанта.

       Новая роль обучаемого - повышение ответственности за    

освоение образовательных программ и     учебного процесса.

(слайд)   Практическая значимость: 

1) обеспечивает возможность организации учебного процесса, отвечающего требованиям и целям обучения, отражающим основные принципы личностно-ориентированного подхода;

2)предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию как в выборе учащимися содержания, так и форм получения образования;

3)позволяет повысить мотивацию изучения предметов школьной программы.

(слайд)  Формирую Филологическую компетенцию обучающихся, которая  обеспечивается совокупностью знаний, полученных из лингвистических и гуманитарных наук; духовных качеств личности (норм поведения, нравственных идеалов); умений  применять полученные знания и навыки в реальной жизни; информационной культуры; способности к творчеству; навыков самостоятельной работы; способности к эстетическому восприятию действительности.

Ребята пишут научно – исследовательские работы, проекты, выступают с ними на городских  и окружных конференциях. Так, в 2012-2013 учебном году под моим руководством обучающаяся 10А класса Палий Женя написала исследовательскую работу «В жертву за Россию был принесён её цвет…»Судьба Русской Православной Церкви  на территории Обского Севера в 20-30 годы XX века». В ней ученица раскрыла проблему гонения на Русскую православную церковь на территории Югры в 20-30-е годы прошлого столетия, а также судьбу священномучеников  Гермогена и Германа (Ряшенцева). На Межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира» в 2013 году данная работа удостоена  Диплома III степени.

В 2013-2014 учебном году  на Межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира» работа ученицы 9А класса Жалниной Кати «Распространение христианства в Западной Сибири» заняла 2 место.

Подготовила своих учеников к участию во  II Молодежных Кирилло-Мефодиевских Чтениях:

Муниципальный этап - 28 апреля 2014года МБУ «Центр развития образования»: 2 место: Жалнина Екатерина,  9А класс – в секции «Моя большая и малая Родина»; 3 место: Алферова Ольга , 9А класс - в секции «Духовные ценности русской культуры»; Региональный этап: Жалнина Екатерина,  Алферова Ольга - 9А класс, Сертификаты участников.

 (слайд)   Продукт педагогического опыта:

1.Авторская программа «Православие и русская литература»,  утвержденная   кафедрой связей с общественностью и  литературы   Нижневартовского государственного гуманитарного университета. По итогам участия  во Всероссийском конкурсе работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» в 2009 году за работу: «Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы. Православие и русская литература»  присуждено  I место в региональном этапе, I место в Уральском федеральном округе.

(слайд)   2.Авторские программы элективных курсов «Духовно- нравственная культура русского народа», «Православное краеведение в школе»,  (9 класс), «Светочи земли Русской» (8 класс).

В 2012-2013 учебном году за участие в окружном заочном конкурсе дополнительных образовательных программ по изучению духовно-нравственного культурного наследия народов России среди образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мои авторские программы элективных курсов «Православное краеведение в школе», «Светочи земли русской» по рейтингу были удостоены 3 места в округе (сентябрь, 2012г.).

Мною разработаны рабочие программы к данным элективным курсам  (35 занятий), методические пособия  по духовно – нравственному воспитанию на уроках литературы и  во внеклассной деятельности,  имею многочисленные публикации по данной теме. При  разработке занятий использованы подходы личностно-ориентированной технологии обучения,  обеспечивающей максимально высокие результаты освоения курсов обучающимися. Разработана тематика проектов, исходя из их типов для уроков литературы и внеклассных занятий.

(слайд)   3.Монография «Образование и духовность». Обобщение опыта работы по духовно – нравственному воспитанию учителя Телегиной Л.Л. Нижневартовск: Издательство Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012г.

(слайд)   Методический  продукт опыта: Методические рекомендации  для педагогов и обучающихся при подготовке к сочинению в рамках системно-деятельностного подхода

(слайд)   Публикация моих материалов
из опыта работы по духовно – нравственному воспитанию обучающихся в сб. МУ ЦРО,

(слайд)    многочисленные публикации в СМИ городского и окружного значения.

(слайд)   На окружной ТРК «Югория» выходят радиопередачи с моим участием и участием моих учеников: «Сибирь православная», «Литературные страницы», «Земля моя Югорская»

 (слайд)   Критерии оценки результативности опыта:

1.Представление опыта на конкурсах для педагогов в рамках Национального проекта «Образование» на Грант Президента РФ, на Грант Губернатора ХМАО-Югра.

Награждена Грантом Президента РФ дважды: в 2009г.,в 2013г.

В конкурсе «Лучший учитель образовательных учреждений» на Грант Губернатора ХМАО – Югры в 2012г.  обобщала опыт работы по духовно – нравственному воспитанию обучающихся. Итоги: Диплом  Победителя в номинации: «Лучший педагог (преподаватель) общеобразовательного учреждения». Награждена Грантом Губернатора ХМАО – Югры.

(Слайд)   Опыт распространяется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Формы распространения опыта:

  • участие в  школьных и муниципальных семинарах, конференциях, педагогических мастерских;
  • участие в работе ГМО, городского методического совета;

  (Слайд)  

  • Участие в работе Всероссийских научно – практических конференций;

  (Слайд)  

  • Участие в работе Рождественских образовательных чтений в г.Тюмени

  (Слайд)  

  • Участие в  Кирилло-Мефодиевских Образовательных чтениях в г. Ханты–Мансийске;

  (Слайд)  

  • Участие в работе Международных Рождественских Образовательных чтений в Москва;

  (Слайд)  

  • участие в семинарах Муниципального бюджетного учреждения «Центр развития образования»;
  • методические публикации;

Внеклассная работа.
Сотрудничество с городской центральной библиотекой

«школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры  в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учётом нашего исторического опыта и  отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков»

Святейший Патриарх Кирилл,
XYIII Международные Рождественские чтения  
Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»

В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....

Конкурс "Педагог года - 2015". Конкурсное эссе "Я - учитель".

Учитель - это не профессия, это образ жизни, а мастерство - не случайная удача, а систематический поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями, неудачам...

Эссе "Во всем мне хочется дойти до самой сути..." Конкурс "Педагог года-2015"

В эссе отображены основные мысли педагогической деятельности учителя, размышления о роли педагога в жизни ребенка....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»

Выступление на педагогическом совете по теме: «Эффективность самостоятельной работы на уроках английского языка»...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

laquo; Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»В. А. Сухомлинский...

Выступление на педагогическом совете по теме "Эффективные технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС"

Современное образование переходит от предоставления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков к овладению обучающимися реальными видами деятельности. Это требует существенных изменений деят...