Мастер-класс по теме: «В математике всё для жизни»
методическая разработка (5 класс) на тему

Кудикова Наталья Николаевна

Мастер-класс по теме: «В математике всё для жизни» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx58.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме: «В математике всё для жизни» учителя математики МБОУ СОШ №8 г.Миллерово, Кудиковой Н.Н.

Цель мастер класса: показать, как можно заинтересовать обучающихся математикой.

 

Здравствуйте уважаемые коллеги!

 

Скажите, как часто Вам приходиться отвечать на вопрос детей зачем нужна математика?

«В математике всё для жизни»

1.Психологический настрой  «Все в твоих руках». Прием «Яркое пятно».

-Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 

 В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни. Моя задача – помочь ученику сделать первое и самое главное открытие в жизни – открыть свои способности к математике

.

 Как же сформировать у обучающихся интерес к математике? Успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

 

В своей педагогической работе я стараюсь использовать разнообразные приёмы, которые активизируют учебную деятельность школьников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения.

 

Представьте себе, что мы с вами станем на один урок инженерами-строителями. Но не только мы будем просто проектировать, строить, а станем еще  экономистами и исследуем экономные расходы материалов для периметров и площадей объектов. Бюро-это дружная команда. Поэтому в начале урока вы все сели по группам и это стало изюминкой урока, скоро вы узнаете - чем вы будете сегодня заниматься

 

II. Актуализация ранее изученного материала (устная работа).

Чтобы стать инженером мы должны уметь хорошо считать в уме. Правильные ответы закрывают карточками. Из оставшихся букв собирают слово «Формула».

 

296
Ф

25
З

1000
М

108
Н

2
П

630
У

45
О

180
Т

40
Л

280
Е

20
Ь

4
А

3
Р

129
И

38
Е

14
Р

 

  1. Турист прошел 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько времени турист был в пути?
  2. Скорость автомобиля 70 км/ч. Какое расстояние пройдет автомобиль за 4 часа?
  3. Моторная лодка прошла расстояние 50 км за 2 часа. Найдите скорость моторной лодки.
  4. Скорость автобуса 45 км/ч. Какое расстояние пройдет автобус за 4 часа?
  5. Расстояние между городами 1400 км. Скорость самолета 700 км/ч. Сколько времени ему потребуется на перелет из одного города в другой?
  6. Вычислите периметр треугольника, у которого все стороны равны 43 дм.
  7. Вычислите периметр квадрата со стороной 27 м.
  8. Вычислите периметр прямоугольника, если его стороны равны 6 см и 4 см.
  9. Вычислите периметр прямоугольника, если его стороны равны 9 см и 10 см.

Получается слово “Формула”. Работа на интерактивной доске: Составьте формулу.

Вопросы:  

  1. Что такое формула?
  2. Где в жизни мы сталкиваемся с формулами и для чего их используем?
  3. Приведите примеры.

 

Проблемная ситуация (связь где применяется в жизни)

□Мама решила сделать ремонт однокомнатной квартиры: положить плитку на кухне, наклеить обои, постелить линолеум. Она попросила сына помочь ей сделать необходимые расчеты для приобретения материалов для ремонта.

□Сколько квадратных метров линолеума необходимо приобрести, чтобы застелить полы в комнате и на кухне, размерами 6×3 и 3×3 м соответственно.

 

C:\DOCUME~1\7FFE~1\LOCALS~1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image002.jpg

 

Теперь давайте определим ключевое слово темы урока. Узнать это нам поможет технология кроссенс

Итак, давайте сформулируем тему нашего урока, цели и задачи.

Цели урока:

∙•образовательные: актуализировать знания учащихся о площади, полученные в начальной школе; дать понятие равных фигур; продолжить работу по формированию умения выполнять вычисления по формулам; показать разнообразие применения математики в реальной жизни.

∙•развивающие: развивать мышление, кругозор, творческие способности учащихся, интерес к математике и литературе.

∙•воспитательные: формирование целостного представления о мире, всеобщих Законах Вселенной, воспитание чувства прекрасного, познавательной активности, аккуратности, стремления преодолевать трудности.

 

Формула площади, определение

 

Давайте, измерим площадь прямоугольника с помощью этих квадратов. Сначала измерим длины его сторон. Стороны в нем имеют длину 4 см и 3 см. Давайте укладывать на прямоугольнике квадратные сантиметры вплотную друг к другу. Сначала один ряд. Сколько в этом ряду уложилось квадратных сантиметров? (4)

Теперь уложим еще один ряд. Остался еще один ряд, в котором еще 4 квадратных сантиметра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько же всего квадратных сантиметров мы уложили? (12)

Вот мы и измерили площадь нашего прямоугольника. Его площадь равна 12 квадратных сантиметров.

Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка сюда:

Стали мерки в три ряда,

Будто бы солдатики –

Ровные квадратики.

Чтобы площадь нам узнать,

Нужно их пересчитать.

Ну вот, мы и мерки-квадратики хорошо уложили, и пересчитали их правильно.

А как мы измерим площадь книги, стола, пола?

Неужели мы будем постоянно укладывать наши квадраты?

Рассмотрим, например, наш прямоугольник.

Длина одной стороны – 4 см. Значит, в одном ряду уложится 4 квадратных сантиметра.

А сколько будет таких рядов? Для этого измерим длину другой стороны.

Получилось 3 см. Значит, рядов будет три. Сколько же получилось квадратных сантиметров? Нужно сосчитать, сколько получится, если взять три раза по

четыре? (12)

При измерении площади мы умножили 3 на 4.

Стороны нашего прямоугольника имеют длину 3 см и 4 см. Поэтому, чтобы найти площадь прямоугольника, надо перемножить стороны прямоугольника.

S = a  b (квадратных единиц)

S – площадь прямоугольника

a и b – стороны прямоугольника, выраженные натуральными числами в одних линейных единицах.

Так ка у квадрата все стороны равны, то площадь квадрата равна второй степени его стороны:

S = а  а = а2 (квадратных единиц)

S – площадь квадрата

а – сторона квадрата.

 

Практическое  задание. Работа в группах.

Мы на уроке будем не только конструкторами, но и практиками. А конструктору без математики никак нельзя. Представьте себе, что в наше конструкторское бюро поступило предложение сконструировать детскую площадку, а в первую очередь детскую песочницу.

Мозговой штурм. Как вы думаете, что необходимо знать о песочнице?

( Какой формы песочница?  Из  какого материала? Будет ли крыша? Украшения песочницы? Сколько надо песка в песочницу?)

Итак, первая группа получает задание.

Рассчитать количество материала на песочницу: периметр песочницы квадратной формы из дерева, размеры которой 150см  на 150см. Песочница будет высотой из 2 досок, каждая шириной 10см. По периметру сверху  прибита еще одна доска. Длина одной доски  на складе 6 м.

 

C:\DOCUME~1\7FFE~1\LOCALS~1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.jpg

Решение: Периметр квадрата P=4а, где а=150см. Р=4*150=600см. Так как бок песочницы состоит из 2 досок, то  600*2=1200см. Сверху еще по периметру 600см, т.е. 1200+600=1800см. 1800:6м=1800:600=3 (доски)

 

Вторая группа получает задание. Определить сколько необходимо детских ведерок объемом 1 л, чтобы перенести полтонны  мелкого песка в песочницу. Можете ли вы предложить другой способ засыпания песочницы ведерками? Справка. Ведерко с песком  1литр весит 1,5 кг.

 

C:\DOCUME~1\7FFE~1\LOCALS~1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image005.jpg

Решение: Полтонны это 500кг. Чтобы узнать сколько нужно ведерок для переноса песка 500:1,5=333,(3).Песок нельзя оставлять, поэтому округляем в большую сторону, т.е. 334 ведерка.

 

Усовершенствуем задачу и поможем малышам, сами перенесем песок. Возьмем ведра по 3 л объемом. Тогда  ведро с песком будет весить 1,5*3=4,5 кг.   500: 4,5=111,(1). Значит ведер нужно 112 штук. В классе 25 учеников, значит примерно по 5 ведер каждому.

Третья группа получает задание.

Песочницу необходимо покрасить в три цвета: зеленый, красный и желтый. Периметр одной доски 6м и ширина 10 см. Сколько необходимо краски на все 3 доски, если красить их нужно только снаружи, но в 2 слоя. Расход краски на 1кв.м - 130г.

 

C:\DOCUME~1\7FFE~1\LOCALS~1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.jpgРешение . Найдем площадь одной доски 600*10=6000 см.Переведем 6000 см=0,6м. 0,6*130*2=156г одного цвета краски. 156*3=468г краски надо трех цветов для песочницы.

Закончили работу в группах, просим рассказать, как вы справились с заданием

 

Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами познакомились с еще одной формулой нахождения площади прямоугольника,  а я предлагаю вам составить формулу успеха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Правильная осанка - путь к здоровой и счастливой жизни!"

Представлен мастер-класс для учителей физической культуры....

Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "

Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...

Мастер-класс подготовка к ЕГЭ по математике по теме: "Производная"

Развитие у учащихся теоретических знаний по теме: "Производная функции"...

Мастер класс создание тестов в MS Excel "Здоровый образ жизни"

Мастер класс по созданию тестов в элетронных таблицах....

Мастер-класс на районном семинаре учителей математики «Использование интерактивной доски на уроках математики»

laquo;Использование интерактивной доски на уроках математики» Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал...

Мастер – класс по английскому языку Интернациональные слова в нашей жизни

Методическая разработка занятия для учащихся, чтобы вызвать интерес и побудить к изучению иностранных языков....