О формирующем оценивании как ресурсе эффективности урока.
статья на тему

Как следует оценивать учеников? Можно ли с помощью формирующего оценивания повысить эффективность урока?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

О формирующем оценивании как ресурсе эффективности урока.

Андреева М.М.

Безусловно, умение оценивать динамику своего развития – необходимо каждому человеку.  Но, как показывает практика, не каждый владеет этим навыком. Да, он развит у большинства из нас, но, к сожалению, не настолько хорошо, как хотелось бы.

Поэтому логичным представляется формировать этот навык уже в детском и отроческом возрасте.

Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».

Важный момент заключается в том, что такое оценивание должно быть регулярным, точнее сказать, практически ежедневным. Только так мы сможем достичь желаемой цели – повышения образовательного достижения каждого ученика.

Рассмотрим подробнее принципы использования формирующего оценивания.

  • Центрировано на ученике. В центре формирующего оценивания— ученик. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. При его использовании учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.
  • Направляется учителем. Применение формирующего оценивания предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
  • Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.
  • Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин.
  • Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.

Учитель  на уроке, реализуя формирующее оценивание, должен вести себя в соответствии с данными принципами.

Думаю, каждый учитель стремится реализовать формирующее оценивание у детей на уроке. Так, например, в начале урока я обсуждаю с классом учебные цели урока, то есть задаю вопросы: «Что вы будете делать на уроке?» и «Зачем вам это необходимо?». Мне кажется важным правильно задавать вопросы ученикам, заставить их думать не только о содержании предмета, но и о том, зачем им это содержание нужно.

Важно наблюдать за учениками, иногда следует сфокусироваться на одном, как правило, отстающем ученике. Следует весь класс организовать так, чтобы они следили за работой этого ученика. Например, я могу на каждом этапе урока спрашивать одного ученика, и сразу же спрашивать учеников как они оценивают его ответ. В конце урока необходимо подвести итог и выяснить у этого ребенка и других учеников есть ли прогресс в его работе.

Также, при делении детей на группы, я всегда прошу их высказаться, кого из группы они бы оценили высшим баллом, при этом они обязательно должны аргументировать свой ответ.

Еще один пример. Во время защиты проектов, я прошу учеников назвать плюсы и минусы каждой работы. Спрашиваю их, как бы сделали они, чтобы изменили и почему. Если ребенок говорит, что его одноклассник, защищая проект, выглядел зажатым и его речь была неразборчива, то, при защите собственного проекта, я обязательно акцентирую его внимание на его речи и подаче материала.

Все вышеперечисленное учитель делает для ученика и развития его умений. Но что формирующее оценивание дает учителю?

Ключевым моментом является то, что формирующее оценивание предполагает наличие обратной связи с учениками. Учитель может понять, что у него получилась, а над чем еще стоит поработать.

Например, на уроке обществознания в 5 классе, при изучении темы: «Одноклассники, сверстники, друзья» я задала в конце урока вопрос: «Что вы узнали нового и как вам могут помочь эти знания?». Ответ учеников был поразителен. Большинство ответчиков сказали, что ничего нового для себя не узнали. Конечно теперь, при планировании урока, я постараюсь построить его по-другому.

Или иной пример. Ученики 6 класса, после прохождения теста на определение профориентации, отвечали, что кто-то убедился в своих намерениях стать, например, программистом, а кто-то впервые всерьез задумался, какую же профессию ему выбрать, где он сможет достичь успеха? И мне, как учителю, было понятно, что такой урок развивает способность к самооцениванию и рефлексии.

Таким образом, формирующее оценивание должно прочно войти в каждодневную жизнь ученика и тогда мы сможем воспитать человека успешного, понимающего, что и зачем ему необходимо, а чему еще стоит научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.

В 2013 году был утвержден  профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...

Повышение эффективности творческой деятельности при помощи формирующего оценивания

В данной статье расматриваются современные подходы к оцениванию работ обучающихся, в том числе творческих. Требования ФГОС нового поколения к оцениванию на уроке и во внеурочной деятельности....

Формирующее оценивание: оценивание для обучения

Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание....

Обобщение опыта по теме "Интерактивные интернет ресурсы формирующего оценивания в преподавании технологии"

Введение федеральных образовательных стандартов оживило дискуссию о новых подходах к оцениванию образовательной деятельности учащихся. Как правило, речь идёт о том, какие методы и приёмы оценивания ис...

Использование приемов формирующего оценивания на разных этапах урока английского языка

В данной статье рассматриваются различные практические приемы формирующего оценивания, которые можно использовать на различных этапах урока английского языка....

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....

Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»

Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс ...