«Личностно – ориентированный подход к обучению на уроках биологии »
методическая разработка на тему

Попова Анастасия Олеговна

  Смысл личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми и природой. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

с углубленным изучением отдельных предметов

Щёлковского муниципального района Московской области

Выступление на методическом объединении

Доклад

на тему:

«Личностно – ориентированный подход к обучению на уроках биологии »

Учитель биологии :

Попова Анастасия Олеговна

Цель личностно-ориентированного обучения – создание условий для формирования познавательной активности учеников и развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору
  • умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
  • поиск смысла жизни, творчество;
  • формирование образа “Я”;
  • ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  • автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

 Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.

        Смысл личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми и природой. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

 «Технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - наука.

Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения        каких-либо        проблем.

 В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.

 Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе указанных психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

        Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы.  Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Рассмотрим отдельные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике.

           В  настоящее время, как никогда ранее,   система образования  должна учитывать возможности и потребности человека.   Характер образовательной системы должен быть  личностно – ориентированным.     

    Личностно–ориентированные технологии в школе направлены на  организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.  

Предполагается  применение технологии личностно - ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках личностно -ориентированной технологии самостоятельным направлением  выделяется, технологии сотрудничества .

 А) Технологии сотрудничества

«Если у одного есть яблоко и у другого есть яблоко, и они поменяются, то у каждого будет по одному яблоку. А если у одного есть идея, и у другого есть, то когда они поменяются – у каждого будет по две идеи».  (Пьер Абеляр).

 Сотрудничать

*учавствовать в каком – либо общем деле; совместные с кем–либо действия (Викисловарь)

*работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле; быть сотрудником («Толковый словарь Ожегова»)

 «В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей». (Ш.А.Амонашвили).Педагогика сотрудничества – это благо для учителя, родителей и самих учеников.  Она имеет  корнем труд, которым держится,  к труду зовёт, трудом и награждает. Её главное орудие – успех. Сотрудничать могут пары, группы,  классы, но все используется для того, чтобы дети приобретали  навыки коммуникации и умели рефлексировать ( умения осмыслить и оценить собственные действия. « Чему я научился, чтоя умею делать…»)                  

 Воспитательный эффект обучения в сотрудничестве Воспитание социальных и коммуникативных навыков (навыков общения), умения строить взаимоотношения между людьми - одна из важнейших задач, решаемых с помощью технологии обучения в сотрудничестве. Социализация детей возможна только в том случае, когда они сидят лицом друг к другу, а не смотрят друг другу в затылок.

Б) ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ.

В каждом человеке – солнце,только дайте ему светить.  (Сократ)

 Педагогическая поддержка: понятие и сущность В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему- нибудь. 

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

  Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников)

Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельного противостояния злу.

 Психолого-педагогическая поддержка ребенка

Педагог, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает событие (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности  преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.

Поддерживать можно посредством:

- отдельных слов («красиво», «некрасиво», «здорово», «вперед», «продолжай» и т.п.);

- высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад за тебя», «Благодарю тебя»);

- прикосновений (мягко прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, слегка обнять);

- совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом, мягко вести, внимательно слушать и т.п.);

- выражения лица (улыбка, ободряющий кивок и т.п.).

 Технология организации «ситуации успеха»

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать « эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха.

Радость в любом виде труда школьника - от сознания достигнутого, от успеха.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

Доктор педагогических наук Белкин настаивает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее.

Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день.

 В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

 Алгоритм создания ситуации успеха

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность  в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совер-шения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения.                                  

  Достигается путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать с....."

"Выполняя работу, не забудьте о....."

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятель-ность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

"Только ты и мог бы...."

"Только тебе я и могу доверить..."

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

"Нам уже не терпится начать работу…" "Так хочется поскорее увидеть..."

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение".

 "Больше всего мне в твоей работе понравилось..."

 "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

Что же помогает нам создавать ситуации успеха.                                    

Внеурочная деятельность: традиции школы (различные праздники), работа спортивных секций, интеллектуальных кружков, клубов по интересам (система ДО); предметные олимпиады; исследовательская работа; проектная деятельность; дела класса (часы общения, тренинги, анкетирование); конкурсы, викторины, соревнования, выставки; создание портфолио ученика (класса), защита портфолио; КТД, творческие отчеты на родительских собраниях.

Технология педагогического общения - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между учителем и детьми, их родителями, коллегами с целью решения различных педагогических задач.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата.

Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.

(Слайд 20) Установлены наиболее распространенные стили педагогического общения. Пожалуй, самым плодотворным является общение 1) на основе увлеченности совместной творческой деятельностью педагога и учащихся;

 Достаточно продуктивным является общения 2) на основе дружеского расположения;

Дружественность и увлеченность совместным делом - стили общения, тесно связанные между собой. Увлеченность общим делом — источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

Довольно распространенным является 3) общение-дистанция.

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция.

В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.

Авторитет должен завоевываться не через механическое установление

дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как 4) общение-устрашение.

Этот стиль общения ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет и 5) общение заигрывание;

По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.

 Технология предъявления педагогического требования

Педагогическое требование - это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения.

Педагогические требование - это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер.

Педагогическое требование - это процесс вооружения детей нормами поведения

Предъявление требования сочетается с уважением: если педагог не требователен, то это характеризует его беспечность по отношению к воспитанникам

Предъявление требования - это перевод активности детей в позитивное русло в соответствии с целью воспитания. Исходя из нее, педагог определяет, какую программу действий и заданий следует предложить ребенку, чтобы его развитие было максимальным.

  Технология предъявления педагогического требования:

1. Требование должно быть доведено до конца.

Если вы попросили что-то сделать, то необходимо добиться выполнения этого требования. Нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что педагог сам несерьезно относится к своему требованию.

...Педагог появился в группе, но никто из детей этого не заметил. Они продолжали делать свои дела, пока громкий и жесткий голос не прервал их занятий. Когда педагог властно и сердито отдал распоряжения, дети затихли и приготовились исполнять требуемое...

Другой педагог появился в той же группе, и дети быстро приготовились к работе. На их лицах приветливость и ожидание, доброжелательность и жажда дела...

Часто такие превращения объясняют чудодейственной способностью педагога, а детей продолжают обвинять в «невоспитанности». Причину же следует искать в профессионализме.

Первое. Требование должно быть доведено до логического конца: это означает, что в момент предъявления требования педагог держит в поле внимания каждого ребенка и не дает деятельности дальше развиваться, пока требование не будет исполнено каждым.

2. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий.

Дать инструкцию - это значит заинтересовать ребенка в получении результата, подобрать и обозначить средства, при помощи которых будет совершаться деятельность, выявить необходимую совокупность операций, позволяющих достичь цели.

Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция – гарантия успеха.

3. Требование должно предъявляться в этичной форме.

Следует помнить, что и ребенку, и взрослому психологически легче выполнять требование, излагаемое как совет или предложение.

Общение с воспитанником можно начать с речевых формул: Сделай, пожалуйста; будь добр.

  • 4. Требование должно произноситься решительным, энергичным тоном, побуждающим к действию.

Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое предъявляется уверенно.

Здесь педагогу понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями.

5. Целесообразность и разумность требования, его аргументированность помогают воспитаннику вникнуть в суть того, что от него хотят.

6. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка.

Нельзя к ребенку раннего возраста предъявлять требования, которые он не в силах понять и выполнить

 Технология педагогического разрешения конфликта.

 Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется,  как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Потенциально  конфликтогенные педагогические ситуации можно выделить следующие:

1. ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости,  внеучебной деятельности;

2. ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;

3. ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности

Конфликтные периоды в процессе обучения в школе, связанные с недостатками в организации обучения считаются:

1. Первый класс – происходит смена игровой деятельности на учебную, появляются новые требования и обязанности;

2. Переход  из  4-го  в  5-ый  класс.  Вместо  одного  учителя  появляются

учителя –предметники и новые школьные предметы;

3. В 9-ом классе необходимо решить – идти в специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-ом классе;

4. Окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни

Способы разрешения конфликта.

11. юмор, «Психологическое поглаживание» (признание достоинств субъекта конфликта), третейский суд, ультиматум,  компромисс, подавление (моральное или физическое) и разрыв связи, и др.

        Юмор – это беззлобно – насмешливое отношение к чему или кому – либо. В нем не должно быть сарказма, иначе это может обидеть одну из сторон.

        «Психологическое поглаживание» - проявление ласки, выделение положительных черт «противника» (ты умный, знающий, …). Признание достоинств заключается в выделении положительных черт субъекта конфликта, в акцентировании внимания на его положительных качествах. Это позволяет сделать своеобразный шаг навстречу партнеру, увидеть в нем не только недостатки, но и достоинства.

        Третейский суд – хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили «в пылу борьбы».

Третейский суд – это обращение конфликтующих субъектов за помощью к третьему лицу. Обычно к третейскому судье апеллируют, когда стороны начинают понимать, что самостоятельно они не смогут найти выход из создавшейся между ними конфликтной ситуации. Непосредственный третейский суд связан с обращением за советом к реальному независимому лицу. Таким лицом может быть учитель, представитель школьной администрации, ученик или кто-либо из посторонних людей. Необходимо подчеркнуть, что в качестве третейского судьи должен выступать не просто посторонний и независимый человек, а тот, кто является авторитетным для обеих сторон, кому, каждый из партнеров может доверить решение конфликта

•        Ультиматум – предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа (если ты не …, то я вынужден буду …). Ультиматум допустим лишь в отношении уч-ся старшего возраста.

         Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок. «Я не буду спрашивать тебя сегодня на уроке, но к следующему занятию ты должен подготовить ответ по материалам двух уроков», – говорит учитель ученику, обратившемуся к нему с просьбой не вызывать его к доске. И если ученик принимает предложение учителя, то они достигают компромисса.

      Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт. Использование компромисса позволяет перевести складывающуюся конфликтную ситуацию на конструктивный путь развития, поскольку педагог, обращаясь к достоинствам школьника, не наносит оскорблений его личности, а предлагает включиться в совместный поиск решения проблемы.

        Крайние способы разрешения конфликта – подавление партнёра  (моральное или физическое) и разрыв связи.

(Слайд 27) Критерий (признак) разрешения  конфликта.

 По мнению американского конфликтолога М. Дойча, основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами.

Отечественный педагог В.М. Афонькова выделила следующие критерии разрешенности конфликта: прекращение противодействия; устранение травмирующих факторов; достижение цели одной из конфликтующих сторон; изменение позиции индивида; формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.

   12. Притча о Солнце и Ветре

Однажды встретились Солнце и Ветер и поспорили, кто же из них сильнее. Ветер вскричал:

- Я сильный и могучий! Я легко могу создать ураган, вызвать целую бурю. Сейчас я докажу тебя, что я самый сильный. Смотри, вон идёт мужчина в плаще. Я сейчас одним дуновением сниму с него этот плащ.

И Ветер принялся дуть. Он дунул один раз, потом другой, третий. С каждым разом его дыхание становилось всё сильнее и сильнее. Но мужчина только крепче держался за свой плащ. Ветер дул со всей силы, завывал и кружил. Разыгралась настоящая буря. Но мужчина только сильнее кутался в свой плащ и никак не хотел снимать его.

Наконец, когда Ветер совсем выбился из сил и стих, на небе показалось Солнце. Оно ласково улыбнулось путнику и стало пригревать его своими тёплыми нежными лучами. Сначала мужчина не обратил на него никакого внимания. Но Солнце не останавливалось. Оно очень нежно и бережно со всей своей теплотой и любовью посылало человеку свои лучи. Отогревшись под ласковым солнышком, забыв про недавний ураган, мужчина радостно улыбнулся и быстро скинул свой плащ.

- Вот видишь, - сказало Солнце Ветру, - ласка, доброта, терпение и любовь всегда могущественнее ярости и силы.

Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Системно - деятельностный подход позволяет систематизировать, выявить взаимосвязи, выявить затруднения, увидеть перспективу работы учителя.

Какие результаты можно ожидать при личностно – ориентированном подходе в обучении детей? Это:

  1. Повышение качества знаний учащихся.
  2. Успешность учебной деятельности.
  3. Формирование личностного смысла ученика.
  4. Эмоциональное благополучие ребенка в классе.
  5. Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

        Для успешного достижения положительных результатов необходимо, в первую очередь, создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

         Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

    Личностно-ориентированный подход в преподавании – концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Учитель и ученик в ЛОО

   В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Отличие от традиционного обучения

Цели традиционного урока

Цели                                                  личностно-ориентированного урока

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно

спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

7. Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

    Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации, к нему предъявляется ряд требований. На уроках создается атмосфера доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. Главным принципом личностно-ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

     В рамках личностно ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе стараюсь использовать четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной, исследовательской деятельности.

     Технология уровневой дифференциации дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе. Материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях. Слабые учащиеся могут использовать опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме. Кроме этого, контроль проводится в виде взаимопроверки, разноуровневых тестов, биологического диктанта.

    Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.

    Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал.    

         Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.

    При подведении итогов уроков с применением личностно ориентированной технологии для осознания школьниками собственной деятельности и ее результатов необходимо выставлять оценки и проводить рефлексию.

  Итак, подведем итог. Каждый из нас, как учитель в полном объеме этого слова, должен создать такие условия  для развития каждого школьника, которые позволят  ему быть более успешным и защищенным, быстрее адаптироваться к быстроизменяющимся и напряженным условиям учения, профессиональной деятельности, развития общества, науки биологии, жизни человека.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Степанова Е.Н. «Личностно-ориентированный подход в педагогической

деятельности».М.: ТЦ Сфера, 2003 ., 128 с.

2. Якиманская И.С. « Личностно-ориентированное обучение в современной школе».- М.:

Сентябрь, 1996 .- 96 с.

3. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы

психологии, 1995., - № 2.-с.13-21.

4. http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).

В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....

Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка. Разноуровневые технологии

В данной презентации рассматривается одна из современных образовательных технологий "Личностно-ориентированное обучение на основе внутренней дифференциации" и применение данной технологии на уроке в 8...

Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках информатики

Рассматривается вариант личностно-ориентированного подхода к проблеме обучения информатике...

Использование технологии, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка

   Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Систем...

«Личностно – ориентированный подход к обучению на уроках биологии и географии»

Цель личностно-ориентированного обучения – создание условий для формирования познавательной активности учеников....