Мастер-класс "Современные подходы в обучении решению задач по геометрии"
статья по теме

Жираншина Рамиля Мавлютовна

Для развивающего обучения решающее значение имеет методика. Один и тот же учебный материал может быть изучен с большим или меньшим развивающим эффектом, в зависимости от того, как он изучается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Современные подходы в обучении решению задач по геометрии»

Жираншина Рамиля Мавлютовна,

учитель математики МБОУ

«Излучинская ОСШУИОП № 1»

Цель проведения мастер-класса: познакомить коллег    новыми  представлениями и подходами в обучении решению задач по геометрии

Задачи:

  • показать преимущества новых подходов в обучении на примере  урока геометрии
  • способствовать осознанию  необходимости  применения новых  подходов в методике преподавания геометрии

Форма проведения мастер-класса:  обучающий семинар

  1. Презентация педагогического опыта

Обоснование основных идей данной педагогической технологии            

Урок, является основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом самоанализа и самоконтроля.    

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются   на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».   

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
         Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
•        анализировать свои действия;
•        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
•        отличаться мобильностью;
•        быть способны к сотрудничеству;

Программа семи модулей, провозглашая тенденцию гуманизации,  устанавливает перед учителем обязательство: концентрация усилий и внимания, прежде всего, на личности ученика. Ключевым показателем успешности преподавания является проведение учителем исследования и оценивания процесса самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого. Данный подход в обучении предполагает обязательное активное участие самого ученика в этом процессе, его ответственность за собственное обучение. Адекватное осознание и принятие этой ответственности учеником, в немалой степени, зависит от создаваемой учителем среды на занятиях.

Основная задача Программы  семи модулей – помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. По этой причине современные подходы в преподавании и обучении рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессионально-педагогическим контекстом.

Современный учитель обязан быть не только профессионалом своего дела, но должен быть всесторонне развитой личностью, идущим в ногу со временем. Для этого учитель должен усердно работать, приобретать новое в своей педагогической практике, одним словом, он должен неустанно меняться.               

Основное содержание Программы представлено в контексте семи модулей, которые в ходе обучения изучаются во взаимосвязи:

  1. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Учитываются способности и возможности каждого ученика через создание на каждом уроке мотивации к сотрудничеству и  взаимовыручке. При планировании уроков предлагаются задания дифференцированного характера; подача нового материала осуществляется ступенчато: от простого  к сложному.
  2. Обучение талантливых и одаренных учеников. Необходимо, чтобы каждый учащийся, мотивированный на обучение понимал важность своего личного участия в обучении более слабых в знаниях одноклассников. Организация работы в группах нацеливается на поощрение  хорошистов и отличников при обучении других.
  3. Использования ИКТ в преподавании и обучении. В частности, компьютер и мультимедийная доска используется не только для демонстрации слайдового материала, но в первую очередь, как инструмент, помогающий организовать процесс урока, позволяющий активизировать деятельность ученика на уроке. С этой целью разрабатываются слайды с нанесением на них временных рамок выполнения заданий и критериального оценивания выполненной работы учащимися.
  4. Обучение критическому мышлению. Нельзя путать развитие критического мышления ученика и технологию критического мышления. Данный модуль предусматривает построение трехфазового урока с целью создания на нем атмосферы, при которой на каждом ее этапе работало бы критическое мышление каждого учащегося.
  5. Управление и лидерство в обучении. Способствовать на уроках математики развитию лидерских качеств каждым учеником (не только в знании математики). Поддержка через похвалу, взаимооценивание учащихся, стремящихся не только лучше усвоить изучаемый материал, но активно оказывающих помощь в обучении своих одноклассников.
  6. Оценивание для обучения и оценивание обучения. Формативное оценивание – это целенаправленный, непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Считается «неформальным». Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.  Формативное оценивание используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно), применяется в приемлемой форме, как для учащихся, так и для учителя. Суммативное оценивание предназначено для определения уровня сформированности ЗУН, компетентностей ученика при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени.
  7. Новые подходы в преподавании и обучении. Модуль содержит три составляющих направления:
  • Групповая работа
  • Саморегуляция
  • Диалоговое обучение

Организация групповой работы посредством повышения саморегуляции учащихся способствует развитию диалогового обучения на уроке

Представленные Программой модули предполагают у учащихся выработку навыков обучения тому, как надо обучаться. В результате ученики становятся независимыми, самостоятельными, уверенными в собственных силах, у школьников вырабатываются навыки самостоятельного осмысления, мышления.

Характеристика творческой лаборатории педагога

(описание достижений в опыте работы, источников)

Достижения в работе по внедрению программы семи модулей в практику:

  • Наработка определенной базы для подготовки и проведения уроков;
  • Выступление на заседании ШМО учителей математики по теме «Современные подходы в обучении решению задач по геометрии»;
  • Выступление на заседании РМО учителей математики по теме «Современные подходы в обучении решению задач по геометрии»;
  • Публикация материала «Современные подходы в обучении решению задач по геометрии» на сайте «Инфоурок» ;
  • Благодарность проекта «Инфоурок» за существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки  методических разработок для учителя;

Определение проблем и перспектив в работе педагога

Перспективы в работе педагога:

  • в настоящее время проводится работа над темой исследования «Как диалогическое обучение через обучение в сотрудничестве способствует развитию познавательной активности учащихся»; по окончанию работы планируется написание по данной проблеме отчета по исследованию;
  • планируется в течение 2018-19 года с учителями математики  провести семинары  по темам: «Влияние  диалогового обучения на познавательную активность учащихся», «Развитие сотрудничества учащихся через организацию групповой работы»;
  • для коллег школы будет проведена серия  уроков с целью обмена опытом и получения обратной связи по внедрению исследования в действие;
  • планируется сбор материала и создание электронной книги с целью  систематизации наработанного.

Описание системы занятий в режиме эффективной

педагогической технологии, представляемой педагогом

Системный подход в работе по внедрению Программы семи модулей на моих уроках математики заключается в следующем:

  • внедрение ведется на всех уроках в каждом классе
  • через организацию групповой работы планомерно ведется развитие саморегуляции учащихся
  • поощряются стремление учащихся к лидерству
  • на каждом уроке поощряется помощь учащихся, мотивированных на обучение более слабым ученикам
  • уроки строятся таким образом, чтобы наблюдалось повышение мотивации к обучению у каждого ученика
  • система оценивания выстроена таким образом, что учащийся на каждом этапе урока способен сам выставить себе оценку, согласно предложенным критериям
  • вся структура проведения урока, включая временные рамки на выполнение заданий, и система оценивания предлагается ученикам на слайдах презентации, что способствует более рациональной работе учащихся на уроках математики
  • на уроке просматривается применение нескольких технологий одновременно.

Проект занятия.  Основные  приёмы и методы работы

При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения.

Учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения. Исследователи утверждают, что, независимо от предмета, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше в результате полученные знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. 

 

  • Урок геометрии в 8 классе по теме  «Решение задач на нахождение площадей геометрических фигур» 
  • Взаимоопрос определений по изучаемой теме внутри группы. Взаимооценивание знания определений по изучаемой теме согласно критериям
  • Проведение и оценивание письменного опроса «Диалог на стикерах»
  • Прием КМ «Верите ли вы?» - выбор правильных утверждений на
  • Прием КМ «Зигзаг»  -  работа в группах сменного состава

Краткая характеристика результативности

используемой технологии

Применение данных приемов и методов к проведению уроков позволяет:

  • Выполнить достаточно хороший объем работы на уроке
  • Дает возможность каждому ученику стать активным участником учебного процесса
  • Укрепляет ученика в значимости его знаний, активизирует его способность критически мыслить при  выполнении заданий, что способствует повышению мотивации учащегося к уроку математики

При проведении таких, даже разовых, занятий  у ребят меняется отношение к уроку. Появляется интерес к предмету. Возникает желание более тщательно готовиться к таким урокам.

  1. Занятие со слушателями с демонстрацией приёмов

эффективной работы с учащимися

Дата проведения:  

ГЕОМЕТРИЯ

Урок № 32

Класс: 8

Количество учащихся: 16

Тема урока:

Решение задач на нахождение площадей четырехугольников

Ссылка

Учебник Геометрия-8 Атанасян  Издательство «Просвещение», 2014 г.

Цель урока

обобщить знания по решению задач на нахождение площадей четырехугольников

Задачи                урока:

- систематизировать приемы нахождения площадей четырехугольников при  решении геометрических задач

- развивать умение учащихся применять полученные знания при решении задач

- развивать у учащихся умения работать в группе на уроке, регулируя свою деятельность посредством применения приемов критического мышления

Результаты обучения:

Учащиеся будут:

- знать нахождение площадей геометрических фигур  на плоскости

- понимать важность выполнения правил саморегулятивного процесса

Ключевые идеи:

изучение правил нахождения площадей четырехугольников, треугольников на плоскости

Ресурсы

Раздаточный материал: карточки к проведению приемов КМ «Знаете ли вы?», «Зигзаг»

На магнитную доску: задачи саморегуляции учащихся, магниты, картинка для проведения рефлексии,  картинки ля деления на группы

ИКТ: презентация «урок в 8 классе»

Ход урока:

Этапы урока

(время: 30  минут)

Деятельность учителя и учащихся

Критерии оценивания

Организационный момент

 (2 мин)

Приветствие. Настрой на урок

Акцентирование внимания на  правилах работы на уроке (задачи саморегуляции учащихся)

Деление на группы: картинки

Наблюдение, поддержка

Выполнение заданий презентации

(25 мин)

 ПОВТОРИ! § 18, 19

Площадь квадрата (1), прямоугольника (1), параллелограмма (1), ромба (2), треугольника (3),  трапеции (1)

Всего 9 формул

3 мин

3 мин

ВЗАИМООПРОС в группе

(работа в парах)

Проверка знания  формул

ОЦЕНИВАНИЕ знания формул:

  • Рассказывает с подсматриванием в книгу – 1 балл
  • Делает небольшие неточности– 2 балла
  • Правильно и быстро – 3 балла

 27 баллов

2 мин

Опрос учителя

«ДИАЛОГ НА СТИКЕРАХ»               

Напиши формулы нахождения площадей квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба (2),  треугольника (3), трапеции

ОЦЕНИВАНИЕ:

за каждую неправильно написанную формулу снимается 3 балла

- 27* баллов

5 мин

РАБОТА В ГРУППАХ: самостоятельная работа

Прием КМ «Верите ли вы?» (приложение 3)

  1. Прочитайте текст и отметьте верные  (+) и неверные (-) утверждения.
  2. Обсудите ваши отметки в группе, определитесь  в одном мнении.
  3. Занесите в таблицу номера утверждений, относящиеся к правильным и неправильным.

8 баллов

(всего 8 утверждений)

2 мин

ВЗАИМОПРОВЕРКА

заполнение в полоски контроля номеров правильных и неправильных утверждений (приложение 4)

6 мин

РАБОТА В ГРУППАХ: самостоятельная работа

Прием КМ «Зигзаг» (приложение 5)

  1. На группу – 4 карточки с заданиями.
  2. Участники внутри группы определяются, кто какое задание будет выполнять
  3. Выполнение задания каждым участником группы индивидуально в течение минуты
  4. Внимание! Участники групп распределяются за столами по номерам заданий: № 1, № 2, № 3, № 4. Совместное выполнение задания группами нового состава
  5. За задание балл засчитывается группе только в том случае, если оно выполнено в каждой группе

4 балла

(средний балл на группу)

4 мин

ВЗАИМОПРОВЕРКА (на слайде)

Оценивание работы учащихся на уроке (1мин)

ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ:

«3» - 19-28 баллов

«4» - 29-34 баллов

«5» - 35-39 баллов

Рефлексия                    (1 мин)

Сегодня на уроке мне было трудно …

Домашнее задание

(1 мин)

§ 21, 17-20 (повторить)

№ 7, с. 86 (10б)

Приложение 3.

Прием КМ «Верите ли вы?»

  1. В течение 5 минут прочитайте текст и отметьте верные  (+) и неверные (-) утверждения.
  2. Обсудите ваши отметки в группе, определитесь  в одном мнении.

1

Площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 4 см равна 6 см2

2

Если площадь квадрата равна 144 см2, то его сторона равна 12 см

3

Площадь параллелограмма равна половине произведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне

4

У треугольника со стороной 10 см и высотой, проведенной к этой стороне, равной 5 см, площадь равна – 50 см2

5

У трапеции, основания которой равны 14 см и 19 см, а высота – 4 см, площадь равна 66 см 2

6

Ромб является параллелограммом, следовательно, его площадь можно находить так же как и площадь параллелограмма

7

Если диагонали ромба равны 9 см и 5 см, то его площадь будет равна 7 см2

8

Если катеты прямоугольного треугольника равны 9 см и 8 см, то его площадь будет равна      17 см2

Приложение 4.

(+) правильные утверждения

(-) неправильные утверждения

ответ

2, 5, 6, 7

1, 3, 4, 8

1

(+) правильные утверждения

(-) неправильные утверждения

2

(+) правильные утверждения

(-) неправильные утверждения

3

(+) правильные утверждения

(-) неправильные утверждения

4

(+) правильные утверждения

(-) неправильные утверждения

Приложение 5.

Прием КМ «Зигзаг»

Решение задач на нахождение площадей четырехугольников и треугольников:

№ 1

Вычислите площадь треугольника, зная, что его стороны равны 5 см, 6 см и 9 см.

№ 2

Найдите площадь треугольника, если стороны равны 3,4 м и 5 м, а угол между этими сторонами равен 300

№ 3

Основания равнобедренной трапеции равны 3 дм и 9 дм. Боковая сторона равна 5 дм. Найдите площадь трапеции

№ 4

Площадь ромба равна 40 м2. Одна из диагоналей ромба равна 16 м. Найдите вторую диагональ ромба.

  1. Моделирование

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели

занятия в режиме продемонстрированной педагогической технологии

  1. Деление участников мастер-класса на группы
  2. Работа в группе. Задание: в течение 15 мин Вам необходимо разработать и подготовить к защите модель занятия, которое базируется на применении Программы семи модулей
  3. Защита авторских моделей занятий группами.
  1. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности

учителя и слушателей

  1. Высказывание слушателями идей, предложений по содержанию и проведению мастер-класса
  2. Заполнение анкеты-отзыва о мастер-классе.
  1. Подведение итогов проведенного занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - Решение задач по геометрии 9 кл. "Площадь треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов."

Решение задач предусматривает умение применять знания в стандартных условиях или при небольших отклонениях от них. Так же рассматриваются задачи, в которых требуется уметь применять знания в усложненн...

Совершенствование умений решения задач по геометрии в 7-8 классе.

Совершенствование умений решения задач по геометрии....

Методика решения задач по геометрии

Вопросник к теореме об угле с вершиной внутри круга...

Методика решения задач по геометрии

Вопросник к теореме об угле, образованном секущими...

«Реализация системно-деятельностного подхода в обучении решению текстовых задач по математике»

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»...

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В рамках компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания обучение решению текстовых задач строится на основе освоения обущающимися способов решения основных типов задач. В качестве структуры ...