Формирование навыков безопасности дорожного движения для школьников как способ мотивации на начальных этапах обучения
статья (10 класс) на тему

Мурашко Александр Николаевич

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил А. Н. Мурашко, 2018 г.

Доклад на тему:

«Формирование навыков безопасности дорожного движения для школьников как способ мотивации на начальных этапах обучения»

Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач учреждения дополнительного образования. Ребёнок становится участником дорожного движения значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. Поэтому следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Именно поэтому  все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

-   снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

-    развитие психофизиологических качеств ребенка;

-    формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Для достижения поставленной цели нами определены задачи

  1. Формировать у воспитанников знания о правилах безопасного поведения на улицах города
  2. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  3. Вырабатывать у учащихся привычку правильно вести себя на дорогах. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
  4. Повышать уровень психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице посредством реализации проектов и практической деятельности.
  5. Использовать дополнительные возможности интеграции специалистов, инспекторов ГИБДД, воспитателей, воспитанников и родителей в работе по формированию безопасного поведения в дорожно - транспортной среде.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами нашего учреждения. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Работа по обучению воспитанников правилам дорожного движения включает в себя разнообразные формы :

- не менее 2–3 раз в неделю организуем беседы с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т. д.);

- подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», тематические рисунки и постановка проблем и нахождение путей их решения позволяют детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде;

- обучение правилам дорожного движения, правилам поведения на улице, проводится на непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога»), просмотр видеороликов, беседы, ., по развитию элементарных математических представлений даем понятия «левая, правая сторона», т. е. ориентируют в окружающем пространстве ,изучение дорожных знаков и конструкций автомобиля.

Организацию работы с детьми по обучению школьников правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно развивающей среды - это:

-   изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр,

-   изучение дорожных знаков,

-   дидактического материала по обучению правилам дорожного движения.

Большое внимание уделяем работе с родителями. Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы:

- анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.

-   памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

-    папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

Традицией стало проведение встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».

Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.

В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей. Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Поэтому, при обучении детей основам «дорожной грамоты мы придерживаемся следующих правил:

1)   не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у них культуру поведения на дороге.

2)    сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.

3)     использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую- то форму основной, а какую- то второстепенной. Рассказ и сюжетная постановка ситуации, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Таким образом, полученные результаты дают нам возможность предполагать, что использование комплекса разнообразных мероприятий, методов, форм, тесная работа педагогического коллектива с воспитанниками, педагогами дополнительного образования, инспекторами ГИБДД и родителями, а так же систематичность и регулярность проводимой работы, имеют положительное воздействие на повышение уровня безопасного поведения школьников на улицах города, помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения

Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...

"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"

Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....

Фольклор как средство формирования слухо-произносительных навыков на начальном этапе обучения иностранному языку

В статье идет речь об использовании фольклора на уроках иностранного языка (песен, стихов, скороговорок) для развития слухо-произносительных навыков на начальном этапе обучения....

Рифмовки как способ овладения и совершенствования фонетическими умениями и навыками на начальном этапе обучения английскому языку

Из опыта работы, выступление на методическом совете  с информацией об эффективности использования рифмовок на уроках английского языка...