Семинар для педагогов «Учитель и ученик: бесконфликтное общение».
методическая разработка по теме

Письменная Ольга Николаевна

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. Конфликты – явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. По данным психологов, 80% конфликтов происходит спонтанно, помимо нашей воли. Как уберечь себя от конфликтов? Сегодня мы разберем на семинаре с помощью техники "Я-высказывание". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov1.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов «Учитель и ученик: бесконфликтное общение»

15.10.18г

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. Конфликты – явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя.

По данным психологов, 80% конфликтов происходит спонтанно, помимо нашей воли. Как уберечь себя от конфликтов? Как разрешить конфликтную ситуацию? Какая роль принадлежит педагогу при разрешении конфликтов и конфликтных ситуаций? Это круг вопросов, которому будет посвящена наша с вами сегодняшняя работа.

Итак, сегодняшний семинар мы назовём «Учитель и ученик: бесконфликтное общение».

«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В. А. Сухомлинский.

1. Давайте вместе попробуем разобраться, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов.

Прежде всего, попробуем провести маленький эксперимент «Снежинка».

Надо выполнить определённые действия с бумагой. Задача: точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.

- Возьмите в руки лист бумаги, закройте глаза, согните лист пополам, еще раз пополам, оторвите верхний правый угол, оторвите нижний правый угол. А теперь посмотрите, что у каждого получилось?

Разные узоры, безусловно, найдутся похожие творения, но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция для всех была одна.

Мораль данного эксперимента такова, в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Основная задача учителя (в целях недопустимости конфликта или сведение его к  конструктивному) - умение доносить информацию до учеников, родителей, коллег так, чтобы она была ими адекватно воспринята и присвоена.

2. Информацию можно доносить с помощью «Ты-высказываний» (высказываются человеку о его действиях, поведении и т.д.) и «Я - высказываний» (характеризуют описание собственных чувств, переживаний по отношению к данной ситуации.) Зачастую в сложных, напряженных ситуациях, мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес учеников, а порой и коллег.

Проведем упражнение, которое так и называется  «Ты - Я-высказывания» (раздать карточки участникам семинара)

Сравните:

А) «Когда на моем столе оставлены   бумаги...» Б) «Когда вы оставляете свое барахло разбросанным на моем столе...»

А) «Когда на меня повышают голос...» Б) «Когда вы орете и гавкаете на меня...»

Вариант «Б» - плохое начало. При варианте «А» ваше заявление представлено как чисто ваша проблема. В этом случае собеседнику будет трудно опровергнуть его.

Рассмотрим примеры:

1. Подходя к дому, вы встречаете собственного ребенка: лицо измазано, пуговица оторвана, футболка вылезла из брюк.

Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас? Кто-нибудь из родителей мог бы сказать: «Ну что у тебя за вид!» Но запомните правило: Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Ответ может быть таким: «Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей».

2. «Ты думаешь головой своей, что ты говоришь вообще?» или «Мне неприятно слышать то, что ты сейчас сказал». Последнее выражение своих чувств звучит мягче и вежливее, и оппоненту нет смысла защищаться, наоборот появляется желание обсудить спорный вопрос.

«Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, учителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску «педагога», «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что учителя могут вообще что-то чувствовать.

•   Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, учащиеся становятся искреннее в выражении своих. Они начинают чувствовать: взрослые им доверяют и им можно доверять. Дети очень быстро усваивают от взрослых манеру общения.

•   И последнее: высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. Тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

Пример: «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»

-Ты никогда меня не слушаешь!

-  Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

- Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?

- Мне не сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос- задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

- Вечно ты хамишь!

- Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпимой.

- Ты всегда ужасно себя ведешь!

- В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

- Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!

-  Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, что бы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

- Вы всегда ведете себя шумно!

- Ты как всегда не готов к уроку!

- У тебя уже целую неделю, нет ручки!

Можно использовать три варианта описания эмоциональной реакции на нежелательную для вас ситуацию.

1.Сказать о конкретной эмоции, реакции, в которой вы сейчас находитесь: Например: «Когда вы..., я чувствую себя рассерженным (забитым, беспомощным, виноватым).

2.Иногда легче описать эмоции в виде того, что вы делаете в этом состоянии. Например: «Когда вы..., я начинаю    кричать на вас (замыкаюсь в себе, решаю все делать сам)».

3.Вашей реакцией может быть желание, которому вы сопротивляетесь. Пример: «Когда вы..., мне хочется просто выйти (появляется желание избегать вас, хочется бросить все это).

Внимание! При описании вашего эмоционального состояния необходимо избегать элемента осуждения лично собеседника как причины этой реакции. Например: «Я из-за вас это уронил (не успел, испортил)». Если элемент осуждения загрязнит ваше Я -высказывание, противоположная сторона может обрушить на вас массу контробвинений.

Итак, схема «Я-высказывания»:

1.Событие - «Когда...» (описание нежелательной ситуации).

2.Ваша реакция - «Я чувствую…» (описание ваших чувств).

3.Предпочитаемый исход - «Мне хотелось бы, чтобы...» (описание желательного варианта).

Вывод:  Такие «Ты - высказывания», которые слышат ученики обычно вызывают ответную реакцию, они отвечают педагогам отрицанием, обидой, защитой.

«Я-высказывания» характеризуют описание собственных чувств, переживаний по отношению к данной ситуации. Эти чувства вы высказываете без приказа, осуждения, выговора, т.е. оставляете за учеником возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Иными словами «Я-высказывания» передают другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки и подталкивают оппонента к другим реакциям.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. д.

Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя.

Притча «Лабиринт»

Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаялся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним. Выйдя из лабиринта, они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони.

- Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь отыскать путь, ведущий из лабиринта?

- Это несложно! Нужно только внимательно присмотреться – ответил ученик.

Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл лабиринт ни разу не заплутав.

Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, встретив ученика, сказал учитель.

Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Завершим мы наш семинар упражнением «Подарок». 

Инструкция. Здесь в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Предлагается выбрать листок, на обратной стороне которого написано пожелание. И помните, что вероятно, ничто не случайно. То, что подскажет ваш подарок, предназначено именно вам.

Примеры пожеланий:

- Чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным

- Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника

- В споре умей выслушивать собеседника до конца

- Уважай чувство других людей

- Любую проблему можно решить

- Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься

- Не сердись, улыбнись

- Начни свой день с улыбки

- Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего

-  Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь

-  Раскрой сердце, и мир раскроет свои объятия

- Всегда внимательно выслушай своего собеседника

Подготовила:   педагог-психолог МОУ «СШИ № 2»        Письменная О.Н.

P.S.:  условно все чувства можно разделить на 5 основных, остальные будут являться производными от них: Радость, Грусть, Гнев, Страх, Стыд. см.ниже «Таблицу Чувств».


Таблица. ЧУВСТВА

СТРАХ

СТЫД

ГНЕВ

РАДОСТЬ

ГРУСТЬ

ОПАСЕНИЕ

УНИЖЕНИЕ

ХОЛОДНОСТЬ

РОСКОШЬ

АПАТИЯ

ОМЕРЗЕНИЕ

НЕДООЦЕНКА

ЗЛОСТЬ

ПРЕКЛОНЕНИЕ

ПЕЧАЛЬ

ОТВРАЩЕНИЕ

УГРЫЗЕНИЕ СОВЕСТИ

ЗЛОБА

ЭЙФОРИЯ

ТОСКА

ГАДЛИВОСТЬ

НАСМЕШКА

БЕШЕНСТВО

ОБОЖАНИЕ

СКОРБЬ

ПАНИКА

ОБМАН

САРКАЗМ

ПОДЪЁМ ДУХА

ОГОРЧЕНИЕ

ИСПУГ

ПОТЕРЯ ЛИЦА

ФРУСТРАЦИЯ

ВОЗБУЖДЕНИЕ '

ГОРЕ

УЖАС

СМУЩЕНИЕ

САМОБИЧЕВАНИЕ

ЦИНИЗМ

ПОДДЕРЖКА

ОМЕРТВЕНИЕ

БОЯЗНЬ

ЧУВСТВО ВИНЫ

ПРОТЕСТ

ОБЛЕГЧЕНИЕ

БОЛЬ

РОБОСТЬ

САМОБИЧЕВАНИЕ

НЕРВОЗНОСТЬ

ЭНТУЗИАЗМ

РАНА

ОЦЕПЕНЕННИЕ

ОПРАВДАНИЕ

НЕИСТОВОСТЬ

ТЕПЛО

ДЕПРЕССИЯ

ТРУСОСТЬ

НЕУДОБСТВО

ЯРОСТЬ

ВЗВОЛНОВАННОСТЬ

ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

НЕЛОВКОСТЬ

ОБИДА

ОЖИДАНИЕ

ПОРАЖЕНИЕ

ЗЛОСТЬ

НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ

НЕНАВИСТЬ

ВОСТОРГ

КАТАСТРОФА

НЕРВОЗНОСТЬ

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

ВРАЖДЕБНОСТЬ

ЛЁГКОСТЬ

РАЗОЧАРОВАНИЕ

РЕВНОСТЬ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

ВЗВИНЧЕННОСТЬ

ОТЧУЖДЕНИЕ

БЕЗНАДЁЖНОСТЬ

ОТВРАЩЕНИЕ

ЛЮБОВЬ

БЕЗНАДЁЖНОСТЬ

СТРАХ

РАВНОДУШИЕ

НАЭЛЕКТРИЗОВАННОСТЬ

НЕАДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ

ЗАВИСТЬ

БЕЗУЧАСТНОСТЬ

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

ОДИНОЧЕСТВО

НАСТОРОЖЕННОСТЬ

НЕПРИЯЗНЬ

СИМПАТИЯ

ОТВРАЩЕНИЕ

СДЕРЖАННОСТЬ

НЕЛЮБОВЬ

ВОЖДЕЛЕНИЕ

ОЖЕСТОЧЕНИЕ

СКРЫТНОСТЬ

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ

ГОРЕЧЬ

БЕСПОКОЙСТВО

ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ

ВЕСЁЛОСТЬ

ОЗЛОБЛЕНИЕ

ЖУТЬ

УЯЗВЛЁННОСТЬ

НАДЕЖДА

ПОДАВЛЕННОСТЬ

ЖАЛОСТЬ

ВРЕДНОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ

УДРУЧЁННОСТЬ ^

МУКА

НЕТЕРПИМОСТЬ

СПОКОЙСТВИЕ

УНЫНИЕ

БЕСПОМОЩНОСТЬ

НЕДОВОЛЬСТВО

ЧУВСТВЕННОСТЬ

МЕЛАНХОЛИЯ

СЛОМЛЕННОСТЬ

ДОСАДА

ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ

ХАНДРА

НАДМЕННОСТЬ

НЕГОДОВАНИЕ

ЖЕЛАНИЕ

ТОСКЛИВОСТЬ

РАСТЕРЯННОСТЬ

ИСКРЕННОСТЬ

ИПОХОНДРИЯ

ОШАРАШЕННОСТЬ

СЕРДЕЧНОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

НОСТАЛЬГИЯ

УДИВЛЕНИЕ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

НЕЖНОСТЬ

ЭКСТАЗ

ВЕРА

СТРАХИ: 1. Страх оценки; 2. Страх ошибки; 3. Страх нового; 4. Страх одиночества; 5. Страх ответственности; 6. Страх темноты; 7. Страх высоты; 8. Страх разочарования в себе; 9. Страх будущего; 10. Страх за свою жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов дополнительного образования)

Чтобы правильно строить общение с ребенком, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. В материале пребставлена информация о потребностях в общении и его особенностях ...

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ БЕСКОНФЛИКТНОМУ ОБЩЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу.Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только р...

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания....

Семинар-практикум для педагогов "Приемы развития навыков конструктивного общения"

Материал будет полезен методистам, а также педагогам -психологам для организации работы с педагогами, воспитателями, которая направлена на развитие  готовности к изменению своих прежних соци...

Деловая игра для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Правила бесконфликтного общения"

Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.Отработать и закрепить навыки через упражнения....

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...