«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
статья на тему

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_i_uchenik_modeli_obshcheniya.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

     Калина Виктория Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7

село Чкаловское Приморского края

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

     Отношения – это сознательная, избирательная связь личности с различными сторонами жизни, которая выражается в действиях, реакциях и переживаниях. Отношения выступают движущей силой личности, характеризуя степень интереса, силу эмоций, желаний и потребностей.

     Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания.

     По старым стандартам основная задача образовательного процесса развитие знаний, умений, навыков. В новых условиях - первостепенной задачей является универсальность, междисциплинарность, субъектность. В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

     Особое значение приобретает сопровождение взаимодействия «учитель – ученик». Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает.

    Целью психологического сопровождения является создание социально –психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и

динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

-формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и

самоопределению;

- создать специальные социально-психологические условия для оказания

помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.  

     На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

     В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

     Стиль общения представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающегося, выражает коммуникативные возможности педагога, а также достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников.

      В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных:

1. Доверительно – диалогический стиль характеризуется высокой степенью активности, эффективного общения, педагогическим оптимизмом педагога, его стремлением к сотрудничеству с детьми, индивидуальному подходу, профессионализму и личностному росту.

2. Альтруистический стиль выражается в полной самоотдаче учителя в работе с учениками, отзывчивости, понимании детей. Однако в этом стиле есть несколько отрицательных моментов, которые выражаются в слабой рефлексии, отсутствии стремления к личностному росту, подмене активности учащихся личной активностью самого педагога.

3. Конформный стиль определяется поверхностным общением с учениками, недостаточной выраженностью педагогических и коммуникативных целей у педагога, внешняя доброжелательность сочетается с внутренним безразличием или тревожностью педагога, ориентацией на репродуктивную деятельность учащихся, лабильностью или, наоборот, низкой самооценкой педагога.

4. Пассивно-индифферентный стиль проявляется в замкнутости преподавателя, низкой чувствительности к состоянию учащихся, высокой самооценке и, наоборот, низкой самооценкой преподавателя.

5. Рефлексивно – манипулятивный стиль - это эгоцентрическая направленность педагога, высокая требовательность и потребность в достижениях, хорошее знание сильных и слабых сторон учеников в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью, высокой самооценкой.

6. Авторитарно – монологический стиль определяется ориентацией преподавателя на принуждение, требовательностью согласия с педагогом при игнорировании собственной точки зрения отдельного учащегося или класса в целом, стереотипизацией педагогических действий.

     В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

     Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.

     Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную.

     Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.

Профессионально-важные качества педагогического общения:

- интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

- способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

- гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;

- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

- умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

- способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;

- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

- владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;

- способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств.

     Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главные задачи, без которых новые требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Современной школе нужны компетентные, инициативные учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, знающие свой предмет. Задача педагога – стать самостоятельными, помочь учащимся найти себя в будущем, творческими и уверенными в себе людьми.

     Смена парадигмы от знаниецентристской к компетентностному образованию предъявляет серьезные требования к учителю. Основная функция - управление процессом обучения, воспитания, развития и формирования школьников. Концепция непрерывного образования педагога новой формации, разработанная Министерством образования и науки РФ, предполагает, что в современной школе должен работать учитель нового типа – профессионал, исследователь, творец. А это возможно только в условиях систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства, саморазвития, самосовершенствования. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта.

     В каждом сложившемся педагогическом коллективе, кроме индивидуального стиля общения педагога, существует общий стиль общения педагогов с детьми. Писатель Сергей Львов в своем очерке «Крик» пишет: «Мне часто приходится выступать в школах. Я почти всегда знаю наперед, каким окажется общение с аудиторией — раскованным, радостным, творческим или напряженным, тягостным. Важнейший признак— звучат ли в вестибюле и в коридорах громкие окрики педагогов или все пожелания, замечания, требования высказываются спокойными голосами. Громкость учительских голосов — безошибочный индикатор уровня школы».

     Формируя и определяя общешкольную психологическую атмосферу, общий стиль общения существенно влияет и на индивидуальные стили общения учителей. В связи с этим мы должны говорить не просто о технологии общения, а о его нравственной атмосфере. И как важно, чтобы в коллективе царил климат вежливости и тактичности, взыскательности и деликатности!

     Верно найденный стиль педагогического общения, как общий, так и индивидуальный, способствует решению целого комплекса задач: во-первых, педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога, общение с аудиторией становится приятным, органичным для самого педагога; во-вторых, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений; в-третьих, повышается эффективность такой важнейшей функции педагогического общения, как передача информации, и все это происходит на фоне эмоционального благополучия педагога и учеников на всех этапах общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагогов образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

Из опыта организации методической работы в МКОУ «Крайчиковская СОШ» Колосовского муниципального района Омской области. (2012-2013 уч. год). Статья подготовлена в рамках участия в 11-Чередовских чтения...

Стиль общения педагога с учащимися в условиях здоровьесберегающих технологий

В статье рассмотрены разные стили общения педагога с учащимися. Несомненно, тип общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья как учителя, так и учащихся. Более того, по материалам опроса ...

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать активизации и поддержки интеллектуальной, поисковой, исследовательской и творческо...

Представление педагогического опыта "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС"

Педагогический опыт по теме "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС" представлен по следующим критериям:Актуальность и перспективность опыта. Значение для соверше...

Модели общения педагогов с учащимися.

В презентации кратко охарактеризованы модели общения педагогов с учащимися....