Стиль общения педагога с учащимися в условиях здоровьесберегающих технологий
статья по теме

Зубрицкая Татьяна Александровна

В статье рассмотрены разные стили общения педагога с учащимися. Несомненно, тип общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья как учителя, так и учащихся. Более того, по материалам опроса педагогов и учащихся 40% из них отмечают существенное влияние использования компьютерных технологий в учебном процессе на изменение стиля общения между учителем и учащимся (сотрудничество). В педагогической практике общеприняты типичные стили воздействия педагога на учащихся. Насколько они приемлемы для педагогики здоровьесбережения в условиях  информатизации учебно-познавательного процесса?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_zdorovesberezheniyu.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ

В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Подготовила:

Преподаватель Зубрицкая Т.А.

Некоторые художники пытаются представить процесс обучения учащегося в будущем, изображая учащегося наедине с компьютером. Спешу не согласиться с подобными попытками представить обучение без Педагога. Никогда компьютер не займет место Учителя. Учитель всегда будет востребован!

Несомненно, тип общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья как учителя, так и учащихся. Более того, по материалам опроса педагогов и учащихся 40% из них отмечают существенное влияние использования компьютерных технологий в учебном процессе на изменение стиля общения между учителем и учащимся (сотрудничество).

В педагогической практике общеприняты типичные стили воздействия педагога на учащихся. Насколько они приемлемы для педагогики здоровьесбережения в условиях  информатизации учебно-познавательного процесса?

Императивный (авторитарный) стиль

Условно назовем такой подход подходом «твердой руки». Поскольку этот стиль представляет собой требование неукоснительного подчинения, его называют жестким стилем. Императивный стиль руководства говорит о твердой воле педагога, но не несет учащемуся любви и спокойной уверенности в хорошем отношении своего учителя к нему самому. Подобный стиль общения взрослого с ребенком в своем крайнем выражении является антипедагогическим и поэтому недопустим в практике педагогики здоровьесбережения.

Либерально-попустительский стиль

Этот стиль представляет собой терпимость, слабость, снисходительность. Такой невмешательский подход можно назвать подходом «руки прочь».

Демократический стиль

Демократический стиль ставит учителя и учащихся в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «мы», ощущение сопричастности к общему делу. Этот стиль призван обеспечить активность позиции, сознания, нравственных установок. Такой подход можно назвать подходом «возьмемся за руки». Демократический стиль руководства говорит о высоком профессионализме учителя, этот стиль требует от учителя большого душевного напряжения, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства возможно эффективное осуществление идей педагогики здоровьесбережения.

На основании особенностей типичных стилей воздействия педагога на учащихся в классификацию технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью,  позиции ребенка в образовательном процессе выделены следующие технологии:

Авторитарные (императивные), отличающиеся жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, избыточным применением требований и принуждения.

Дидактоцентрические, также построенные на субъект-объектных отношениях учителя и учащегося, приоритете обучения над воспитанием.

Личностно-ориентированные (антропоцентрические), которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Эзотерические, основанные на идеях «неосознаваемого» знания, поиски истины и путей,  к ней ведущих. При таком подходе педагогический процесс превращается в приобщение ребенка, как центра взаимодействия с Вселенной.

При рассмотрении этих технологий с позиции учета воздействия на здоровье авторитарные (императивные) и Дидактоцентрические не могут быть отнесены к здоровьесберегающим, только личностно-ориентированные (антропоцентрические), имеют все признаки здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

И хотя в реальной действительности каждый педагог в практику своего взаимодействия с учащимися вносит элементы всех известных стилей, все-таки каждый из учителей знает о себе, какой стиль общения с детьми доминирует в его деятельности, и, следовательно, какая из образовательных технологий ему ближе. Поскольку именно педагог с его личными особенностями является  транслятором идей той технологии, которую он избрал для работы.

Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья учащихся. Именно хорошее здоровье учащихся может обеспечить успешность обучения. В зависимости от стиля общения учителя с классом и с отдельным учащимся меняется работоспособность и успешность познавательной деятельности, психической активности учащегося.

Доказано, что уже сам стиль общения, которой свойственен учителю, определяет меру успешности ребенка в учебной деятельности.

Демократический стиль несет в себе призыв к познавательной  активности. Учащийся, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.

Императивный же стиль затрудняет сотрудничество и организацию познавательной активности.

Педагогическая практика показывает, что именно демократический стиль общения создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, учащийся не боится ошибиться  при решении поставленной задачи, даже когда он вынужден отрабатывать действия, которые требуют от него, прежде всего, волевой регуляции, особенно в условиях комплексной информатизации учебно-воспитательного процесса современного обучения.

Именно демократический стиль общения создает условия для положительного эмоционального воздействия на обучаемых в процессе обучения.

Именно демократический стиль общения близок по духу здоровьесберегающим образовательным технологиям.

ПРИТЧА

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрашу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда  мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»

Подумайте каждый, что значит для педагога –

«Все в твоих руках…» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили общения педагога с учащимися

Раскрываются основные стили общения педагогов: авторитарный, индифферентный и демократический....

Реферат по психологии "Общение педагогов и учащихся"

Работа написана по итогам прохождения курсов переквалификации в ПАПО г. Москва, 2009 год...

Модели общения педагогов с учащимися.

В презентации кратко охарактеризованы модели общения педагогов с учащимися....

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания....

Консультация для педагогов (из опыта работы) "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития реб...

Мастер-класс для педагогов " Повышение качества образования посредством здоровьесберегающих технологий"

Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных игр в образовательном процессе ДОУ. Задачи:&bull...