Консультация для педагогов (из опыта работы) "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
консультация

 Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

на музыкальных занятиях

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье важнейшая работа от жизнерадостности бодрости  детей зависит и духовная жизнь, мировозрение умственное развитие прочность знаний и вера в свои силы…» В.Сухомлинский

 Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

 Во всех существующих комплексных образовательных программах в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физического, психического развития и двигательной подготовленности. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут приемы сохранения и укрепления здоровья детей. Создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результаты диагностики состояния з д о р о в ь я  и  и н д и в и д у а л ь н ы х  с п о с о б н о с т е й  к а ж д о г о  р е б е н к а.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и физическом воспитании дошкольников. Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. Н.Ветлугина  утверждает, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность.

Я считаю, что на музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников необходимо и актуально использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. В своей работе я использую различные формы организации здоровьесбережения.

Валеологические песенки-распевки

С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, позитивные тексты  и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Например:

Доброе утро! 

Доброе утро!

поворачиваются друг к другу

Улыбнись скорее!

разводят руки в стороны

И сегодня весь день

Будет веселее

хлопают в ладоши

Мы погладим лобик, носик и щечки

выполняют движения по тексту

Будем мы красивыми

Как в саду цветочки!

постепенно поднимают руки вверх, «фонарики»

Разотрем ладошки

Сильнее, сильнее!

движения по тексту

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

потирают ушки

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

улыбаются,

разводят руки в стороны

 

Дыхательная гимнастика

  • положительно влияет на обменные процессы, играет важную роль в кровоснабжении, в том числе и в  легочной ткани;
  • способствует восстановлению центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет появившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка.

Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами  дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Например:

«Машина»

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. — Дети стоят  на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р». Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

«Цветок»

 (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. — стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делают медленный вдох, будто вдыхают  аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

«Собачка»

(закаливание зева)

И.П. — стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

  • Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
  • Тренировка силы вдоха и выдоха.
  • Развитие продолжительности выдоха.

Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных.

В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

Артикуляционная гимнастика «Жаба Квака»

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны),

Сладко-сладко позевала (дети зевают).

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают),

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Часто использую на музыкальных занятиях игровой массаж. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Например:

Игровой массаж

1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»

2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»

3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»

4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»

5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»

6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»

7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»

Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми». Эти слова — своеобразная установка для них на весь день.

Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Я использую в своей работе пальчиковые игры Е.Жилезновой, которые проводятся под музыку.

Например:

«Жираф»

У жирафов, у жирафов

Пятна, пятна, пятна,

Пятнышки везде

(хлопаем по всему телу ладонями)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах,

На коленях и носках.

(обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

Далее тоже самое только с другими животными: у слонов, у котят, у зебры. 

«Кошка»

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают «окошко»)

По дорожке ходит кошка («бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами! (показывают «длинные усы»)

С такими глазами! (показывают «большие глаза»)

Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт! («зовут» правой рукой)

 Речевые игры

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Например:

 «Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра.

(хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)

 Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем  ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности (Приложение 1).

Успех реализации технологий здоровьесбережения возможен только в условиях совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Музыкальные занятия   с использованием данных технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Положительная динамика в музыкальном развитии детей  невозможна без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Для родителей воспитанников с целью повышения их педагогической компетенции и развития валеологической культуры предлагается информационный материал (стендовый и буклетный), а так же в форме папок- передвижек.

Таким образом, все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии, используемые в совместной музыкальной деятельности педагога и детей, так или иначе, являются видами музыкальной деятельности, а следовательно помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

 

Используемая литература

  1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва, Линка- Пресс, 1999
  2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. г. Волгоград, «Учитель», 2009.
  3. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников, СПб., Речь. 2011.
  4. Еременко Н. И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, Волгоград, «Корифей», 2009.
  5. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет.

г. Москва, ТЦ «Сфера», 2012.

 

Приложение 1

 Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

И. С. Бах. «Прелюдия до мажор».

И. С. Бах. «Шутка».

И. Брамс. «Вальс».

А. Вивальди «Времена года»

Й. Гайдн. «Серенада»

Д. Кабалевский «Клоуны»

Д. Кабалевский «Петя и волк»

В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

В. А. Моцарт «Турецкое рондо»

И. Штраус «Полька «Трик-трак»

Детские песни:

«Антошка» В. Шаинский

 «Бу-ра-ти-но» Ю. Энтин

«Будьте добры» А. Санин

«Веселые путешественники» М. Старокадомский

«Все мы делим пополам» В. Шаинский

«Да здравствует сюрприз» Ю. Энтин

«Если добрый ты» Б. Савельев

«Лучики надежды и добра» Е. Войтенко

«Настоящий друг» Б. Савельев

«Песенка о волшебниках» Г. Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Боккерини «Менуэт»

Э. Григ «Утро»

А. Дворжак «Славянский танец»

Лютневая музыка XVII века

Ф. Лист «Утешения»

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

В. Моцарт «Сонаты»

М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сен-Санс «Аквариум»

Музыка для релаксации

И. С. Бах «Ария из сюиты №3»

Л. Бетховен «Лунная соната»

К. Глюк «Мелодия»

Э. Григ «Песня Сольвейг»

К. Дебюсси «Лунный свет»

Колыбельные

Н. Римский-Корсаков «Море»

Г. Свиридов «Романс»

К. Сен-Санс «Лебедь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

     Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в том, чтобы обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом зн...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...

Презентация опыта работы "Использование игровой технологии "Ребус - это интересно" для повышения мотивации к чтению у детей 6-7 лет с нарушениями речи на занятиях по обучению грамоте"

Как только ребенок познакомился с буквами, он постепенно начинает читать. Но дальнейший интерес к чтению может как сохраниться, так и пропасть. Чтобы этого не было, на занятиях можно использовать игро...

Сообщение из опыта работы "Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста".

Современные информационно-компьютерные технологии  прочно вошли в современную жизнь. Рост современных технологий не обошёл и систему образования. Внедрение в учебный процесс информационно коммуни...

Консультация для педагогов (из опыта работы)"Формирование творчества детей при обучении элементам современного танца"

Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Они дают возможн...