Обобщение опыта изучения геометрии в школе
статья на тему

Грудинина Елена Анатольевна

Обобщение опыта изучения геометрии в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

Изучение курса геометрии в школе

В наше время, геометрия – актуальная наука, изучающаяся во всех школах, университетах и Вузах. Геометрия требует к себе придельной внимательности и тщательной подготовке к уроку. Геометрия - важная вещь в жизни каждого человека, так что относиться к ней с важностью стоит с первого знакомства.

Одной из главных задач преподавания геометрии является планомерное, систематическое   развития геометрического, образного мышления, восприятия геометрии не только как школьного предмета, но и феномена человеческой культуры.

Геометрическое образование должно осуществляться на уроках труда, природоведения, рисования, географии и физики.

Если раньше геометрические навыки могли воспитывать и дома, когда дети, особенно в сельской местности. Ежедневно наблюдали за работой родителей и посильно участвовали в ней, получая при этом обильный геометрический материал, то в настоящее время, в связи с ростом урбанизации. Формализации процесса труда, единственным источником приобретения опыта в геометрических образах остается школа.

К сожалению, в современной школе база геометрического образования формируется  недостаточно и сложно, малое количество часов, позднее введение геометрии как отдельного предмета. В школах дети изучают как отдельный предмет, с 7 класса.

В школе я работаю31 год. При изучении предмета встречаюсь с проблемами и их у меня немало.  У многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов.  Ученики не умеют, не могут выразить свои мысли. Им не хватает обыкновенных слов для описания самых элементарных геометрических фигур : прямой, луча, отрезка, прямоугольника и т. д. Считаю, что словарный запас учащихся нужно всем учителям - предметникам пополнять и расширять, требовать на всех уроках грамотной, красивой и яркой, точной речи учеников. При решении задач ученики не могут сделать правильный чертеж по условию задачи, не умеют выделить, что дано, что нужно найти, а это порой из-за неумения читать.  У ученика постепенно теряется уверенность в себе, интерес к предмету.

В геометрической подготовке выпускников имеются пробелы в развитии пространственных представлений, умении правильно изобразить геометрические фигуры, провести дополнительные построения, провести вычисления, применить полученные знания к решению практических задач.

 Самостоятельно могут решить геометрическую задачу малое количество учащихся старших классов.

Одним из средств, способствующих лучшему усвоению геометрии,  являются устные упражнения. С их помощью учащиеся отчетливее понимают сущность математических понятий,  теорем, учатся решать задачи. Устная работа на уроках геометрии весьма оживляет урок. Каждый ученик включается в процесс повторения, подготовки к изучению нового материала или его закрепления.

Это очень динамичный, активный вид деятельности,  вносящий разнообразие в уроки геометрии. Кроме того, каждый ученик может отличиться «заработать» поощрение, хорошую оценку и т. п.  Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, решить большое количество задач, позволяют мне судить о готовности класса к изучению нового материала,  о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся.

При организации устной работы на уроках геометрии я использую задачи и упражнения на готовых чертежах, устные математические диктанты, устные тесты, игры и игровые моменты.

Задачи по готовым чертежам я создаю самостоятельно в программе Word  или  PowerPoint.  Можно копировать и сканировать из различных источников, в том числе с ресурсов Интернет. Я чаще всего использую методические пособия по предмету, пособие Э.Н. Балаяна «Задачи на готовых чертежах для подготовки к ЕГЭ и ГИА», Е.М. Рабинович «Задачи и упражнения на готовых чертежах».

В связи с введением ЕГЭ и ГИА я провожу устную работу в виде тестов. Одной из разновидностей успешной работы на уроке геометрии являются математические диктанты, однако не все учащиеся хорошо воспринимают задания на слух. Поэтому я провожу наряду с устными диктантами устные тесты. Устные диктанты и тесты включают в себя задания как теоретического характера, так и практической направленности. Количество заданий в предлагаемой работе может быть различным, в основном 5-10 заданий. Устные диктанты и тесты позволяют мне проверить степень подготовки учеников к уроку, освоения материала, умение переключаться с одного вопроса на другой, скорость вычислительных навыков, способность к абстрактному и логическому мышлению; умению переходить от общего к частному и наоборот и т. п.

Диктанты беру из методической литературы, сети Интернет, иногда составляю сама.

Математический диктант по теме «Начальные геометрические сведения»

Закончите предложения

  1. Геометрические фигуры, на которые прямая делится точкой, лежащей на ней, называются… Эта точка называется…
  2. Часть прямой, заключенная между двумя ее точками, называется…. Эти точки называются…
  3. Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей. Исходящих из этой точки, называется … Общее начало лучей называется …, а сами лучи -…
  4. Угол называется развернутым, если …

Математический диктант по теме «Параллелограмм»

Определите, верно ли утверждение:
1. Если в четырехугольнике стороны попарно равны, то этот четырехугольник — параллелограмм.
2. Диагональ параллелограмма равны.
3. Углы параллелограммы равны.
4. Противоположные стороны параллелограмма равны.
5. Угол А параллелограмма АВСД равен 34
0 , тогда угол в равен 340 .
6. Периметр параллелограмма АВСД равен 68 см, тогда сумма сторон АВ и ВС равна 34 см.
7. Угол А  параллелограмма АВСД, равные 40
0 разбит его диагональю на два угла по 200 .
8. Сумма двух углов параллелограмма равна 72
0,  тогда градусная мера этих углов 360 .

Устные задачи чертежи с применением на интерактивной доски

Геометрия 8 класс тема «Площади»

Найдите площади фигур

 1. pic.6 2. pic.11

3. pic.97         4. pic.1

5. pic.227     6.  pic.113

7. pic.127    8. pic.114

9. pic.231  10. pic.94

Игры на уроках геометрии служат средством оживления и разнообразия учебной деятельности.

Я применяю игры в первую очередь для того, чтобы заинтересовать наиболее пассивную часть класса, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его проведении. Поэтому на начальном этапе, при введении в практику урока дидактических игр, я применяю игры, не требующие глубокого знания и даже понимания текущего материала. В этом случае назначение дидактических игр – в развитии познавательного интереса, способствующего накоплению знаний, умений, навыков, в придании уроку более неформального характера, в привлечении внимания учащихся к проводящейся работе.

На уроках я использую следующие игровые моменты:

В 7 классе при проверке знаний основных геометрических понятий использую чайнворд «Геометрия».

Вопросы к чайнворду.

1. Простейшее геометрическое понятие.

2. Предложение, принимаемое без доказательств.

3. Единица измерения площади.

4. Расстояние от центра до любой точки окружности.

5. Гипотенуза - ... прямоугольного треугольника.

6. Древнегреческий математик, нашедший для числа "Пи" значение 22/7.

7. Отрезок прямой, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр.

8. Отрезок, соединяющий две вершины прямоугольного параллелепипеда.

9. Геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии

от данной точки.

10. Положение, которое нужно доказать.

11. Простейшее счетное устройство.

12. Сторона прямоугольного треугольника.

13. Прибор для измерения углов.

14. Результат вычитания.

15. Геометрическая фигура, ограниченная тремя прямыми.

16. Вид параллелепипеда, у которого все ребра равны.

17. Цифровая оценка успехов.

18. Часть прямой, ограниченная с одной стороны.

19. Как называется раздел геометрии, который изучает фигуры на плоскости.

Ответы. 1. Точка. 2. Аксиома. 3. Ар. 4. Радиус. 5. Сторона. 6. Архимед. 7. Диаметр. 8. Ребро. 9. Окружность. 10. Теорема. 11. Абак. 12. Катет. 13. Транспортир. 14. Разность. 15. Треугольник. 16. Куб. 17.Балл. 18. Луч. 19. Планиметрия.

Мтематические ребусы

ВЕРШИНА

ДИАМЕТ

  Игра «Кроссворд»

В кроссворде зашифрованы основные понятия и формулы по теме “Четырёхугольники”.

В выделенном столбце получится ключевое слово урока.

  1.  Четырёхугольник, у которого 2 стороны параллельны, а две другие нет.
  2. Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.
  3. Латинский  …, используемый в геометрии.
  4. Четырёхугольник, площадь которого равна квадрату его стороны.
  5. Треугольник, у которого квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
  6. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений.
  7. Четырёхугольник, площадь которого равна половине произведения его диагоналей.

Дидактическое  тестирование  в  целях  повышения  эффективности  учебного  процесса  можно  и  нужно  использовать.

С  помощью  тестов  можно  проверить  большой  объем  изучаемого  материала  малыми  порциями  и  быстро  диагностировать  овладение  учебным  материалом  большим  массивом  учащихся.

Часто использую тестирование как  печатное так и компьютерное, где результат виден сразу. http://testedu.ru/test/matematika/ , https://onlinetestpad.com/ru/tests/geometry, https://www.math10.com/ru/matematika-test, и др.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найди и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, определений— вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Обобщение опыта на тему: «Формирование технико-тактических действий школьников через систему занятий с углубленным изучением баскетбола»

Ведущей идеей опыта является постоянное совершенствование и новизна системы занятий по баскетболу с детьми, выявление эффективных форм и методов, единство уроков физической культуры и внек...

Обобщение опыта "Подходы к решению проблемы здоровья сбережения школьников при изучении информатики".

Проблемы здоровья сбережения школьников при изучении информатики....

Обобщение опыта по теме "Изучение геометрического материала в школе VIII вида"

В работе описываются методы и приемы применяемые учителем в ходе работы над данной темой. В опыте используются упражнения для учащихся 5-9 классов коррекционной школы....

Статья«Изучение геометрии в школе (проблемы и их решение)»

В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими пр...