Обобщение опыта по теме "Изучение геометрического материала в школе VIII вида"
учебно-методический материал по теме

Божкова Галина Александровна

В работе описываются методы и приемы применяемые учителем в ходе работы над данной темой. В опыте используются упражнения для учащихся 5-9 классов коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра: коррекционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования

Обобщение опыта

Тема: Изучение геометрического материала в школе VIII вида

Выполнена слушателем курсов №195/1

Божковой Галиной Александровной

Учителем математики

ГКОУ «Лемешкинская С(к)ОШИ) VIII вида

Руднянского района

                                                                                                                                                                               

Волгоград. 2013.

Введение.

   Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

   В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам совершенствования организационных, психолого-педагогических и методических подходов к повышению качества обучения подрастающего поколения.  Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушением интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, в том числе математических, там легче ребенку приспособиться к условиям современного общества. И поэтому главной общеобразовательной задачей обучения математики в коррекционной школе является овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием на всю жизнь.

   В этой работе показаны методы и приёмы, с помощью которых учитель добивается усвоения прочных геометрических знаний у учащихся. Знаний, которые будут необходимы в повседневной жизни.

Актуальность.

   Обучение математике - одно из основных направлений подготовки учащихся с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной трудовой жизни.  Одной из актуальных проблем обучения математике в современной коррекционной школе является изучение геометрического материала. Геометрический материал для учащихся с нарушением интеллекта является теоретической базой для овладения профессионально-трудовыми умениями, а также играет большую роль в их будущей практической деятельности.

   Формирование геометрических знаний у учащихся специальной общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида имеет для них большое практическое значение. У учеников происходит накопление определенного запаса геометрических представлений, формируется целостная система знаний о геометрических объектах, а также развивается познавательная деятельность, все виды мышления. Изучение элементов геометрии создает благоприятные предпосылки для формирования у школьников пространственных представлений, понятий о формах, размерах, взаимном расположении геометрических фигур в пространстве.  Но усвоение геометрического материала вызывает большие трудности у учащихся. Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей: недоразвитии внимания, воображения, несовершенстве анализа, синтеза, слабости обобщения и отвлечения.

   В работах, посвященных обучению школьников с нарушением интеллекта элементам геометрии (П.Г.Тишин, М.Н. Перова, В.В.Эк, О.А.Бибина и др.) были описаны особенности и трудности усвоения геометрических знаний.

1.        Для многих учащихся геометрия является одним из трудных учебных предметов. Многие из них не понимают важности и необходимости усвоения геометрических знаний, их практической ценности.

2.        Из-за отклонения в интеллектуальном развитии, у учеников практически не развито наглядно-образное мышление, они с трудом представляют образ того геометрического объекта, о котором идет речь. Образы геометрических понятий нечетки, расплывчаты и обычно не соответствуют действительному образу  геометрического объекта. Учащиеся плохо владеют действиями по преобразованию, моделированию геометрических фигур.

3.        Уровень овладения основными геометрическими понятиями низкий. Учащиеся слабо дифференцируют геометрические фигуры и тела. Полученных геометрических знаний неустойчивые, быстро забываются, знания недостаточны, неточны, разобщены, бессистемны. Ученики плохо владеют геометрическими понятиями и не распознают их даже в простейших ситуациях, с трудом объясняют выполнение действий на распознавание

4.        Учащиеся не могут дать четкого определения понятия, затрудняются указать в определении существенные признаки понятия, при воспроизведении определения понятия и рассмотрении соответствующего ему образца в большинстве случаев не могут установить связи между ними.

5.        Для школьников с нарушением интеллекта является типичным неумение пользоваться чертежными и измерительными инструментами.

   Все эти  трудности, встречающиеся при усвоении геометрического материала, частично объясняются особенностями их познавательной деятельности и сложностью геометрического материала. Только хорошее знание трудностей и особенностей усвоения геометрического материала учащимися коррекционной школы, умение предвидеть эти трудности, использование специфических приемов обучения, наглядных средств обучения позволит учителю преодолеть у учащихся возможные ошибки и недочеты в усвоении знаний, умений и навыков элементов наглядной геометрии.

   Изучение путей преодоления этих трудностей, основываясь на работы специалистов, применение их в своей практике помогает мне добиваться более прочного усвоения учащимися геометрических знаний. Что является актуальной темой в моей работе. Мне очень важно добиться от учащихся овладения таких прочных знаний, чтобы они могли применять их в своей самостоятельной жизни после того, как окончат нашу школу.

Цель.

  Создание благоприятных условий для обеспечения повышения уровня формирование прочных геометрических знаний у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитие, путём применения оптимальных методов и приемов обучения.

Задачи.

1) Выработать оптимальное сочетание методов, средств, видов работы и применить их в педагогической практике для более успешного усвоения учащимися геометрических знаний.

2) Создать благоприятные предпосылки для успешного преодоления трудностей в изучении геометрического материала.

3) Способствовать формированию умений учащихся решать жизненно-практические задачи.

Описание опыта

   Для решения общеобразовательных задач обучения наглядной геометрии и преодоления трудностей в изучении геометрического материала учитель обязан правильно организовать свою работу, знать методику преподавания, знать содержание программного материала.

   Содержание считается основным звеном в системе образования  (В. В. Краевский). Именно оно является тем ядром, над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, которые требует взаимосвязи средств обучения.

   Содержание образования формируется на 3 уровнях:

1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.

2 уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.

3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них).

   Именно поэтому большое внимание в моей работе было уделено содержанию учебной программы.  Наша школа работает по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой.      Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программы по всем учебным предметам указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й — базовый уровень, 2-й — минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

   Учебный материал в программе распределен по четвертям, но не указано конкретное количество часов на изучение определенной темы — право выбора здесь предоставлено учителю, оно зависит от индивидуальных особенностей учащихся класса.

      Геометрический материал в программе соответствует требованиям, предъявляемым к ученикам на уроках трудового обучения.

    Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся. Почти на каждом году обучения учащиеся возвращаются к уже изученной геометрической фигуре, но знания о ней постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер, находят прикладное применение при решении задач практического характера. Полученные знания сочетаются с выработкой практических умений и навыков по вычерчиванию, измерению, моделированию геометрических фигур. По мере формирования и совершенствования приемов, умственных и практических действий из года в год повышаются требования к уровню знаний и практических умений школьников, расширяется активный словарь, формируется математическая речь. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

      После изложения программного материала в конце каждого класса четко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладевать и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1-й  уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2-й  уровень).

   За период обучения в школе (5—9 классы) учащиеся должны получить знания:

 • о геометрических фигурах и телах, о построении геометрических фигур с помощью чертежных инструментов;

  • об основных величинах (длине, стоимости, массе, времени, площади фигур и объеме тел), единицах измерения величин, их соотношениях.

   Для изучения геометрического материала выделяется один час в неделю.

    Изучение геометрического материала по программе предполагает изучение таких тем:

• Линии. Взаимное расположение линий на плоскости. Параллельность.  Перпендикулярность.  

• Окружность. Линии окружности.

• Углы. Градусное измерение углов.

• Виды треугольников. Построение треугольников.

• Четырехугольники.

• Симметрия.

• Площадь фигур.

• Геометрические тела.

• Объем геометрических тел.

   Учитывая все вышеизложенные рекомендации по программе, мной было составлена учебная программа для учащихся 5-9 классов по геометрическому материалу. В это программе я старалась четко себе представить, какие знания, умения и навыки должны получить учащиеся, какие умственные и практические действия необходимо сформировать не данном году обучения, как эти данные будут расширяться, а умения и навыки совершенствоваться по данной теме в последующие годы (Приложение 1)

   В своей работе я стараюсь использовать разнообразные методы и приемы. Их  выбор зависит от темы и характера изучаемого материала, от индивидуальных возможностей детей. Планируя урок, исхожу из того, что изучение геометрического материала должно быть наглядным и действенным.  Когда ввожу какое-либо представление и понятие, иллюстрирую их примерами из окружающей действительности. При формировании геометрических представлений, выработке измерительных и чертежных умений большое внимание уделяю предметно-практической деятельности учащихся.

   Использование таких методов, как объяснение, рассказ, демонстрация, позволяет мне сообщение нового материала сделать интересным, доступным и понятным для наших учеников.  Как правило, для объяснения новой темы, объем материала подбираю небольшой и часто сопровождаю его наглядностью, показом способов выполнения приёмов работы с инструментами.  В случае необходимости объяснение сочетаю с практическими действиями учащихся с дидактическим материалом: рассмотрение моделей фигур, выполнение чертежей, измерение длин, площадей и объемов, упражнения на образование геометрических объектов путем перегибания листа бумаги,  на преобразование одной фигуры в другую, на выделение простых фигур из сложных и наоборот.  Во время объяснения задаю вопросы к ученикам, чтобы активизировать их, проверить, понимают ли они объяснение.

   Рассказ помогает мне изложить какой-то исторический факт, историю возникновения тог или иного предмета или рассказать, почему дано такое название какому-либо действию, явлению. Рассказ также сопровождается наглядностью, которую нахожу в книгах, в интернете.  Примером может служить фрагмент урока «Построение симметричных фигур, относительно оси и центра симметрии». (Приложение 2)

   Использование метода демонстрации, на разных этапах урока, помогает мне делать объяснение геометрического материал наглядно-действенным. Этот метод подразумевает, что можно демонстрировать способ выполнения каких-либо действий; приемы выполнения чертежей (построение параллельных прямых); правило пользования чертежными инструментами (циркуль, транспортир); все виды учебно-наглядных пособий. Виды учебно-наглядных пособий: натуральная и образная наглядность, схематические изображения, графические средства наглядности. К наглядности также относят технические демонстрационные средства.

   Некоторые наглядные пособия выполняются самими ребятами в ходе практической работы. Что позволяет создать прочную предметную основу геометрических понятий, чувственный опыт.

   При этом не забываю о ряде требований, предъявляемых к использованию наглядности на уроках:        наглядность должна соответствовать решению основной задачи обучения; заранее планирую, на каком этапе урока, какой вид наглядности необходим, какая с ним будет проводиться работа; ограничиваю количество наглядных средств;         не выставляю всю отобранную для урока наглядность сразу; выбираю доступные средства наглядности; самодельные наглядные пособия делаю с соблюдением требований, предъявляемых к пособиям (достаточный размер, четкие подписи, единообразие изображений и т.д.); демонстрируемые средства наглядности должны быть хорошо видны учащимся.

   Применение наглядности в сочетании со словесными методами имеет большое коррекционное значение – активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, служит систематизации приобретаемых знаний. Кроме того происходит развитие пространственного восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления учащихся.

    Известно, что игра, как метод обучения, имеет большое значение в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Благодаря использованию дидактических игр и занимательных упражнений на уроках геометрии можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений, навыков. Также использую этот метод в своей практике. Обычно для закрепления и повторения пройденного.

   Еще один из методов, имеющих большое значение для изучения геометрического материала - лабораторно-практический  метод. Использование этого метода помогает мне в некоторых случаях создавать  ситуацию, при  которых учащиеся самостоятельно формулируют правила, выводы, делают необходимые обобщения, применяют полученные знания на практике, выполняют построения геометрических фигур и тел и т.д. В своей работе в обязательном порядке использую различные вспомогательные средства обучения: памятки, образцы алгоритмов, схемы, планы выполнения практической работы  (Приложение3) и т.д. У ребят при этом вырабатывается определенный план деятельности, формируются практические и умственные действия.  Это имеет большое значение для развития у учеников самостоятельности и воспитания целеустремленности.

   Основываясь на основное содержание программы, самостоятельно подбираю дополнительный учебный материал: составляю задачи, в условиях которых использую реальные жизненные  ситуации (Приложение 4) подбираю дополнительные задания к имеющимся в учебнике; подбираю упражнения на измерение, вычерчивание геометрических фигур.

   На своих уроках и мероприятиях использую элементы информационных технологий. Провожу уроки с использованием презентаций (Приложение 2).

      Применение компьютера способствует активному включению учащегося в учебный процесс, способствует пониманию и запоминанию учебного материала. Учебный материал, поддержанный компьютерной программой, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить их интерес к изучаемой теме.

   Использую компьютер для проведения контроля знаний. Чаще всего это тренажёры для закрепления навыков, тесты.( Приложение 5) Организация по выбору ответа обеспечивает быстроту прохождения теста, т.к. не требует особых навыков работы на компьютере.

   Одним из основных методов обучения, в процессе которого школьниками усваивается математическая теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления, является метод упражнений. Метод упражнений я широко использую на всех этапах урока. Поэтому более подробно остановлюсь на нём.

   Система специально разработанных и подобранных упражнений помогает наиболее успешно усваивать математические, геометрических знания школьникам с нарушением интеллекта. Основными компонентами системы являются упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия; выявление его существенных свойств; упражнения с моделями фигур; на распознавание объектов, принадлежащих объему понятия; на выведение следствий; упражнения на систематизацию понятий; применение их на практике и др. Упражнения позитивно влияют на мотивационную сферу школьников, способствуют формированию навыков концентрации внимания и запоминанию учебного материала, а также повышают интерес к изучаемому предмету.

     Важно научить учащихся «видеть» изучаемые фигуры в окружающих предметах, отвлекаться от некоторых их свойств и особенностей, выделять общие черты, присущие исследуемой группе объектов. Большие возможности в этом плане имеют соответственно подобранные упражнения. При выполнении таких упражнений внимание учащихся обращается на окружающие предметы, их формы, размеры. Это помогает не только формированию наглядных представлений о геометрических фигурах, но и установлению связи между ними и их реальными образами. Одновременно с этим выделяются существенные признаки понятия, раскрывается и усваивается его содержание.

  Примеры упражнений, которые я использую, и о которых идет речь в этой работе, описаны в Приложении 6.

   Учебная программа по  математике в коррекционной школе VIII вида построена таким образом, что геометрический материал изучается отдельным уроком один раз в неделю. Между изучением геометрических тем проходит значительный промежуток времени. Учащиеся успевают забыть то, что было, изучено несколько уроков назад или не применялось продолжительное время. Поэтому перед изучением новых вопросов я использую подготовительные упражнения, в ходе которых  мы повторяем ранее изученное и готовимся перейти к изучению  неизвестного, что также помогает создать мотивацию введения понятия, располагает учеников к изучению новых сведений и акцентирует на нем внимание. Например, при изучении темы «Различие треугольников по видам углов» даю ряд упражнений, в ходе которых ребята вспоминают виды углов, повторяют правило их построения, выделяют треугольники, угол того или иного вида. Т.о. актуализация имеющихся знаний у учащихся имеет особое значение в изучении геометрического материала.

   Учащиеся с нарушением интеллекта могут усвоить на одном уроке лишь небольшой объем нового учебного материала. Им требуется больше времени для приема и переработки полученной информации. Поэтому излагать учебный материал стараюсь небольшими порциями, с выделением главных, основных, существенных признаков. Деление материала на части помогает выявить наиболее трудные понятия, определения, правила. Например, изучение темы «Куб» разбила на четыре части. В первой части ввожу понятие куба, во второй – понятие грани куба, в третьей – понятия вершины и ребра куба, и в четвертой устанавливаем взаимосвязь между всеми элементами куба.

   Наши учащиеся  не всегда воспринимают новую информацию без искажения. Поэтому при введении нового геометрического понятия я всегда проверяю, как школьники его восприняли и, в случае необходимости, повторно объясняю. В связи с этим на этапе выделения существенных свойств того или иного понятия, формулирования его определения использую гораздо большее количество упражнений. Причем большое количество однотипных упражнений. Потому что им  требуется неоднократное повторение одних и тех же действий. Упражнения на данном этапе выступают как средство тренировки.

   Чтобы не допустить отрицательное влияние однотипности упражнений в систему упражнение по новой теме вставляю упражнения из предшествующих разделов, что позволяет не только осуществлять систематическое, непрерывное повторение изученного материала, но и активизировать внимание, мыслительную деятельность учащихся. Тем самым соблюдаю принцип непрерывного повторения. Это связано с особенностями мышления (слабость, тугоподвижность, стереотипность и др.) и памяти (малый объем и непрочность запоминаемого).

      При выделении существенных свойств изучаемого понятия, при систематизации и обобщении изученных геометрических понятий использую приём сравнения. Этот приём помогает ребятам устанавливать связи в своих знаниях. Формирует у них навыки дифференциации существенных и несущественных признаков понятий, навыки выделения  различия и сходства различных фигур. Изучая, например, плоские фигуры, даю задание на нахождение в них известные точки, линии, углы, а также выделить данные фигуры в пространственных фигурах (кубе, параллелепипеде и др.).

      Для более прочного усвоения геометрического материала также использую прием применение нового изученного понятия  в новой  измененной ситуации.   Даже  угол,  повернутый в другую сторону, воспринимается нашими учениками как изменение ситуации. Использование упражнений на данном этапе способствует включению изученного понятия в систему рассмотренных ранее, дальнейшему раскрытию содержания понятия, углублению и уточнению рассматриваемых вопросов, расширению геометрических сведений. Кроме этого происходит преодоление присущей ученикам специальной (коррекционной) школы стереотипности, шаблонности знаний.

   При планировании урока всегда обращаю внимание на поэтапное увеличение сложности задания. Пошаговое или поэтапное усложнение упражнений соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся (тугоподвижность, низкая активность, фрагментарность и т. п.). И как показывает мой опыт, правильно подобранные упражнения предлагаемые учащимся в строгой последовательности обеспечивают более качественное усвоение геометрических знаний.

   Метод упражнений позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Я предлагаю ребятам  упражнения различной степени сложности, с использованием различной доли средств наглядности на разных этапах урока.  Ребята выполняют упражнения в том объеме, в каком позволяют их способности и возможности. Чаще всего дифференцированный  подход применяю для самостоятельных работ. Помощь оказываю исходя из сложности задания, способности ученика. Иногда помощь с моей стороны не требуется или  может быть незначительной. Для самостоятельных работ использую карточки, задания из учебника. На своих уроках стараюсь обеспечить максимальную самостоятельность  ребят. Некоторым ученикам даю задания по готовым чертежам, где нужно: определить угол, измерить сторону. А другие сами строят чертежи, выполняя соответствующее задание. При формулировке правил не от всех учащихся требую точного воспроизведения. Им достаточно рассказать об объекте и назвать его существенные признаки. В своей работе применяю и групповую форму обучения. Она  требует особой организации класса и применяется как форма организации учебной деятельности мною нечасто, но эта работа даёт заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. В каждой группе выделяется свой лидер, который чувствует ответственность за работу всей группы, а менее подготовленные ученики стараются показать себя с лучшей стороны. Воспитываются такие качества, как взаимопомощь, поддержка, дружелюбие. Групповую форму обучения я применяю при закрепление пройденного материала  и проверке знаний и умений учащихся.

   Для более прочного запоминания изученного материала по геометрии не достаточно только одного урока в неделю. Поэтому включаю его небольшими порциями в уроки изучения арифметических тем.  Особенно, если решаются задачи геометрического содержания (задачи на движение, задачи на нахождение площади и объема). При решении таких задач есть возможность закрепить умения работы, с чертежными  инструментами выполняя чертежи к условиям, отработать измерительные навыки, закрепить умения выполнить план построек, земельных участков, что, несомненно, пригодится в самостоятельной жизни ребят. Для решения таких задач всегда составляю задачи, в условиях которых отображена окружающая действительность. Связываю их  с уроками сельхоз труда, на которых ребята трудятся на пришкольных участках. Решение задач геометрического содержания позволяет теснее увязать изучение геометрического и закрепление арифметического материала на уроках математики. Так же геометрические знания нужны учащимся при изучении темы «Дроби», где нужно найти часть целого путем деления его на части.

   Успешное формирование геометрических понятий у учащихся с нарушением интеллекта возможно лишь при активном участии ученика в данном процессе. Важно заинтересовать ребенка, заставить его активно работать. Для этого использую упражнения, которые требуют от ученика умения отстоять свою правоту. Часто задаю им вопрос «Почему? Объясни».

   Помимо заданий и упражнений обучающего характера широко использую упражнения занимательного характера. Что также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Ребята особенно откликаются на занимательное, новое, необычное, интересное. Такие задания использую как на уроках, так и на внеурочных мероприятиях в рамках недели математики, вызывая у учащихся интерес к урокам геометрии, показывая их значимость и необходимость.(Приложение 7)

   Как уже отмечалось ранее большие трудности в изучение геометрического материала  учащиеся испытывают из-за  особенностей их познавательной деятельности. Поэтому на своих уроках широко использую специальные задания, направленные на коррекцию мышления, памяти, внимания, воображения, пространственной ориентации (Приложение8). Для развития и обогащения словаря учащихся особо внимание уделяю тем терминам, у которых сходное звучание: параллелограмм и параллелепипед, прямоугольник и прямоугольный треугольник, тупой угол и тупоугольный треугольник. Требую, чтобы ребята указывали сходства и различия этих фигур, описывали их свойства.

   В ходе изучения геометрического материала постоянно веду контроль за состояние усвоения геометрических знаний и умений. Применяю систематический текущий учет знаний  на каждом уроке и периодический контроль в виде небольших самостоятельных работ после изучения определенной темы. Для этого использую различные упражнения, тесты, опросы фронтальные и индивидуальные. Упражнения позволяют осуществить контроль на всех этапах обучения. В конце учебного года провожу большую проверку усвоения знаний в виде письменной работы. Задания для такого контроля подбираю в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся. (Приложение 9)Это может быть набор вопросов и заданий, из которых ребята самостоятельно выбирают здания, которые они могут решить. Это может быть тест. Или же конкретные задания по вариантам.

   Проверка качества знаний, полученных учащимися на уроках геометрии, позволяет сделать выводы и увидеть результаты моей педагогической работы. Результаты таких проверок показаны в диаграммах в Приложении 10

   Для достижения положительных результатов огромную роль имеет эмоциональный фон рабочей обстановки. Делаю всё возможное, чтобы ребята приходили на урок с желанием учиться, чтобы они проявляли интерес к предмету. Поэтому всегда пользуюсь методами мотивирования: постоянно задаю проблемные вопросы, излагаю познавательные факты, использую много заданий с опорой на жизненные ситуации, даю творческие задания, создаю ситуации, при которых учащийся чувствует свой успех и т.д.

   Таким образом, используя разнообразные методы и приёмы обучения, учитывая своеобразие познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта, я стараюсь добиваться от учащихся:

1.        Сформированные представления и основные геометрические понятия.

2.        Умения выделять существенные свойства и устанавливать связи между различными понятиями.

3.        Умения распознавать объекты.

4.        Умения выполнять чертежные работы.

5.        Развитие пространственного восприятия.

6.        Сформированного  словесно-логического мышления и речи.

Заключение.

   Обучение элементам наглядной геометрии в коррекционной школе должно осуществляться разнообразными методами и приемами, которые учитывают своеобразие познавательной сферы школьников с нарушением интеллекта. Не должно быть преобладание словесных методов, которые не создает основы для эффективного усвоения геометрического материала. Большое количество наглядности и раздаточного материала часто просто не осознаются учениками. Поэтому только разумное сочетание их количества и приемов применения будут способствовать формированию у учащихся полноценных геометрических представлений. Больше внимания нужно уделять практической деятельности со средствами наглядности. Проводить их нужно на всех этапах урока, а не только на этапе закрепления знаний. Виды практических заданий тоже должны быть разнообразными (перегибание листа бумаги, моделирование из палочек, преобразование одной фигуры в другую и т.д.)

   Необходимо использовать прием сравнения при систематизации и обобщении изученных геометрических понятий, при выделении существенных свойств изучаемого понятия.

   Нужно использовать большее количество развивающих, творческих упражнений.

   Применение геометрического материала при изучении арифметических тем способствует не только закреплению геометрических знаний, но и отработке арифметических навыков.

   Обобщая все выше сказанное можно сделать вывод, что затруднения учащихся при изучении геометрического материала зависят не только от их интеллектуальных возможностей, но и от организации работы учителя.

   Мастерство учителя во многом определяет качественное формирование у школьников с интеллектуальной недостаточностью пространственных и геометрических представлений и понятий, чертежных, измерительных умения и навыки. Способствует обогащению их жизненного опыта. Кроме того, играет большую роль в коррекции и компенсации дефектов умственного и эмоционально-волевого развития учащихся, подготовке их к самостоятельной жизни.

Литература.

1.        Алышева Т. В. Математика 7 класс: Учебник для школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2008.-272с.

2.        Андропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика 9 класс: Учебник для школ VIII вида.- М.: Просвещение, 2008.-400с.

3.        Бгажнокова ИМ. Психология умственно отсталого школьника. М: Просвещение, 1987.-94 с.

4.        Бибина О. А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя-дефектолога. – М.:ВЛАДОС,2005.-136с.

5.        Власова ТА, Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.-175 с.

6.        Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов – М.:Школа-Пресс, 1994. -416с.

7.        Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: Методический и практический журнал. – М., 2006 -1: - Выходит 6 раз в год

8.        Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: Методический и практический журнал. – М., 2007-3: - Выходит 6 раз в год

9.        . Выготский  Л.C. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991. -480с.

10.        Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения: Сб. науч. трудов / Под ред. ВВ.Воронковой. ML: Изд-во АПН РСФСР, 1984.-85 с.

11.        Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика 6 класс: Учебник для школ VIII вида.- М.: Просвещение, 2005.-238с.

12.        Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 381с.

13.        Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы/Под ред.  И.М. Бгажноковой. –М.: Владос, 2007. – 181с.

14.        Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: Учебник для вузов. – М.:ВЛАДОС,2001.-408с.

15.        . Перова М.Н. Математика 9 класс: учебник для школ VIII вида.-М.: Просвещение, 2006. -221с

16.        Перова М.Н., Эк В. В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1992.-145с.

17.        Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика 5класс: учебник для школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.

18.        Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Под ред. Бгажноковой И.М. -М.: Просвещение, 2005. -296с.

19.        Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. и др.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.        

20.        Эк В. В. Математика 8 класс: Учебник для школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2005. – 216с.

21.        http://mazahaker-ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/19.html     Средства обучения и их характеристика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...

Урок геометрического материала в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний  учащихся  Цели урока:повторить понятие  окружности, круга и их элементов;упражняться в построении окружности;развивать познавате...

Урок математики в 5 классе школ VIII вида "Геометрические фигуры"

Конспект урока предназначен для учителей, работающих с детьми с нарушением интеллекта. Это урок повторения и обобщения знаний учащихся о геометрических фигурах, изученных в курсе математики....

Обобщение опыта по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII вида»

В работе описывается опыт работы на протяжении 3х лет по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII  вида»....

Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...