Современные технологии на уроках физической культуры
методическая разработка на тему

Токанина Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Современные технологии на уроках физической культуры.

         В современных условиях школа должна отвечать на множество запросов. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться и переучиваться. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа.

В настоящее время учитель физической культуры сталкивается с проблемой снижения уровня двигательной активности, познавательной деятельности учащихся на уроке, да и просто нежеланием учится.

        Поэтому для приобщения учащихся к  результативной деятельности на уроках учитель должен использовать современные деятельностные  технологии обучения:

информационные, личностно-ориентированные , здоровьесберегающие.

Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического, научно-технического развития имеет первостепенное значение для воспитания подрастающего поколения. Поэтому сегодня  мы уделим внимание здоровьесберегающим технологиям.

Сегодня уже бесспорен тот факт, что состояние человека зависит, прежде всего, от меры его собственных усилий в направлении сохранения и укрепления здоровья. При этом чем раньше человек начинает проявлять заботу о своем здоровье, тем лучших результатов он достигает. Отсюда следует, что каждый, кто имеет отношение к воспитанию детей, должен иметь соответствующую подготовку в области формирования здоровья своих воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в системе образования, выделяют несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.

  • стимулирующие позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки;
  • защитно-профилактические заключаются в выполнении санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм;
  • компенсаторно-нейтрализующие - это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков;
  • информационно-обучающие технологии обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

На своих уроках физической культуры я стараюсь использовать все группы здоровьесберегающих технологий.

Помимо того, что уроки физкультуры выполняют оздоровительные задачи, они еще должны формировать дисциплинированность учащихся, чего очень часто не хватает детям младшего и среднего школьного возраста.   Поэтому четкое соблюдение структуры урока: построение, выполнение строевых упражнений,  разминка являются обязательными компонентами каждого урока. При работе с детьми младшего школьного возраста при выроботке дисциплинированности и порядка на уроке отличным стимулом является игровая деятельность.

Игры в команде, групповые технологии на уроках физической культуры дают возможности повысить интерес к предмету, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответсвенности, поощряют желание выполнять свое дело, свое поручение хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха.

Не всегда разминка на уроке проходит в игровой форме и поэтому некоторые дети под предлогом плохого самочувствия могут отсиживаться на скамейке. Но как только перед разминкой дается установка на проведение игры в основной части урока (например: лучшие по итогам разминки будут капитанами команд) о своих недугах дети тут же забывают. Таким образом игровая деятельность способствует выроботке воли и характера. А так же дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игра – это проявление желания действовать.

Ситуация успеха является важным компонентом сдоровьесберегающих технологий.

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к ученью, к школе, к труду. Ситуация успеха становится фактором развития личности. Свою успешность школьники определяют по выставленной оценке за урок.

Принципиально важно, чтобы  учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Поэтому оценивание учащихся в младших классах я провожу не по нормативным стандартам, а по активности работы на уроке. Для того, чтобы привить и сохранить у ребенка потребность в занятиях физической культурой.

Во время урока я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих учеников. Большое значение, имеет и эмоциональный климат на уроке: мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. В этом мне помогаем музыкально сопровождение отдельных частей урока.

Опыт показал, что важно не только физическое, но и душевное здоровье детей. Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия, которая является интереснейшим и перспективным направлением, используемым во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы человека. На отдельных уроках я использую метод музыкотерапии, который может активизировать, привлечь внимание или  успокоить детей. В основном музыкой сопровождаются разминка, подвижные игры и минутки отдыха, релаксации. (музыкальнаяразминка).

Очень важно научить ребенка правильно расслабляться, ведь пребывать в состоянии возбуждения дети могут и без помощи взрослого. А учитывая тенденцию к гиперреактивности в последнее время, актуальность релаксации и расслабления опровергнуть очень сложно.

Минутки релаксации на уроке физкультуры являются необычной формой работы и поэтому все дети с удовольствием выполняют активные или пассивные минутки отдыха, которые проходят под спокойную музыку  в середине или конце урока.

С помощью таких минуток релаксации  можно обучить ребенка  — снять напряжение, достичь расслабления и ощущения покоя, развивать саморегуляцию. Кроме того, детские медитации способствуют развитию воображения и управлению собственными мыслями. (музыкальная релаксация).

А сейчас я хочу уделить внимание техникам, которые могут использоваться на любых уроках с целью повышения сопротивляемости организма.

Оздоровительная дыхательная гимнастика, которую лучше всего использовать в начале учебного дня в хорошо проветриваемом помещении.

Самомассаж и массаж биологически активных точек, который может быть использован вместо физминутки на уроке. (видео)

Идеомоторные упражнения, то есть мысленно выполняемые упражнения. Идеомоторное выполнение упражнений приводит к менее выраженным физиологическим изменениям в организме, чем при фактическом выполнении движения. Но при этом данные упражнения  стимулируют появление токов действия в мышцах, активизируют дыхательную деятельность, кровообращение, обмен веществ и т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование современных технологий на уроках физической культуры в школе"

Формирование здорового образа жизни требует дальнейшего совершенствования учебного процесса в школе и перехода на другой более высокий качественный уровень обучения с помощью применения современных об...

Исследовательская статья "Использование современных технологий на уроках физической культуры"

В данной статье рассматривается влияние современных технологий на развитие личности школьника....

доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Здоровьесберегающие технологии  на уроках физической культуры.  Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...

Применение современных технологий на уроках физической культуры.

Здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования – всё это важней...

Методическая разработка "Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство повышения мотивации обучающихся"

В методической разработке представлена методика проведения урока из раздела : «Гимнастика» по теме «Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство по...