«Внеклассная работа по формированию культуры здорового образа жизни у обучающихся»
опыты и эксперименты (5 класс) на тему

Елена Юрьевна Кузнецова

Доклад на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mo.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на методическом объединении

на тему:

«Внеклассная работа по формированию культуры здорового образа жизни у обучающихся»

Подготовила: Кузнецова Е.Ю.

2015-2016 учебный год

«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он делает, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми».

 ГРОМБАХ Сергей Михайлович                                                                                                  специалист в области гигиены детей и подростков, профессор

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2014 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать организация здоровьесберегающей работы в школе. Фундаментом данного направления  является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.

Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологии, социальные педагоги и другие специалисты.

При этом должна быть преемственность валеологической педагогики, начиная с родителей, далее учителей и т.д. Основной задачей   должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Современная школа сместила акценты расширить образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате общество имеет больное поколение. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы в службе в Вооруженных Силах.

Решение этой проблемы тем более необходимо, что напряжение педагогического процесса продолжается длительное время (исторический отрезок) и приводит к хроническому истощению жизненных сил всех субъектов этих систем, влияющих в конечном итоге на состояние национального здоровья.

В России в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школах вводится учебный предмет «Валеология», в ряде регионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор»

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Отсюда вытекают проблема формирования здорового образа жизни школьников.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье  школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Здоровье, здоровый образ жизни и безопасность детей – одно из  направлений моей воспитательной работы в классе. Девизом моей работы по формированию  здорового образа жизни  стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно,  основную цель заключается в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Формирование здорового образа жизни  включает в себя формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культуры. Работа  строится  по следующим направлениям:

- диагностика, коррекция и развитие учащихся;

- формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;

- соблюдение санитарных норм и правил;

- выполнение мероприятий по укреплению и сохранению здоровья у учащихся;

- информирование учащихся о последствиях употребления сигарет, алкоголя, наркотиков.

Работа по формированию здорового образа жизни начинается с  анкетирования  обучающихся, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью.

По результатам анкетирования никто из учеников не начинал свой день с зарядки. Жаловались на здоровье 70% учащихся.  На вопрос «Кто болеет чаще?» 43%  учеников не смогли ответить. Примерно 65% детей привыкли питаться «всухомятку». Мыли руки перед едой 70% учащихся. Вообще не чистили зубы 4% учащихся. Только 32% учащихся не посещали школу во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли. Остальные дети не обращали внимание на это, и тем самым ухудшали состояние своего здоровья.

Таким образом, были выявлены проблемы, требующие особого внимания:

•         Здоровье и здоровый образ жизни

•         Режим дня

•         Основы рационального питания

•         Личная гигиена

•         Значение физкультуры и закаливания  для сохранения  здоровья

•         Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, школьного дорожного травматизма.

В связи с этим был составлен тематический план проведения классных часов, внеклассных мероприятий, бесед.

Мною были проведены  плановые   тематические  классные  часы:

•        Даже не пробуй!

•        Наше здоровье в наших руках

•        О вреде спиртных напитков

•        Нет наркотикам!

•        Весна, погода, здоровье

•        Шалости и травмы

•        Гигиена и здоровье

•        Питание и здоровье

•        Ты и компьютер

Кроме этого прошли  олимпийские уроки по таким темам:

. История возникновения Олимпийских игр.

. Современные Олимпийские и Паралимпийские игры

. Великие чемпионы моей страны

Эти классные часы особенно понравились учащимся. Многие в дальнейшем следили за ходом олимпийских игр, болели за свою страну. Такие классные часы помогают формировать  у учащихся ценностное отношение к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщают к занятиям физической культурой и спортом.

Полоса препятствий поразила участников сложностью и опасностью, где ученики продемонстрировали умение работать в команде и быть в ответе друг за друга.

Данное мероприятие способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.

Проводимая работа по формированию здорового образа жизни    была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что у большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того,  у большинства обучающихся класса прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.

 Возвращаясь к нашему девизу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей  должна быть основана на  совместной деятельности всех  заинтересованных структур.

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Наша общая задача – всеми доступными средствами достигать взаимодействия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Одним из направлений совместной работы школы и семьи мы выделяем физическое и психическое здоровье ребенка.

     Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье  школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Каждый  человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех. (Послание Президента РФ Федеральному Собранию). Здоровье – это такое состояние духа человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, формирование понятия "здоровый образ жизни" у обучающихся"

Сообщение зачитано на городском семинаре учителей физической культуры, который проходил на базе нашей школы. Помимо сообщения учителем был дан урок на тему "Подвижные игры", который имеется в данном п...

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся

В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм

Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с НОДА понимания важности здорового образа жизни,  вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....