Экологическое воспитание на уроках чтения и письма
методическая разработка на тему

Акишина Вера Алексеевна

Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Современный человек с детства должен осознавать свою роль на Земле, чувствовать ответственность за состояние родной природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26.05.2018doklad_shmo_predmetnikov_ekologiya_2018.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                                                 8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

        

Доклад на ШМО учителей предметников:

Экологическое воспитание на уроках чтения и письма

учитель: Акишина Вера Алексеевна

г. Клин – 2018

26.05.2018

                                                   «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел,

                                                                      понимал, ощущал, переживал как большую тайну

                                                                                                    пробуждение жизни в природе»

                                                                                                                         В.А. Сухомлинский

Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Современный человек с детства должен осознавать свою роль на Земле, чувствовать ответственность за состояние родной природы. Мы стремимся к тому, чтобы наши учащиеся научились понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Следовательно, формирование экологического сознания, экологических знаний и убеждений – одна из важнейших задач современной школы. Необходимо дать ребенку не только знания об окружающем мире, но и научить его понимать законы природы, определяющие жизнь человека, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение познавательной деятельности, неумение четко осознать причинно-следственные связи затрудняют правильное восприятие, обобщение и анализ явлений в природе, для них характерен дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, малый запас представлений, незрелость эмоционально - волевой сферы, недоразвитие речи. Поэтому основным содержанием экологического образования учащихся с ОВЗ школ является формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям.

Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой.

Учитывая наглядно-действенное мышление детей этого возраста. Знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, на основе которых и разовьется интерес к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать ребенку, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Для этого необходимо использовать различные методы и приемы. Необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира).

Прежде, чем рассказать детям об экологии, надо сначала поговорить с ними о природе. Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Наиболее популярными формами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Экскурсии связываю с изучением программного материала. Во время экскурсии в природу перед собой я ставлю важную задачу: научить детей чувствовать специфику природного материала, увидеть богатую палитру его красок, форм и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это развивает мелкую моторику, способствует коррекцию воображения. Эстетических чувств, творческих способностей.

Перед экскурсией читаем стихотворения и рассказы о природе И. Бунина, В. Бианки и др. На экскурсии использую загадки С. Маршака, Е. Благининой. Перед экскурсией даю детям различные задания по наблюдению за животными, птицами и растениями для повышения внимания и познавательной активности учащихся на экскурсиях служат дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.

Часто используем для решения проблем экологического воспитания и образования нестандартные уроки в виде игровых занятий по экологии. Нетрадиционные формы — это импровизированные занятия, имеющие нестандартную структуру, и основным содержанием их является игра.

Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Например, мы играем в игры: «Правила вежливости страны Экология», «Мы путешественники», «Тайны волшебного леса». Познавательные экологические занятия на уроках чтения с элементами игры провожу непосредственно в классе. Эти игры развивают наблюдательность, память, образное мышление, воображение. Условно можно выделить несколько типов познавательных экологических занятий:

A) Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение учителя и детей друг с другом.

Б) Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, словесные поручения.

B) Игры-предположения. Они основаны на допущении какой-либо ситуации, вводимой вопросами «Что было бы?..» или «Что бы я сделал?..», «Как я могу помочь?..».

Ценность таких игр — командное участие. Следует заметить, что школьники любят работать в группах, и их надо учить совместной умственной работе. Главное в игре-путешествии — познание, а не соревнование.

Поэтому уроки чтения и письма необходимо проводить в русле экологизации предмета. В течение всего учебного процесса учащиеся должны усваивать культуру общения человека с природой. Этому способствуют тексты о природе, о животных, птицах, о бережном отношении ко всему живому.

С большим интересом дети работают с текстами, где есть творческое задание. Например, предлагается задание: продолжить текст.

На уроках письма можно завели словари природы и экологические словарики. К. Паустовский писал: «Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанными».

Словарь природы можно начать с «осенних» слов. Это приметы осени, о которых ребята подбирают стихи русских поэтов. Каждому слову желательно отвести отдельную страницу, так удобнее работать, что-то нарисовать или приклеить. На первом листе помещаем слова К. Паустовского: «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.» В течение всего учебного года ведем наблюдения за приметами осени, зимы, лета. Этот материал затем используем для написания сочинений.

На лето тоже предлагается задание: понаблюдать за изменениями в природе, сделать небольшие зарисовки.

Экологические словарики начать вести с 5 класса, куда заносить экологические термины, выяснять значение, составлять с ними предложения, мини-сочинения, запоминать их.

На уроках письма также используем карточки, где даны тексты о природе, предложены задания.

В течении всего года учащиеся ведут наблюдения за изменениями в природе, затем своими впечатлениями делятся в сочинениях. Лучшие работы зачитываем перед классом.

Живой интерес вызывает работа с картинами русских художников, где изображены пейзажи. Дети с удовольствием рассматривают их, работают устно и письменно - пишут либо сочинение, либо устно описывают картины, проявляя богатую детскую фантазию.

Пишут также учащиеся сочинения по своим личным наблюдениям, делая необыкновенные маленькие открытия в природе.

Зимой проводится операция «Кормушка», дети изготавливают кормушки, прикрепляют их к строениям, на деревья и помогают птицам перезимовать холодное время года. А на уроках письма пишут сочинения «Как я помогаю птицам зимой».

У каждого ребёнка дома есть любимые животные, за которыми они ухаживают. Общаясь с братьями нашими меньшими, они становятся добрее, ласковее. О них они рассказывают в устной форме или пишут сочинения. Эта работа у нас ведётся регулярно.

На уроках письма проводятся разные виды диктантов с экологическим уклоном: словарные, творческие, зрительные, объяснительные, контрольные и другие.

Чтобы дети лучше усваивали и запоминали экологические понятия, предлагается словарный диктант с творческим заданием - угадать по толкованию слово и составить с ним предложения.

Многие уроки чтения проводятся с экологическим уклоном. Работая с программными произведениями мы, обязательно обращаемся к эпизодам - пейзажным зарисовкам, так они, во - первых, помогают лучше понять характер, мысли, поступки многих героев, во - вторых, мастерство каждого писателя, поэта в этом вопросе индивидуально - и это прекрасно! Учащимся нравится описание природы, времён года, времени суток.

Обязательно проводятся уроки, раскрывающие характер главных героев на фоне пейзажных зарисовок. Таким образом, эта работа помогает учащимся понять тесную взаимосвязь человека и природы - и если он (человек) будит чище, лучше, добрее, то и природа будет отвечать тем же самым.

Несколько раз в год обязательно проводится викторина по произведениям писателей, для которых природа стала родным домом. Это К. Паустовский, М. Пришвин, В. Бианки и др. Подобные уроки прививают любовь учащихся не только к родной природе, но и к своей Родине, к тому месту, где мы родились и выросли.

Работая над произведениями выше перечисленных авторов, дети с удовольствием наблюдают за животными, растениями, деревьями и о своих впечатлениях делятся в устной форме.

Изучить и понять художественные произведения невозможно без анализа изобразительных средств, использованных автором какого - либо стихотворения, повести, рассказа. И особенно такая работа удаётся при изучении стихотворения о природе. Знакомя учащихся впервые с такими литературоведческими терминами, как: эпитет, сравнение и др.

Таким образом, человек не должен считать себя исключительным из мировой гармонии, так как в современном мире она невозможна без его участия, потому что сейчас особо остро стоит проблема разлада человека с природой, которая так легко может обернуться экологической трагедией. Предотвратить её - задача, стоящая перед всей современной цивилизацией, но побудить человека к поиску решения - это долг гуманистической культуры, и каждого из нас.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества.

Литература:

1.Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом. Начальная школа. – 2005.

2.Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская-М:ВЛАДОС,2004. 
3.Герасимова И. Е. Экскурсии по родному краю. Начальная школа №4/2000г.с.52.

4. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. Начальная школа №6/1998г, с.50.

5. Литвинова Л. С. Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.

2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках биологии

Я работаю по этой проблеме,ведь сегодня экологическое состояние окружающей среды очень актуально.Предлагаю этапы уроков ,где я заостряю внимание учащихся на экологических проблемах нашего села,района,...

Презентация проекта "Экологическое воспитание на уроках обществознания"

Педагогический проект реализован на уроках обществознания в 7 классе...

Экологическое воспитание на уроках истории и обществознания

Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними стро...

«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"

Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды,  физическое и духовное ...

Урок чтения и письма в начальной школе в подготовительный период в классе слепых

Методические рекомендации по проведению уроков чтения и письма в классе слепых подготовлены мной для учителей начальных классов школы, не имеющих специального дефектологического образования.  Дан...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках чтения и письма

В последнее время повышается актуальность целенаправленного нравственного, гражданско - патриотического воспитания в образовательном процессе. Обучение в «Школе для обучающихся с ОВЗ» носи...