Практикум для педагогов «Этапы современного урока в деятельностной парадигме»
методическая разработка на тему

Дьякова Тамара Петровна

Проектирование современного урока в деятельностной парадигме в свете внедрения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.odp2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила учитель биологии и химии МБОУ Рогожкинской СОШ Дьякова Тамара Петровна 27 августа2015 г. Практикум для педагогов «Этапы современного урока в деятельностной парадигме»

Слайд 2

ТЕМА: Проектирование современного урока в деятельностной парадигме в свете внедрения ФГОС

Слайд 3

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи

Слайд 4

Урок -Управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурсно обеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени Парадигма - образец, тип, модель Парадигма - это система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения… Деятельностный подход- это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Слайд 5

Как получить новый образовательный результат? Традиционный взгляд прочные ЗНАНИЯ; учитель –источник информации, знаний; ученик – объект образовательного процесса. ФГОС РАЗВИТИЕ личности учащегося; учитель - СОавтор образовательного продукта; ученик – активный участник образовательного процесса, деятель.

Слайд 6

Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ: учитель не солист, он – дирижёр! Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Современный урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения 5.Применение знаний учениками

Слайд 7

СПРОЕКТИРОВАТЬ УРОК В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЕ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ЦЕЛЬ:

Слайд 8

Предлагаю вам определить одно из важных условий урока. У кого какие предположения? ЗАДАНИЕ

Слайд 9

Комфорт - в переводе с английского - поддержка, укрепление «Комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

Слайд 10

Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок» ЗАДАНИЕ «АССОЦИАЦИЯ»

Слайд 11

К Компетентность Критичность Креативность Культура о Органичность, основательность Отдача, оптимально Открытие, ответственность Образованный, осознанный м моделирование мотивация методика мастер ф фантазия формирование функциональный фундамент о Отдых, осмысленный Открытие, организованный обучение Опора, озарение р радость развитие рост Результат, рефлексия т тепло творчество талант темп

Слайд 12

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» (из ФГОС) Одна из важнейших задач системы образования

Слайд 13

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Понятие и сущность УУД

Слайд 14

Виды УУД Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный

Слайд 15

Виды универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий личностный регулятивный познавательный коммуникативный самоопределение смыслообразо-вание нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные логические постановка и решение проблемы планирование сотрудничества постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнёра умение выражать свои мысли

Слайд 16

В основе стандарта лежит СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Формирование универсальных учебных действий, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся, предполагает умение самостоятельно добывать знания и отдаёт предпочтение групповым формам работы.

Слайд 17

Виды деятельности Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля ) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 18

Распределите понятия по четырем предложенным группам ЗАДАНИЕ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

Слайд 19

Тип урока Формы урока Методы Приемы Комбинированный Усвоение новых знаний Актуализация знаний и умений (повторение) Закрепление знаний Контроль знаний и умений Систематизация и обобщение знаний и умений материала (обобщение) Коррекция знаний, умений и навыков Лекция Семинар Конференция Экскурсия Практическая работа Практикум Зачет Групповая работа Игра Концерт Дискуссия Диспут Деловая игра Кино-урок Урок взаимообучения Словесные Наглядные Практические Логические Репродуктивные Поисковые Проблемно-поисковые Работа под руководством учителя Самостоятельная работа Стимулирование интереса учащихся Стимулирование долга и ответственности Контроль (устный, письменный, лабораторно-практический) Создание проблемной ситуации Формирование учебной гипотезы Формирование выводов Передача учебной информации Синтез и анализ Сравнение Обобщение Классификация Систематизация Составление плана Составление конспекта Выделение главного Инструктаж Алгоритм Постановка вопросов Оценка деятельности Работа с текстом

Слайд 20

Задание Вам дана опорная таблица для конструирования современного урока. Ваша задача – заполнить таблицу. Подберите соответствующие эффективные методы, формы и приёмы достижения цели урока… дополните свои приемы и способы.

Слайд 21

Этапы урока Цель Эффективные методы, формы и приёмы достижения цели 1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности Создание проблемной ситуации Словесные (стихи) Наглядные (картинки, схемы), стимулирование интереса учащихся 2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий Создание проблемной ситуации, инструктаж Логические, поисковые, проблемно-поисковые 3.Постановка учебной задачи. Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. Формирование учебной гипотезы, инструктаж, составление плана Репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельная постановка задачи 4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. Сравнение, синтез и анализ, составление конспекта, передача новой учебной информации учеником, работа с текстом Практические, поисковые, самостоятельная работа, работа под руководством учителя, лабораторно-практические 5.Первоначальное закрепление с проговарива- нием во внешней речи. Усвоить учащимися новый способ действия. Выделение главного, постановка вопросов, получение алгоритма, систематизация Репродуктивные, наглядные, словесные, практические 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. Формирование выводов, передача информации, оценка деятельности Репродуктивный, контроль, стимулирование долга и ответственности 7.Включение в систему знаний и повторения Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. Алгоритм, инструктаж по применению нового, систематизация, классификация Практические, репродуктивные, самостоятельная работа 8.Рефлексия деятельности Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий Оценка деятельности, анализ результатов Различного вида контроль

Слайд 22

Требует ли жизнь изменений в современном образовании? «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Б. Шоу)

Слайд 23

Реализация системно- деятельностного подхода заставляет учителя по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации принципов ФГОС. Сегодня ученик оказывается главным «действующим героем» на уроке. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать? зачем я это делаю? как я это делаю? как я это сделал?

Слайд 24

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности Компоненты урока Традиционный урок Урок современного типа Тема урока Учитель сообщает тему Формулируют сами учащиеся Цели и задачи урока Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны учиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Слайд 25

Структура урока: Этап 1 Мотивирование к учебной деятельности Задание (естествознание) Объясните фразу: «Вода дороже золота». В каких странах и районах Земли эта фраза наиболее актуальна?

Слайд 26

Структура урока: Этап 1 Мотивирование к учебной деятельности Задание (естествознание) О каком материке идет речь в данном стихотворении? Какой стране посвящено стихотворение? Аргументируйте свой ответ словами из стихотворения Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводнение, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населения.

Слайд 27

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 2: Построение нового знания Компоненты урока Традиционный урок Урок современного типа Планирование деятельности по изучению новой темы Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы изучить новую тему Планирование учащимися способов достижения намеченной цели по построению нового знания Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (фронтальный метод) Учащиеся осуществляют поиск решения и формулируют решение по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)

Слайд 28

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 3: Применение полученных знаний Компоненты урока Традиционный урок Урок современного типа Закрепление, актуализация полученных знаний Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить Учащиеся для выполнения ситуативного задания осуществляют выбор уровня и способа деятельности Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (фронтальный метод) Учащиеся осуществляют учебные действия по созданию и презентации продукта (групповой метод) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль выполненной учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)

Слайд 29

Структура урока: Этап 3 Применение полученных знаний Задание (естествознание) К нам в гости пришли Винни – Пух и Чебурашка. Они, как и мы, изучили тему: «Природные зоны мира». Учитель дал им задание: расселить растения и животных согласно месту их обитания. Давайте им поможем. В какой природной зоне распространены перечисленные растения и в какой природной зоне распространены данные животные? Поработайте в мини – группах. Заполните таблицу.

Слайд 30

Алгоритм самооценивания 1 шаг Что нужно было сделать в этом задании ? 2 шаг Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой ? 4 шаг Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью?

Слайд 31

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 4: Рефлексия учебной деятельности Компоненты урока Традиционный урок Урок современного типа Анализ результатов деятельности По итогам выполненной работы учащимися учитель проводит с ними работу над ошибками Учащиеся сами формулируют возникшие затруднения Соотнесение результатов деятельности с поставленной целью урока Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку своей деятельности (самооценивание, взаимооценивание) Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует домашнее задание (чаще одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем, с учётом индивидуальных возможностей, или сформулировать задание самостоятельно

Слайд 32

РЕФЛЕКСИЯ Посмотри на меня Было трудно… Почему? Результат, который бы я хотел получить в будущем Было легко… Мне помогло…

Слайд 33

Стратегия современного урока Удивление Познавательная деятельность Интерес Открытие РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 34

Условия современного урока: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОМФОРТ творчество

Слайд 35

Как готовиться к уроку по ФГОС ООО? Шаг 1. Целеполагание: - поставить цели урока с учетом формирования УУД - выделить в содержании учебника обязательный программный минимум, который должны усвоить все ученики Шаг 2. Проектирование урока по технологической карте: - выявить понятия минимума и максимума в учебном материале - продумать проблемную ситуацию, главный вопрос урока , набор важнейших вопросов для диалога с учениками, задания продуктивного типа - включить резервный материал для дополнительного изучения на уроке - продумать форму рефлексии для учащихся на уроке Шаг 3. Рефлексия учителя: - соотнести планируемые результаты урока с поставленными целями - оценить возможные риски деятельности учащихся и учителя на уроке

Слайд 36

Что такое технологическая карта урока? Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса и помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС, системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе урока.

Слайд 37

Структура технологической карты 1 этап. «Самоопределение к деятельности. 2 этап. «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности». 3 этап. «Постановка учебной задачи». 4 этап. «Построение проекта выхода из затруднения». 5 этап. «Первичное закрепление». 6 этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». 7 этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)».

Слайд 38

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК развитие школьников в процессе обучения активная деятельность детей: работают все и работает каждый проблемность: маленькое открытие каждый день диалог; учёт разных мнений; вариативность творчество учителя и творчество детей интерес детей к учению, их желание учиться освоение детьми способов действий самостоятельность учащихся сотрудничество школьников друг с другом и с учителем индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам чёткость целей и ориентация на достижение результатов связь с жизнью, решение практических задач воспитание личности.

Слайд 39

СОЗДАЙТЕ «БЕЛЫЙ СТИХ» ПО НАШЕЙ ТЕМЕ ЗАДАНИЕ «СИНКВЕЙН»

Слайд 40

СИНКВЕЙН Урок Современный, технологичный Развивает, совершенствует, организовывает Залог успешного развития ученика Поиск Урок Традиционный, творческий Мотивирует, воспитывает, обучает Позволяет применить знания на практике Мастерство

Слайд 41

Современный урок не только вооружает учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить. Все, что происходит на уроке, должно вызвать у школьников искренний интерес.

Слайд 42

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н.Рыленков

Слайд 43

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. (Плутарх)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы современного урока (теория)

В работе представлены основные этапы проведения современного урока....

Презентация. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают...

Педсовет "Проектирование урока в деятельностной парадигме в контексте реализации требований ФГОС"

Педагогический совет по теме «Проектирование  урока в деятельностной  парадигме в контексте  реализации  требований  ФГОС»  Цель: спроектировать учебное за...

Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Рефлексия является одним из обязательных  этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...

Этапы современного урока

Текстовое выступление плюс презентация. Раскрываются особенности современного урока с Учетом требований ФГОС...

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...