«Современные образовательные технологии на уроках английского языка и внеурочной деятельности при формировании УУД»
методическая разработка на тему

Лариса Алексеевна Шемякова

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_.docx131.94 КБ

Предварительный просмотр:

             «Современные образовательные  технологии   на        уроках        английского        языка         и  внеурочной деятельности  при       формировании УУД»

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности ―универсальных учебных действий‖, обеспечивающих компетенцию ―научить учиться‖. Именно об этом идет речь в стандартах нового поколения.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности: математическая, коммуникативная, информационная, автономизационная, социальная, продуктивная, нравственная.

  • сожалению, на сегодняшний день можно говорить пока ещѐ о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ. Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен


школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям. Вот  почему  перед  школой  остро  встала  и  в  настоящее  время  остаѐтся

актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Понятие универсальных учебных действий

Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся

  • широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путѐм сознательного и активного присвоения нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия,

открывающие возможность широкой ориентации учащихся,— как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»

Виды и функции универсальных учебных действий

  • составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить пять блоков:

– личностный;

– регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

– познавательный;

– знаково-символический;

– коммуникативный

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:


 самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность

  • волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;


  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками  –

определение целей, функций участников, способов взаимодействия;


  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий

партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Знаково-символические УДД включают в себя:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель,

где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

  • преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.


УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать все условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: применять эффективные формы организации обучения и образовательные технологии, создать эффективную информационно-образовательную среду.

  • связи с этим на сегодняшний день является важным вопрос об использовании современных образовательных технологий обучения для формирования УДД.

Гузеев В.В. определяет понятие «образовательная технология» следующим образом: «Дадим определение образовательной технологии. Итак, пусть буквами ПРО обозначено некоторое представление о том, что должен знать, уметь, понимать, представлять, ценить учащийся на выходе из данного периода обучения (блок уроков, четверть, семестр (пер. 8-9 с.), год и так далее). Обозначим ТС текущее состояние ученика, представление о котором мы смогли составить для себя. Тогда имеется, очевидно, некоторый набор моделей обучения M1, M2, ... , Мn., уменьшающих разницу ПРО\ТС. Задача педагога — уметь выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы. Алексеев Н.Г. под образовательной технологией понимает комплекс, состоящий из:

  • некоторого представления планируемых результатов обучения,

  • средств диагностики текущего состояния обучаемых,

•набора моделей обучения,

  • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Современным образовательным технологиям должны быть присущи следующие характеристики:

  • Гуманность:  технологии  должны  улучшать  качество  жизни  людей,

например, качество образования.

  • Эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.

  • Наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное обоснование,

отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.

  • Универсальность:   технологии   должны   иметь   широкое   применение,

например,  одна  и  та  же  технология  должна  быть  применима  для  преподавания


разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.

  • Интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга.

  • педагогическом процессе и в воспитательной деятельности следует применять различные виды образовательных технологий. Особенно важно это при обучении иностранному языку. Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается привитие интереса к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своѐ творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам

  • настоящее время в образовательном процессе, как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности, можно выделить следующие образовательные технологии:

Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать – воспитывать – развивать. Одним из таких методов является технология личностно-

ориентированного обучения, направленная на интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества,

познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна.

По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на: монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и итернет-проекты.

Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В


общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнѐров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать еѐ с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих школьникам применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаѐтся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даѐт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объѐмом

предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

  • своей практике, в рамках модуля «Education» учащимся 11-го класса было предложено подготовить презентацию о системе образования в разных странах.

Каждый учащийся выбирает какую-то конкретную страну, самостоятельно изучает справочный материал по теме «система образования» этой страны, готовит презентацию и в качестве раздаточного материала каждый студент в группе получает таблицу, которую необходимо заполнить в процессе подготовки презентации или по ее окончании. Таблица имеет следующую структуру (на примере Англии):

Common

features

Differences

in

in  education  of

Russia

education   of   Russia

and

and England

England


Время презентации не более 5 минут. По окончании выступления всех учащихся у каждого ученика на руках должна быть таблица сравнительно-сопоставительного анализа по каждой из представленных стран. Финальная часть занятия предполагает общее обсуждение по каждой из стран, где заслушиваются результаты работы всех учащихся, основанные на заполнении таблиц. Дискуссия предполагает высказывание как аргументов «за», так и «против» каждой из высказанных точек зрения. Итогом работы должно стать единое «решение», основанное на общих выводах и аргументах, представленных в классе. Таким образом, в процессе обсуждения класс должен прийти к компромиссу, который и будет «решением» проблемной ситуации, а соответственно, и реализацией цели, поставленной на занятии.

Можно выделить следующие положительные черты данной формы организации занятия по обучению иностранному языку:

  1. Форма работы и сопутствующие ей задания, описанные выше, дают учащимся возможность познакомиться с образовательными традициями и культурными особенностями народов разных стран в контексте сравнения с традициями и особенностями образования России. Таким образом, путем дискуссии

  • поиска общих точек соприкосновения, данная форма организации занятия позволяет прийти к общему мнению, тем самым, создать ситуацию коммуникации на иностранном языке с последующим решением поставленной задачи (проблемы).

  1. Выполнение задания (в частности заполнение таблицы) по мере восприятия презентации является эффективным заданием (note-taking), направленным на восприятие иностранной речи на слух с использованием опор, и задействует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез информации, вычленение главного и второстепенного в воспринимаемом материале.

  1. Ведение дискуссии на иностранном языке, аргументация разных точек зрения, оппонирование и подведение итога обсуждения позволяет эффективно развивать умения говорения на иностранном языке (как монологические, так и диалогические).

  1. Данная форма работы дает возможность учащимся совершенствовать навыки как самостоятельной (индивидуальной) работы, так и работы в группе.

  1. Необходимость представления результата индивидуальной работы в форме презентации способствует развитию у учащихся умений создания презентации с


использованием различных технических средств, а также знания правил представления презентации перед аудиторией.

  1. Начальный этап выполнения задания (поиск информации, ее анализ и синтез) способствует развитию общеязыковых навыков работы со справочным материалом.

  • рамках обучения английскому языку по различным темам в 10-11 классах эффективно использование и краткосрочных групповых проектов. Во время изучения модуля Mass media учащимся было предложено создание газеты-плаката

(News-poster), на котором должны быть представлены новости школьной жизни. При выполнении проекта ставились такие обучающие задачи, как

систематизация лексики по предложенным темам и формирование лексического запаса по английскому языку, развитие коммуникативных умений. Первая задача выполнялась в процессе отбора материала для заданий, вторая – при презентации газеты.

Проект занял в общей сложности около 2 академических часа, без учета самостоятельной работы учащихся. Результат был представлен в форме газет – плакатов.

Соревнования между группами не было, т.к. все работали над одним общим проектом. С самого начала дети были ориентированы на то, что итоговая оценка будет зависеть от усилий каждого.

Этот метод дает положительные результаты на всех ступенях обучения. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.

Метод обучения в сотрудничестве.

Основные принципы:

а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку; б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

в) оценивается работа всей группы;


г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

Варианты обучения в сотрудничестве:

Student team learning (STL, обучение в команде). Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения.

б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми.

Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон

  • 1978 году и назвал его Jigsaw («Ажурная пила»). В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по

4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды

ответить        на        любой        вопрос        по        данной        теме.

Еще один вариант обучения в сотрудничестве – learning together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.

  • процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу.


Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.

Этот метод является базисным при разработке проекта. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даѐтся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни. Учителю же эта система дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.

Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути. Она получила развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира и поэтому довольно разнообразна в своих вариантах. Однако при всем разнообразии существуют основные принципы обучения в сотрудничестве.

После первого опыта использования метода обучения в сотрудничестве, становится, очевидно, что учащиеся ведут себя более активно. Слабые ученики почувствовали уверенность в собственных силах. Они осознают свою значимость: и от их усилий зависит успех всей группы. Полученная в итоге положительная оценка стала результатом усилий каждого ученика и послужила стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, к совместному труду и к учению вообще.

Технология обучения в сотрудничестве предусматривает использование таких активных форм, как диспут, пресс-конференция, дискуссия, ролевая игра, игра.

Методика проведения диспута

Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Например, данная форма работы может быть предложена как итоговый урок в 8 классе по теме ―Телевидение - за и против!‖

Обучающимся даѐтся 15 минут для подготовки к участию в диспуте ―Телевидение - за или против‖ . 1 группа просматривает и выбирает позитивные


утверждения, связанные с миром телевидения, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта или опыта других людей.

3 группа (самая малочисленная 2-3 человека) готовит плакат с названием темы, значок для ведущего, вывешивает табличку с фразами на английском языке, например: Согласен,/ не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др.

Роль ведущего не только начать и завершить работу диспута или представить стороны оппозиции, но и быть связующим звеном, задавать вопросы, уметь направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог.

Методика проведения урока “Пресс-конференция”

Все обучающиеся делятся на 3 группы по принципу лотереи.

1 группа – гости (из США, Великобритании…)

2 группа – представители прессы (газет, журналов), участники конференции

3 группа – редколлегия. Выбирается ведущий (учитель или наиболее подготовленный ученик). Даѐтся 15-20 минут на подготовку:

  • 1   группа   просматривает   и   повторяет   материал   пройденной   темы,

выписывает отдельные слова, фразы.

 2 группа готовит интересные вопросы приглашѐнным гостям (приветствуются вопросы, заданные с юмором, вопросы личностно– ориентированного характера и вопросы, требующие ответа с опорой на знания учащихся, выходящие за рамки программного материала учебника).

  • 3 группа подготавливает значок для ведущего (с Ф.И.), таблички с данными для гостей, таблички с названиями журналов / газет и приветственный плакат

―Добро пожаловать в Россию!‖ или Приветствуем участников конференции!‖ и т. д. Остальные 20 минут длится сама конференция. Ведущий открывает

конференцию, называет тему, цели, представляет гостей и названия издательств, представители которых участвуют в работе. Он же закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итоги.

Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.

Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.


Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств учащихся, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию.

Примерные темы групповых дискуссий:

  1. Is protection of the environment an important problem today?

  1. Should women work outside the home?

  1. An ideal family - fact or fiction?

  1. Is mass media a reflection of society?

  1. Television is a source of education and pleasure, isn’t it?

  1. ―He who loves not his country can love nothing.‖(Byron)

  1. Is education so important for the good of society?

Пример ролевой игры. «The Jury»

Цель: развитие диалогической речи учащихся, умения ориентироваться в различных ситуациях.

  1. На  основе  пройденной  темы  ―  The  judicial  system  of  the  USA‖  и

прочитанного текста «To kill a mockingbird» проводится беседа с учащимися справедливости судебной системы в разных странах, о том, виновен ли герой прочитанной книги, о трудностях работы адвоката, судьи, прокурора, об ответственности Суда присяжных.

  1. Распределение ролей между учащимися

Учащиеся вместе с учителем распределяют роли для сцены суда над обвиняемым героем книги Харпер Ли «Убить пересмешника». Выбирается один судья, один прокурор, один адвокат, обвиняемый, несколько свидетелей и члены суда присяжных. Ученик заранее готовят свою речь в зависимости от позиций, занимаемых ими на суде. Разбирается некоторый теоретический материал (например, текст клятвы перед дачей судебных показаний), повторяется юридическая лексика.

  1. Проведение судебного заседания.

  1. Рефлексия

В качестве примера игры можно привести следующий пример.

Игра : Помоги однокласснику.

Цель: формирование связного монологического текста и соответствующих навыков и умений.

Ход игры: 2-х учеников просим выйти и подождать за дверью несколько минут. В это время все учащиеся быстро читают текст « A barking dog doesn`t bite». Далее учащимся предлагается помочь одноклассникам, которые не смогли прочитать текст и находятся в это время за дверью. Одного из учащихся просим


войти в кабинет. Ученик, прочитавший текст, ( по желанию) рассказывает его своему однокласснику, а остальные учащиеся внимательно слушают. Далее ученик прослушавший рассказ выходит снова за дверь и пересказывает услышанный рассказ своему другу. Через несколько минут второй учащийся, который был за дверью, попытается рассказать то, что он услышал от своего друга. Учащиеся прослушивают рассказ (как правило, в нѐм очень много неточностей и пропусков). Учащийся из класса рассказывает текст ещѐ раз и обращает внимание на пропуски и ошибки.

В настоящее время в процессе обучения английскому языку является важным применение информационных технологий на уроках английского языка.

Информационные технологии обучения – это совокупность знаний о способах и средствах организации обучения в условиях применения современной техники, а также сам процесс обучения в условиях ее применения. Техническими

средствами НИТО являются компьютеры, аудиовидеотехника и телекоммуникационная техника.

Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий (информационных), экономики, PR-технологий. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований.

Известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранных языков С.Г. Тер-Минасова отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функционально: «Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства».

  • такой ситуации проблема использования эффективной методики преподавания иностранных языков в школе представляется крайне важной.

Необходимо привитие интереса к предмету. Ещѐ Аристотель вывел знаменитую триаду преподавательской этики, которая как нельзя лучше соотносится с современными требованиями: логос – качество изложения, пафос – контакт с аудиторией, этос – отношение к окружающим. Это правило справедливо и для оратора, и для актѐра, и для преподавателя, чья роль подразумевает и два первых образа.


Для реализации задач коммуникативного подхода к обучению иностранному языку недостаточно владеть лексикой, грамматикой, фонетикой, необходимо располагать лингвострановедческими и паралингвистическими средствами языка. К ним относятся реалии стран изучаемого языка, а также различные коммуникативные движения (жесты, мимика и пр.), которыми носители языка могут дополнять и заменять речевые действия. Следовательно, эти средства информации, особенно имеющие национальную окраску, должны наряду с вербальными войти в практику преподавания иностранных языков.

Использование аутентичных видеокурсов.

Один из способов – использование аутентичных видеокурсов и видеоаппаратуры с еѐ многочисленными полезными функциями, дающими преподавателю возможность применять различные технологии в работе с видеофильмами. Именно они помогают моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка. При драматизации (одна из технологий работы с видеокурсом) дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся быть речевыми партнѐрами, т.е. совершенствуют коммуникативные навыки через общение на иностранном языке .

Доступный аутентичный видеокурс "Muzzy in Gondoland” – мультипликационный видеокурс о дружелюбном чудовище из космоса. На земле он встречает новых друзей: короля и королеву, принцессу Сильвию и смелого садовника Боба. Ещѐ один персонаж Норманн, живущий в башне с часами, появляется, чтобы объяснить наиболее трудные моменты иностранного языка. Данный видеокурс соотносится с программным материалом начальной школы и 5-го класса.

  • средней школе рекомендуется использовать в качестве инструмента психологической разгрузки "BBC Essential English Guide to Britain” – насыщенный информативный видеокурс о путешествии молодой пары по Британии. Он даѐт полезную практическую языковую информацию и расширяет фоновые знания,

связанные с историей, культурой, искусством, географией страны.

"Follow me” многоцелевой курс, охватывающий диапазон от начального уровня (1 – 30 уроки) до уровня свободного общения на бытовые темы (31 – 60 уроки). Он включает в себя развлекательные, драматические, документальные эпизоды.

"Family Album, USA” на примере семьи Стюарт знакомит с современной американской культурой, традициями, взаимоотношениями между людьми, привлекая внимание к особенностям американского варианта английского языка.

"Everyday conversation in English” рассказывает о впечатлениях зарубежного студента, приехавшего в Британию и поселившегося у семьи Харрисон.


Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

  • учѐт возрастных особенностей;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

  • связь теории с практикой;

  • доступность и наглядность;

  • включение в активную жизненную позицию;

–  единство и целостность партнѐрских отношений всех субъектов социума.

Выше мы рассмотрели некоторые виды образовательных технологий. Важно отметить, что данные образовательные технологии применяются как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

  • заключение нужно отметить, что развитие школы, прогресс в отдельных направлениях еѐ работы могут осуществляться только как инновационный процесс.

  • настоящее время необходима замена устаревших и неэффективных средств новыми и более эффективными, использование новых идей, технологий.


Литература

–Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень,

1997.

– Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

– Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. – М., 2006.

Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. — СПб., 2007.

Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика. – М., 2000.

– Гадамер Х.-Г. Текст и интепретация // Герменевтика и деконструкция / под ред. Штагмайера В., Франка X., Маркова Б. В. – СПб., 1999.

– Гайнуллина Р.А. Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе. – Спб., 2010

– Голубева С.П. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка. – Английский язык. – 1 сентября //№12, 2006.

–Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C.

8] [Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.:

Знание, 1989. -80 с. —(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)]

–Данилъчук В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. Личностно-

гуманитарная парадигма. – Волгоград, 1996.

Занько С. Ф., Тюников Ю. С, Тюникова С. М. Игра и учение: в 2 ч. – М., 1992.

– Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.

Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

–Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — М., 1998.

– Косачѐва И., Косачѐва Ю. Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку. – Английский язык. – 1 сентября //№3, 2006.

– Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку. – Иностранные языки в школе. //№8, 2005.

–Психолого-педагогические   проблемы   профильного   обучения   школьников:   сб.   научно-

методических материалов. – Ставрополь, 2004.


  • Сериков В.В. ―Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.:

Издательский центр ―Академия‖, 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному.

– М., 2005.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — М., 1993.

– Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования // Библиотека журнала ―Директор школы‖. – 2000. – Вып. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вопросы межкультурной коммуникации и социокультурной компетенции на уроках английского языка и внеурочной деятельности».

На сегодняшний день среди многообразия социальных процессов, главенствующая роль отводится коммуникации как необходимому элементу взаимодействия отдельных людей, групп, и даже целых государств. В хо...

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка и внеурочной деятельности

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка и внеурочной деятельности...

Статья Использование ИКТ и игровых технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности

В статье описан опыт использования приложения Kahoot и Plickers на уроках английского языка...

Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.

В статье сделан обзор  условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...

Использование интерактивной технологии Plickers на уроках английского языка и внеурочной деятельности.

План-конспект открытого урока английского языка с использованием интерактивной технологии Plickers на уроках английского языка. Тема урока: travel around the city. 5 класс, УМК "Spotlight"...