Диагностика предметной одаренности.
статья (5 класс) на тему
Как провести диагностику предметной одаренности учащегося. Вопрос волнующий каждого педагога. В этой статье я сделала попытку ответить на него. Статья расчитана на педагогов набирающих пятые классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика предметной одаренности по математике
Т. А. Гисс
МБОУ « Азовская гимназия»
Развитие предметной одаренности – это прежде всего развитие такого типа мышления, при котором человек может быстро перестраиваться, осваивать новое. Математические способности изначально опираются на абстрактное, теоретическое мышление. Первые шаги к нему закладываются в работе с детьми, умеющими мыслить нестандартно, творчески. Эти навыки необходимо формировать у детей, восприимчивых к нестандартным вопросам, готовых самостоятельно искать пути решения трудных задач.
В своей практической деятельности на протяжении нескольких лет я веду работу по определению оптимальных условий и конкретных методов развития предметной одаренности учащихся.
Мною разработан алгоритм действий, который позволяет путем диагностирования обученности, обучаемости и остаточных знаний по предмету выявить потенциально одаренных детей с математическими способностями, организовать по мере их взросления и продвижения в освоении образовательной программы систему сопровождения (творческого взаимодействия), основной целью которой является развитие собственно предметной одаренности.
Диагностика математической одаренности имеет, прежде всего, комплексный характер, что позволяет в первом приближении увидеть особенности мышления, «изюминку» каждого ребенка.
Начиная с пятого класса, необходимо проводить диагностику уровня обученности, обучаемости и остаточных знаний по предмету. Была разработана следующая система: на первом этапе проводится проверка вычислительных навыков (выполнение всех действий, порядок выполнения действий, знание таблицы умножения и другие нюансы). Для проверки пространственного мышления предлагается четвертая задача. Выполняется небольшая (на 10 – 15 минут) контрольная работа. Предлагаю примерный вариант.
Вычислите:
а) 1463 + 748; б) 4767 – 478; в) 504 * 35; г) 1023 : 11; д) 38 – 26 + 4 * 3
2. Выразите:
а) в часах 20 минут; б) в метрах 6 км 12 м.
3. Решите уравнение: 6 ( х + 3) = 24
4. Начертите куб со стороной 2 см.
а) вычислите площадь граней куба;
б) определите количество невидимых граней.
Далее идет проверка умений решать различные виды задач (в том числе и логических).
- С одного дерева собрали 22 кг яблок, а с другого на 14 кг больше. Все яблоки разложили в ящики по 9 кг в каждый. Сколько ящиков потребовалось?
- Из двух портов навстречу друг другу вышли два теплохода и встретились через 3 часа. Скорость первого теплохода 24 км/ч., второго 26 км/ч. Какое расстояние между портами?
- Во дворе находятся куры и поросята. У них 14 ног и 5 голов. Сколько было кур и поросят?
Следующие задания помогут выявить всю глубину понимания теоретического материала, а также умение анализировать математические предложения. Учащимся предлагается заполнить таблицу с вопросами.
Вопрос | Ответ учащегося |
В числе 72 803 655 назовите разряд, в котором стоит наибольшая цифра. | |
Выразите в метрах: 41км 93м | |
Определите, насколько увеличится двузначное число, если к нему слева приписать 2. | |
Верно ли, что 101>10001? | |
Может ли двузначное натуральное число быть меньше 11? | |
Замени звездочки двумя одинаковыми цифрами так, чтобы данное неравенство было верным: 2995<*10*<4104 | |
Может ли натуральное число быть меньше 1? | |
Назовите число, которое при сложении с нулем дает в сумме 212. | |
Может ли сумма двух чисел равняться их разности? | |
Назовите число, которое при сложении с данным натуральным числом дает в сумме натуральное число, следующее за ним. | |
Верно ли, что в числе 376 908 455 сумма цифр класса миллионов больше суммы цифр класса единиц? | |
Может ли частное от деления числа на себя равняться нулю? | |
Может ли остаток при делении числа на 18 равняться 20? | |
При делении некоторого числа на 8 получили остаток 2. Каким будет остаток от деления на 8, если данное число увеличить на 9? | |
Может ли в примере, не содержащем скобок, сложение выполняться раньше умножения? | |
Верно ли, что если площади двух прямоугольников равны, то их периметры также равны? | |
Верно ли, что две фигуры, имеющие равные площади, равны? |
Особенностью данных диагностических проверочных работ является то, что их можно использовать на этапе завершения начальной школы , независимо от того, по какой системе, программе, учебно –методическому комплекту обучались дети в начальной школе. Такая система проверки мне дает возможность проанализировать различные качества ученика (знания теоретического материала, мышление, глубину понимания и др.)
Известно, что решение задач – одно из основных средств математического развития школьников. Развитию математического мышления учащихся, повышению их интереса к занятиям способствуют прежде всего так называемые « красивые задачи». В ходе решения таких задач я заметила закономерности, проявляемые в рассуждениях и предлагаемых различных способов решения. Эти выводы помогают мне строить объяснение для учеников разными способами. Проиллюстрирую данную методику.
Учащимся предлагается исключить из данного ряда фигур лишнюю и обосновать свой ответ.
Дети с ведущей топологической подструктурой исключают фигуру 5 на том основании, что она находится вне замкнутого контура.
« Материалисты» (школьники, у которых ведущей является метрическая подструктура) исключают фигуру 4 (пять граней).
«Алгебраисты» выбрасывают фигуру 2 как единственную не цельную.
« Проективисты» убеждены, что логическую закономерность нарушает 3 фигура ( центр проектирования)
Фигуру 1 считают лишней дети с ведущей порядковой подструктурой (различие размеров).
Учитывая такие особенности, развиваю мышление детей в нужном направлении, « подбрасываю» задачи с наиболее очевидным для них условием. Создается ситуация успеха. Дети начинают « гореть», переходят на новый, более сложный уровень. Таким образом происходит развитие предметной одаренности ненавязчиво, формируется мотивация к дальнейшему развитию математических способностей.
Комплексный подход к диагностике математической одаренности позволяет простроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка и организовать полноценное сопровождение этого процесса.
Реалистичность такого подхода подтверждают результаты олимпиад по математике в 2017 году: двое учащихся 10-х классов стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, команда участников Всероссийской заочной олимпиады школьников «МИФ» из 6- классов стала призером (2-е место после команды из Москвы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2019/02/06/picture-16165-1549465949.jpg)
Диагностика детской одаренности.
Практическая диагностика детской одаренности представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-72057.jpg)
Методика проведения сравнительной диагностики предметных, метапредметных, личностных результатов обучаемости учащихся 5 класса
Данная методическая разработка содержит рекомендации для диагностики достижения предметных, метапредметных, личностных результатов учащимися 5-го класса в процессе изучения математики. (сентябрь-декаб...
Статья "Формы и методы диагностики успешности одаренных детей как средства развития мотивации в обучении"
Проблема работы с одаренными детьми волновала нас давно, но основательно наше МО гуманитарного цикла стало решать данную проблему в течение 3 последних лет. Дело в том, что в современном российс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-389656-1452712997.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТА
Организовать диагностику обученности учащихся по математике просто и удобно для всех участников процесса, можно с помощью специального сервиса в интернете – Сервиса проверки знаний учащихся. Использов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544169-1417665662.jpg)
Диагностика развития одаренных учащихся и психолого-педагогическое сопровождение процесса становления творческой личности в условиях КШИ.
Статья о диагностике одаренных обучающихся и и психолого-педагогическим сопровождением процесса становления творческой личности в кадетской школе интернат "Спасатель"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-711641-1447938314.jpg)
Диагностика предметных результатов по географии5 класс (А.А.Летягин) за 1 полугодие
Тест включает вопросы для проверки знаний учащихся по географии 5 класса в соответствии ФГОС с ответами (по учебнику А.А.Летягина)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-432615-1536744880.jpg)
Методические материалы "ТЕКСТОВЫЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
В работе описан один из возможных вариантов проведения диагностики предметных и метапредметных результатов по физике - текстовые практико-ориентированные задачи и система вопросов/заданий к ним; в раб...