Диагностика предметной одаренности.
статья (5 класс) на тему

Гисс Татьяна Анатольевна

Как провести диагностику предметной  одаренности учащегося. Вопрос волнующий каждого педагога. В этой статье я сделала попытку ответить на него. Статья расчитана на педагогов набирающих пятые классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostikaodarennosi.docx44.23 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика предметной одаренности по математике

Т. А. Гисс

МБОУ « Азовская гимназия»

        Развитие предметной одаренности – это прежде всего развитие такого типа мышления, при котором человек может быстро перестраиваться, осваивать новое. Математические способности изначально опираются на  абстрактное, теоретическое мышление. Первые шаги к нему закладываются в работе с детьми, умеющими мыслить нестандартно, творчески. Эти навыки необходимо формировать у детей,  восприимчивых к нестандартным вопросам, готовых самостоятельно искать  пути решения трудных задач.

        В своей практической деятельности на протяжении нескольких лет я веду работу по определению оптимальных условий и конкретных методов развития предметной одаренности  учащихся.

        Мною разработан алгоритм действий, который позволяет путем диагностирования обученности,  обучаемости и остаточных знаний по предмету выявить потенциально одаренных детей с математическими способностями, организовать по мере их взросления и продвижения в освоении образовательной программы систему сопровождения (творческого взаимодействия), основной целью которой является развитие собственно предметной одаренности.

Диагностика математической одаренности имеет, прежде всего, комплексный характер, что позволяет в первом приближении увидеть особенности мышления, «изюминку» каждого ребенка.

Начиная с пятого класса, необходимо проводить диагностику уровня обученности, обучаемости и остаточных знаний по предмету. Была разработана следующая  система: на первом этапе проводится проверка вычислительных навыков (выполнение всех действий, порядок выполнения действий, знание таблицы умножения и другие нюансы). Для проверки пространственного мышления предлагается четвертая задача. Выполняется небольшая (на 10 – 15 минут) контрольная работа.  Предлагаю примерный вариант.

Вычислите:

а) 1463 + 748;  б) 4767 – 478;   в) 504 * 35;    г) 1023 : 11;   д) 38 – 26 + 4 * 3

2.      Выразите:

        а) в часах 20 минут;     б) в метрах 6 км 12 м.

3.    Решите уравнение:    6 ( х + 3) = 24

4.    Начертите куб со стороной 2 см.

 а) вычислите площадь граней куба;  

б) определите количество невидимых граней.

Далее  идет проверка умений решать различные виды задач (в том числе и логических).

  1. С одного дерева собрали 22 кг яблок, а с другого на 14 кг больше. Все яблоки разложили в ящики по 9 кг в каждый. Сколько ящиков потребовалось?
  2. Из двух портов навстречу друг другу вышли два теплохода и встретились через 3 часа. Скорость первого теплохода 24 км/ч.,  второго 26 км/ч.  Какое расстояние между портами?
  3. Во дворе находятся куры и поросята. У них 14 ног и 5 голов. Сколько было кур и поросят?

Следующие задания помогут выявить всю глубину понимания теоретического материала, а также умение анализировать математические предложения. Учащимся предлагается заполнить таблицу с вопросами.

Вопрос

Ответ учащегося

В числе 72 803 655 назовите разряд, в котором стоит наибольшая цифра.

Выразите в метрах:  41км 93м

Определите, насколько увеличится двузначное число, если к нему слева приписать 2.

Верно ли, что  101>10001?

Может ли двузначное натуральное число быть меньше 11?

Замени звездочки двумя одинаковыми цифрами так, чтобы данное неравенство было верным:  2995<*10*<4104

Может ли натуральное число быть меньше 1?

Назовите число, которое при сложении с нулем дает в сумме 212.

Может  ли сумма двух чисел равняться их разности?

Назовите число, которое при сложении с данным натуральным числом дает в сумме натуральное число, следующее за ним.

Верно ли, что в числе 376 908 455 сумма цифр класса миллионов больше суммы цифр класса единиц?

Может ли частное от деления числа на себя равняться нулю?

Может ли остаток при делении числа на 18 равняться 20?

При делении некоторого числа на 8 получили остаток 2. Каким будет остаток от деления на 8, если данное число увеличить на 9?

Может ли в примере, не содержащем скобок, сложение выполняться раньше умножения?

Верно ли, что если площади двух прямоугольников равны, то их периметры также равны?

Верно ли, что две фигуры, имеющие равные площади, равны?

Особенностью данных диагностических проверочных работ является то, что их можно использовать на этапе завершения начальной школы , независимо от того, по какой системе, программе,  учебно –методическому комплекту обучались дети в начальной школе. Такая система проверки мне дает возможность проанализировать различные качества ученика (знания теоретического материала,  мышление, глубину понимания и др.)        

Известно, что решение задач – одно из основных средств математического развития школьников. Развитию математического мышления учащихся, повышению их интереса к занятиям способствуют прежде всего так называемые « красивые задачи».  В ходе решения таких задач я заметила закономерности, проявляемые в рассуждениях и предлагаемых различных способов решения.  Эти выводы помогают мне строить объяснение для учеников разными способами. Проиллюстрирую данную методику.

Учащимся предлагается исключить из данного ряда фигур лишнюю и обосновать свой ответ.

Дети с ведущей топологической подструктурой исключают фигуру 5 на том основании, что она находится вне замкнутого контура.

« Материалисты» (школьники, у которых ведущей является метрическая подструктура) исключают фигуру 4 (пять граней).

«Алгебраисты» выбрасывают фигуру 2 как единственную не цельную.

 « Проективисты» убеждены, что логическую закономерность нарушает 3 фигура ( центр проектирования)

Фигуру 1 считают лишней дети с ведущей порядковой подструктурой (различие размеров).

        Учитывая такие особенности, развиваю мышление детей в нужном направлении, « подбрасываю» задачи с наиболее очевидным для них условием. Создается ситуация успеха. Дети начинают « гореть», переходят на новый, более сложный уровень. Таким образом происходит развитие предметной одаренности ненавязчиво, формируется мотивация к дальнейшему развитию математических способностей.

          Комплексный подход к диагностике математической одаренности позволяет простроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка и организовать  полноценное сопровождение этого процесса.

          Реалистичность такого подхода подтверждают результаты олимпиад по математике в 2017 году: двое учащихся 10-х классов стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, команда участников Всероссийской заочной олимпиады школьников «МИФ» из 6- классов стала призером (2-е место после команды из Москвы).

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика детской одаренности.

Практическая диагностика детской одаренности  представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на...

Методика проведения сравнительной диагностики предметных, метапредметных, личностных результатов обучаемости учащихся 5 класса

Данная методическая разработка содержит рекомендации для диагностики достижения предметных, метапредметных, личностных результатов учащимися 5-го класса в процессе изучения математики. (сентябрь-декаб...

Статья "Формы и методы диагностики успешности одаренных детей как средства развития мотивации в обучении"

Проблема работы с одаренными детьми волновала нас давно, но основательно наше МО гуманитарного цикла стало решать данную проблему в течение 3 последних лет. Дело в том, что в современном российс...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТА

Организовать диагностику обученности учащихся по математике просто и удобно для всех участников процесса, можно с помощью специального сервиса в интернете – Сервиса проверки знаний учащихся. Использов...

Диагностика развития одаренных учащихся и психолого-педагогическое сопровождение процесса становления творческой личности в условиях КШИ.

Статья о диагностике одаренных обучающихся и и психолого-педагогическим сопровождением процесса становления творческой личности  в кадетской школе интернат "Спасатель"....

Диагностика предметных результатов по географии5 класс (А.А.Летягин) за 1 полугодие

Тест включает вопросы для проверки знаний учащихся по географии 5 класса в соответствии ФГОС с ответами (по учебнику А.А.Летягина)...

Методические материалы "ТЕКСТОВЫЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"

В работе описан один из возможных вариантов проведения диагностики предметных и метапредметных результатов по физике - текстовые практико-ориентированные задачи и система вопросов/заданий к ним; в раб...