Современные требования к качеству урока
учебно-методический материал на тему

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Меняются функции участников образовательного процесса. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.       

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные требования к качеству урока – ориентиры

на обновление содержания образования»

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Меняются функции участников образовательного процесса. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.       

Например. Сейчас в пятом классе проходим тему «Умножение и деление десятичных дробей».   задача с счетчиками    (например этой задачей можно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни)

Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.  Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое. 

(Проблемное обучение.   В связи с этим на уроке математики часто используют активные методы формирования знаний: проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские. учитель вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит учащихся к «переоткрытию» теорем, их доказательств, к самостоятельному формулированию определений, к составлению задач и т. д. В результате учащиеся включаются в активную, творческую, познавательную деятельность.)

 Так, перед изучением темы о сумме внутренних углов треугольника  предлагаю решить  такую задачу: «Построить треугольник по трем заданным углам: 

1. А=90°, В=60°, С=45°
2. А=70°, В=30°, С=50°
3. А=50°, В=60°, С=70°
Учащиеся, вооружившись линейкой и транспортиром, начинают строить треугольники. В первом случае, построив углы А и В и отложив угол в 45° от луча АС (или ВС, кому как нравится), ребята увидят, что вместо треугольника получается четырехугольник. Во втором случае независимо от того, какие первые два угла школьники выбирают для построения, всегда получается треугольник, третий угол которого либо больше, либо меньше заданного. И только в третьем случае выстраивается треугольник по трем заданным углам. По окончании уже можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов треугольника. 

Другой вариант (класс послабее). Первый ряд начертить остроугольные треугольники, второй – прямоугольные, третий – тупоугольные. Задание: найти сумму углов треугольника. Ребята измеряют, записывают данные измерений, складывают.

В 6-м классе при введении понятий простого и составного числа учащимся даются проблемные задания:

Начертите как можно больше прямоугольников площадью в 17, 36, 23, 42

квадратных сантиметров, длины сторон которых – натуральные числа. Сколько прямоугольников удалось начертить? Как вы это можете объяснить?

Представьте числа 17 и 23 в виде произведения различных натуральных чисел. Сколько множителей в произведениях?

Представьте числа 36 и 42 в виде произведения различных натуральных чисел. Сколько множителей в произведениях?

Ученики устанавливают, что числа 17 и 23 имеют в произведении два множителя, а числа 36 и 42 – более двух множителей.

Это даёт учащимся возможность высказать гипотезу о том, какие числа называются простыми, а какие составными.

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Элементы:

  • Включает элементы индивидуальной, парной, групповой работы
  • Учебная деятельность осуществляется путем общения в динамических (сменных) парах (группах)      Дети работают над обсуждением какой-либо задачи, примера или вывода какого-то определения, правила в паре с соседом по парте или в группах (по 2 парты)
  • Сотрудничество становится нормой обучения
  • «каждый учит каждого»
  • «каждый работает на себя и других»
  • Предварительная подготовка учеников-консультантов  В любом классе есть несколько человек, которые быстрее решают ту или иную задачу. Проверяю и уже эти ребята помогают мне работать с остальными (И охват больше и быстрее, и ребята своих одноклассников лучше понимают, и консультантам лишнее объяснение  не помешает) можно вспомнить и себя подпрограммы

 (коллективные способы обучения)

Очень нравится индивидуальная форма работы.

Индивидуализация обучения. Осуществление постоянной «обратной связи» для как можно более широкого опроса учащихся. На уроке должно иметь место закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащихся, упражнений в навыках и умениях, путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации. Вся классная работа у доски не решается, на местах. Проверяем задания, которые вызвали затруднения.

Экономить учебное время за счет ввода эффективных методов организации познавательной деятельности. Развивать поисковую деятельность как фактор стрессоустойчивости. Часть знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач, соответствующих возрасту, и при использовании соответствующих способов деятельности.

Например, 11 класс. Тема «Текстовые Задачи». Их несколько видов. По каждому виду ребята собирали информацию, изучали способы решения задач, подбирали задачи по каждому виду, готовили выступление в виде презентации, отвечали на вопросы одноклассников.

5 класс. Проектные работы. Тема «Нахождение части от числа и числа от части. Решение задач». Ребятам нужно было составить по 2 задачи разного типа, правильно решить их и оформить. Каждый зачитывал, затем обсуждали, подходит к этому типу или нет.

Элементы:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  • самостоятельная деятельность учащихся
  • использование исследовательских методов
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных
  • итоги, результаты, их оформление                               (метод проектов)

 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода  .рабочая тетрадь вопросы работа с книгой поиск ответов на вопросы,

Традиционно, конец урока предвещает постановку домашнего задания. Однако способы окончания урока также полезно разнообразить: ∙ путем подведения итогов; ∙ ознакомления учащихся с обобщающими выводами и идеями; ∙ привлечения исторических сведений; ∙ выполнения игровых упражнений; ∙ решения головоломок, кроссвордов, ребусов на математическую тему.  Очень нравится ребятам вот такого типа работа: на уроке прошли новую тему, и в конце урока минуты 2-3 ребята пишут все новые понятия, слова которые они слышали на уроке, связанные так или иначе с новой темой. Затем подсчитывают количество слов и проверяем относится это слово к новой теме или нет.

Свое выступление хочу закончить таким стихотворением:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

Разноуровневое обучение - для ученика отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям и способностям для усвоения учебной программы. Педагог-дирижер, а у каждого ученика своя партия.

Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Использовать игровые формы обучения.

Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом

Стремление заинтересовать учащихся, разнообразить ход урока ведут к тому, что учителя включают в урок различные игровые методики. В настоящее время игру используют при организации начала урока, при изучении нового материала, при организации контроля, при окончании урока. Часто проводятся и игровые уроки. 

Приведем пример использования элементов игры при организации контроля. Карточки для зачета по теме «Решение уравнений и координатная плоскость» несколько лет подряд проводили комбинированные зачеты по теме «Решение уравнений и координатная плоскость», для которых разработали карточки с индивидуальными заданиями. Например, в каждой карточке для 6-ого класса содержится несколько уравнений и пара чисел, одно из которых – буква. Ученики решают уравнение, находят соответствующую координату и строят соответствующие точки. Последовательно решая ряд уравнений, выстраивая точки и соединяя их, они получают рисунок. 

Приведу пример одной из карточек для 6-ого класса. 

Решите уравнения, и построить по точкам соответствующий рисунок. 
1. 6х+10=4х+12. (х;3) 
2. 7х+25=10х+6. (х;6) 
3. 3у+16=8у-9. (5;у) 
4. 0,4(6у-7)=0,5(3у+7). (5;у) 
5. 4(3-х)=7(2х-5). (х;8) 
6. 9,6-(2,6+х)=4. (х;8) 
7. 1,7-0,6а=0,3-0,4а. (-6;а) 
8. 17-4х=5-6х. (х;5) 
9. 2,8-3,2х=-4,8-5,1х. (х;6) 
10. 0,2(5х-2)=0,3(2х-1)-0,9. (х;3) 
11. 5м+27=4м+21. (м;-4) 
12. 4(1-0,5а)=-2(3+2а). (а;-7) 
13. 3у-17=8у+18. (4;у) 
14. 1-5(1,5+х)=6-7,5х. (х;-4) 
15. 2у-1,5(у-1)=3. (1;у) 

. Какие требования предъявляются к современному уроку:

•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

•    вывод делают сами учащиеся;

•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•    времясбережение и здоровьесбережение;

•    в центре внимания урока — дети;

•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;

•    планирование обратной связи;

•     урок должен быть добрым. Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники:

•    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

•    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

•    деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

•    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

•    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).  

 Требования к современному уроку

  1. Дидактические требования:
  1. чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, определение места в общей системе уроков;
  2. определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  3.  прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков,
  4.  выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля,
  5.  сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  6.  реализация на уроке всех принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.
  7.  соблюдение на уроке единого орфографического режима.  

2. Организационные требования.

1)  организационная чёткость, рациональное использование всех 45 минут урока;

2) чёткая постановка перед учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий     урока;

3) гибкая, но вместе с тем чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока.

4) использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).

 3. Психологические требования.

1). Психологическая цель урока: проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2). Стиль урока:

а) Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения,  выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения; учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников,

б) Особенности самоорганизации учителя: подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению; рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.); педагогический такт; психологический климат на уроке  (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

в) Организация познавательной деятельности учащихся: определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся; организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; закрепление результатов работы.

г) Учёт возрастных особенностей учащихся: планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся; проведение урока с учётом сильных и слабых учеников; дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

4. Гигиенические требования: температурный режим; освещение; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности; соблюдение правильной рабочей позы учащегося; соответствие классной мебели росту школьника.

 Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как — интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся. Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни! Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать умения учиться всю жизнь.

ВАССЕРМАН ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ - кандидат педагогических наук, профессор, директор ТОО Научно-внедренческий центр «Образовательный технопарк», научный консультант Фонда образования Нурсултана Назарбаева, эксперт по качеству в образовании при правительстве Республики Казахстан, г. Алма-Ата, Республика Казахстан  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к качеству образования

Что такое качество образования в современный период...

Пути развития УДОД в свете современных требований к качеству образования

В статье описан концептуальный подход к развитию учреждения дополнительного образования детей в свете современных требований....

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ УРОКА – ОРИЕНТИР МОДЕРНИЗАЦИЯ УРОКА

Каким же должен быть современный урок в условиях перехода к стандартам второго поколения?...

Современные требования к качеству урока - ориентир модернизации урока в рамках введения ФГОС ООО

В статье рассматриваются принципы педагогической техники на уроках, виды уроков, методические требования к уроку......

Современные требования к качеству урока ориентир модернизации урока.

Каким же должен быть современный урок в условиях настоящего времени? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необход...

Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы ...

Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования

Презентация выступления на семинаре: Современные требования к качеству урока – ориентир  модернизации образования...