СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ УРОКА – ОРИЕНТИР МОДЕРНИЗАЦИЯ УРОКА
материал на тему

Качаева Алёна Геннадьевна

Каким же должен быть современный урок в условиях перехода к стандартам второго поколения? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovetsovremennyy_urok.docx216.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

НА ТЕМУ:

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ УРОКА – ОРИЕНТИР МОДЕРНИЗАЦИЯ УРОКА

Подготовил

учитель трудового обучения:

Качаева Алена Геннадьевна

                                 

                                               2015год

Каким же должен быть современный урок в условиях перехода к стандартам второго поколения?

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Это урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Урок должен быть насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них должна вызывать у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Современный урок - это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Качество урока зависит от степени подготовленности класса и от педагогического мастерства учителя. Повышение эффективности каждого урока – залог повышения качества обучения и воспитания.

         Рассмотрим урок с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к

уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Используемые методы, приёмы, средства обучения, формы,педагогические технологии

Универсальные

Учебные

действия

Объявление

темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

(учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Ведение проблемного диалога

(автор технологии

Е.Л. Мельникова)

Познавательные

общеучебные,

коммуникатив

ные

Сообщение

целей и задач

Учитель формулирует и

сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Ведение проблемного диалога

(автор технологии

Е.Л. Мельникова)

Регулятивные

целеполагания,

коммуникатив

ные

Планирова

 ние

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны

выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Работа с картой урока, с плакатом  (н-р: интерактивный плакат в программе PowerPoint)

Регулятивные

планирования

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя

учащиеся выполняют ряд

практических задач (чаще

применяется фронтальный

метод организации

деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

(применяется групповой,

индивидуальный методы),

учитель консультирует

Групповая, парная,

индивидуальная -  формы организации деятельности учащихся.

Проведение игр и игровых упражнений.

Работа с учебником, с текстом по методу Веракса. Применение словарей,справочников ИК – технологий.

Познавательные,

регулятивные,

коммуникативн

ые

Осуществление контроля

Учитель осуществляет

контроль за выполнением

учащимися практической

работы

Учащиеся осуществляют контроль

(применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Работа по само- и

взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям,

образцам).

Регулятивные

контроля

(самоконтроля),

Коммуникатив

ные

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и

по итогам выполненной

работы учащимися

осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения

и осуществляют коррекцию

самостоятельно,

учитель консультирует, советует,

помогает

Использование памяток.

Организация взаимопомощи.

Коммуникатив

ные,

регулятивные

коррекции

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет

оценивание работы учащихся

на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности

по её результатам (самооценка,

оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).

Регулятивные

оценивания

(самооценивания)

коммуникатив

ные

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся,

что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Проведение рефлексии с применением: вопросов, анкет, изображением лиц, смайликов, цветовое изображение настроения,

приёма «ладошка»и др с учетом инд.особенностей.

Регулятивные

саморегуляции,

коммуникативные

 

       

       На практике применяю следующие технологии современного образовательного процесса.  

       Обучать детей планированию работы на уроке можно с помощью плаката (удобнее применять интерактивный плакат в программе Power Point). На плакате графически отображаются задания выполняемые на уроке.

Например: по теме «Отделка тканей. Ткацкие дефекты.» в начале урока рассматриваем с детьми плакат, материал учебника и определяем последовательность нашей работы.

Обучающиеся должны проанализировать предложенный учебный материал, выбрать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определить их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Педагогу следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др., продумать формы организации практической деятельности учащихся.

       Одной из технологий современного образовательного процесса  является метод позиционного обучения.

 Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса.

       Использую эту модель обучения учащихся для работы с текстами.

      Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса.

     Педагогическая идея метода – обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.

Основные задачи технологии:

  • конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  • коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
  • социально-ориентационная, воспитывающая гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

 В группе (1-5чел.) должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный, который включает:
  • подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,
  • глубокое изучение текста,
  • подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;

 2. Организационный:

  • деление учащихся на группы,
  • распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;

На данный момент в работе применяю роли:

 «Тезис» - задача обучающегося выделить и обосновать основные тезисы текста;

«Понятие» - задача определить основные понятия данного текста;

«Символ», «Ассоциация» - выразить понятия, содержащиеся в тексте с помощью визуального образа, представить символом.

        Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

     Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

    Составила банк приемов рефлексии для использования на уроках.

   

     В заключение хочется сказать. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Веракса, Н. Е. Модель позиционного обучения студентов / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.
  2. Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
  3. Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz/publ/21-1-0-93
  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006
  5. Хуторской А.В.. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
  6. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к качеству образования

Что такое качество образования в современный период...

Современные требования к качеству урока - ориентир модернизации урока в рамках введения ФГОС ООО

В статье рассматриваются принципы педагогической техники на уроках, виды уроков, методические требования к уроку......

Современные требования к качеству урока ориентир модернизации урока.

Каким же должен быть современный урок в условиях настоящего времени? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необход...

Современные требования к качеству урока

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Меняются функции участников образовательного процесса. Главное для учителя в новой системе образования – ...

Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы ...

Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования

Презентация выступления на семинаре: Современные требования к качеству урока – ориентир  модернизации образования...

Современные требования к качеству занятий – ориентиры на обновление содержания воспитания

Современное занятие – это, прежде всего занятие, на котором воспитатель умело использует все возможности для развития личности воспитанника, для формирования ее нравственных основ, совершенствуе...