Современные требования к качеству занятий – ориентиры на обновление содержания воспитания
статья (7 класс)

Шабалина Валентина Антонасовна

Современное занятие – это, прежде всего занятие, на котором воспитатель умело использует все возможности для развития личности воспитанника, для формирования ее нравственных основ, совершенствует коммуникативные навыки воспитанников, а приоритетной задачей ставит прочное усвоение практических знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Современные требования к качеству занятий – ориентиры на обновление содержания воспитания».

Современное занятие – это, прежде всего занятие, на котором воспитатель умело использует все возможности для развития личности воспитанника, для формирования ее нравственных основ, совершенствует коммуникативные навыки воспитанников, а приоритетной задачей ставит прочное усвоение практических знаний.

Каковы же требования предъявляемые к современному занятию?  

     Воспитатель должен спланировать свою деятельность и деятельность  воспитанников, четко сформулировать тему, цель, задачи занятия;

  - занятие должно быть проблемным и развивающим: воспитатель сам  нацеливается на сотрудничество с воспитанниками и умеет направлять  их на сотрудничество с воспитателем и одноклассниками;

    - воспитатель организует проблемные и поисковые ситуации,  активизирует деятельность воспитанников;

    - вывод делают сами воспитанники;

    - в центре внимания занятия – дети;

    - умение демонстрировать методическое искусство воспитателя;

    -  планирование обратной связи.

Основные требования к занятию:

1.Плановость ведения занятия. Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному плану.

2.Обязательное выполнение целей занятия. Занятие должно предусматривать глубокое, продуманное и в доходчивой форме изложенное воспитанникам.

3.Изложение должно вестись не только как готовая информация в форме объяснения с помощью иллюстрации, но и путем постановки воспитателем проблемы и раскрытия ее.

4.Структура занятия должна быть четкой со строгим переходом от одного этапа или элемента к другому.

5.На занятии должен осуществляться систематический и планомерный контроль за качеством знаний и умений.

6.На занятии обязательно должно иметь место закрепление вновь полученных знаний воспитанников как на теоретических, так и практических занятиях.

7.Технические средства и программированные устройства, имеющиеся в школе-интернате, должны быть использованы на занятии так, чтобы они расширяли и углубляли знания воспитанников, обеспечивали эффективность воспитательного процесса.

Требования к технике проведения занятий:

— занятие должно быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

— темп и ритм занятия должны быть оптимальными, действия воспитателя и воспитанников завершенными;

— необходим полный контакт во взаимодействии воспитателя и воспитанника на занятии, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

- доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

— по возможности следует менять виды деятельности воспитанников, оптимально сочетать различные методы и приемы.

Организационные требования к занятию:

— рациональное использование и распределение времени;

— общая организационная чёткость (своевременность, установка на деятельность,  дисциплинированность); логичность и эмоциональность всех этапов деятельности;

— творческий подход к формированию типа, вида, структуры занятия; гибкость и подвижность структуры занятия;

— оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы воспитанников на занятии;

— организация обратной связи с воспитанниками в процессе обучения;

— создание условий для продуктивной деятельности воспитанников на занятии;

— эффективное использование технических средств и средств наглядности;

— организация самостоятельной деятельности воспитанников.

На занятиях необходимо использовать современные воспитательные технологии:

Игровые технологии

Цель: Воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Методы и средства: Использование игры как метода диагностирования, коррекции, развития нравственных качеств, развития фантазии, креативности мышления, творчества, как средство создания ситуации успеха.

Практические действия:

Практическое вовлечение воспитанника в различные виды игровой деятельности: спортивной, интеллектуальной, развивающей, развлекательной. Применение игр - тренингов, игр - упражнений, игр – тренировок, игр логических, ролевых, стратегических, экономических исторических, приключенческих, деловых и пр.

Технология критического мышления

Цель: Формирование самостоятельного мышления. Развитие мыслительных навыков, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) формирование «человека думающего».

Методы и средства: систематизация материала (кластеры, таблицы, логические цепочки…предположения по опорным словам, методы активного восприятия нового (дневники, путевые журналы, маркировки и т.д.), стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»).

Технология рефлексивного воспитания

Цель: формирование и развитие общественного сознания ребенка, т. е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе общественных норм.

Методы и средства: Диалог педагога с внутренним «я» ученика, воспитанника.

Диалог ученика, воспитанника со своим внутренним «я».

Диалог педагога со своим внутренним «я».

Диалоговые технологии

Цель: овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога.

Методы и средства: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др.

Технология воспитания этической культуры

Цель: Показ приоритета духовности и культуры в ценностных ориентациях школьника.

Методы и средства: Методика этического диалога, учебная и внеурочная деятельность, создание ситуаций нравственного выбора.

Педагогика творчества

Цель: Воспитание творческой личности.

Методы и средства: Через создание творческих ситуаций (игровых, соревновательных, ситуаций заботы, исследовательских и пр.) Через средства искусства, различные предметы и явления окружающего мира, общечеловеческие нормы и ценности, правила окружающей действительности.

Педагогика успеха

Цель: Создание условий для полноценного развития школьника за счет удовлетворения его потребностей в самореализации и уважении.

Методы и средства: Создание ситуаций успеха в учебной и вне учебной деятельности, как средства духовного единения коллективов учителей, воспитателей, учеников и родителей.

Технология саморазвития личности школьника

Цель: Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности школьника.

Методы и средства: Дифференциация по интересам, личностный подход, индивидуальные программы, диалог, игровые методики, развивающие технологии, исследовательские методы, педагогика сотрудничества и т.д.

Владение воспитательными технологиями – одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога.

Вывод

Современное занятие – это:

    - занятие с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная  доска и т. п.);

    - занятие, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому  воспитаннику.

    - занятие, содержащее разные виды деятельности.

    - занятие, на котором воспитаннику должно быть комфортно.

    - занятие, на котором деятельность должна стимулировать развитие  познавательной активности воспитанника.

    - современное занятие развивает у детей креативное мышление.

    - современное занятие воспитывает думающего воспитанника-интеллектуала.

    - занятие предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и  увлеченности.

В заключение хочется сказать. Воспитатель призван быть творцом своих занятий. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если воспитатель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к качеству образования

Что такое качество образования в современный период...

Пути развития УДОД в свете современных требований к качеству образования

В статье описан концептуальный подход к развитию учреждения дополнительного образования детей в свете современных требований....

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ УРОКА – ОРИЕНТИР МОДЕРНИЗАЦИЯ УРОКА

Каким же должен быть современный урок в условиях перехода к стандартам второго поколения?...

Современные требования к качеству урока - ориентир модернизации урока в рамках введения ФГОС ООО

В статье рассматриваются принципы педагогической техники на уроках, виды уроков, методические требования к уроку......

Современные требования к качеству урока ориентир модернизации урока.

Каким же должен быть современный урок в условиях настоящего времени? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необход...

Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы ...

Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования

Презентация выступления на семинаре: Современные требования к качеству урока – ориентир  модернизации образования...