«Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на учёте, находящимися в «группе риска»
учебно-методический материал на тему

Пономарева Ирина Сергеевна

Индивидуальная работа социального педагога с учащимися, состоящими на учёте, находящимися  в «группе риска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_individualnaya_rabota_s_uchashchimisya_-_2018.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»

Методическое объединение воспитателей

«Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на учёте, находящимися  в «группе риска»

                                                                                        Подготовила

                                                                                                       Социальный педагог И.С.Пономарева

                                                                 ноябрь-2018 г.


«Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на учёте, находящимися

                         в «группе риска»

К категории детей «группы риска» относятся дети, не только  стоящие на учете внутри школы или в полиции, но склонные к правонарушениям, часто остающиеся без должного внимания родителей, не умеющие или не желающие подчиняться общепринятым нормам и правилам -  это дети из неблагополучных семей.

Под понятием дети « группы риска" подразумевают следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации .

Можно назвать  группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

К факторам риска относят:

медико-биологические (наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи,  безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

педагогические(отсутствие мотивации к обучению, педзапущенность, несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных видах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:

– изучение педагогами ,психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,

– посещение уроков с целью наблюдения за поведением

– посещение на дому с целью ознакомления с условиями проживания, контроля над условиями их семейного воспитания,  организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,

– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,

– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,

– вовлечение подростков в социально значимую деятельность, занятия в кружках, участия в  классных и школьных мероприятиях.

К категории детей «группы риска,требующей»контроля в нашей школе можновыделить   3 группы учащихся:

1) дети, имеющие отклонения в поведении и склонные к совершению противоправных поступков,

2) дети, совершившие правонарушения и стоящие на учете в ПДН,

3) дети, находящиеся в социально опасном положении (в неблагополучных семьях).

Работа с учащимися «группы риска» осуществляется в несколько этапов.

1 этап – сбор  полной информации о ребенке и его окружении. Это необходимо для поиска наиболее эффективного воздействия на ситуацию и изменению ее к лучшему. Для получения полной информации об ученике, его окружении и семье педагогами проводится наблюдение за поведением ребенка, посещение семьи на дому, организуется обследование ребенка у психолога.

Полный сбор информации о ребенке и его семье позволяет, выявить причины отклонений в поведении ученика, а значит, найти выход.

   Вся собранная информация фиксируется в индивидуальных картах детей «группы риска»,  в характеристиках, актах обследования жилищно-бытовых условий учащихся, в материалах психологической диагностики.

2этап – выполнение мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений и оздоровление социально опасной ситуации вокруг ученика. На этом этапе проводятся Советы профилактики, профилактические беседы  инспектора ПДН, вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность, постановка детей, находящихся в социально опасном положении,  их летнее время провождение, оказание им социальной помощи.

На втором этапе важную роль имеет вовлечение детей «группы риска» во внеурочную жизнь, повышение учебной мотивации. На сегодняшний день не занимается в кружках одна учащейся «группы риска» (Фрейнд), остальные учащиеся «группы риска» вовлечены во внеурочную деятельность.

3этап-когда ресурсы школьного воздействия на семью и ученика исчерпаны, мы начинаем обращаться к административным и правоохранительным органам с информацией, ходатайством о дальнейшей судьбе ребенка. Оформляются ходатайства и на районную комиссию по делам несовершеннолетних, подкрепленные информацией об уже проведенной профилактической работе с семьей и учеником. В данном учебном году было одно обращение в КДН по поводу пропусков уроков без уважительной причины учащегося 9 класса.

 Факторы, приводящие в «группу риска»: дисгармоничная семья;

                                                                 продолжительные заболевания,

                                                                тяжёлые травмы;

                                                                неблагополучная ситуация в

                                                                отношении подростка

В начале учебного года была проведена корректировка списка банка данных на детей «группы риска»:

 находятся под опекой детей -6 детей (Спицын А., Павлов В., Кобзева.Я., Бровкина Л., Аксменова Л., Маренкова Я.)

 детей инвалидов – 19

  малообеспеченных семей –14, всего детей- 16

 многодетных семей – 21, всего детей-30

состоящих на учете ПДН –5

 на внутришкольном учете – 6


Профилактика правонарушений: индивидуальная работа;

                                                          организация занятости во внеурочное время;

                                                         организация отдыха детей в период каникул;

                                                         

     

  Профилактика здорового образа жизни: анкетирование по выявлению

вовлечённости несовершеннолетних в употребление алкоголя, табакокурения:

 предупреждение насилия среди несовершеннолетних:

 профилактические беседы о здоровом образе жизни.

    Работа с родителями: участие в общешкольных родительских собраниях;

                                  индивидуальные беседы;

                                  анкетирование по выявлению проблем, взаимоотношений в семье

Ожидаемые результаты:

1. Осуществлять дальнейший контроль за посещаемостью учащимися «группы риска» учебных занятий.

2. Обеспечить 100-процентный охват учащихся «группы риска» внеурочной занятостью.

3. Продолжить взаимодействие с отделением по профилактике, КДНиЗП, ПДН, с целью улучшения качества профилактической работы с учащимися, предупреждения преступлений и правонарушений среди учащихся школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Организация индивидуальной работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте»

Доклад: " Организация индивидуальнойц работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте"....

индивидуальная работа с учащимся "группы РИСК"

методическиий материал в помощь классному руководителю, учитетелю-предметнику при работе со слабоуспевающими учениками....

Работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте

Статья в общих чертах описывает содержание профилактической работы с учащимися, поставленными на внутришкольный учёт....

план индивидуальной профилактической работы с учащимся, состоящим на вшу

План индивидуальной профилактической работы с учащимс, поставшенным на внутришкольный учёт...

Дневник индивидуальной работы с учащимися группы риска

Дневник индивидуальной работы с учащимися группы риска...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМСЯ «группы риска»

Цель: адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;             развивать адаптационные умения...

Статья «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска».

«Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска»....