Применение здоровьесберегающих технологий
статья по физкультуре по теме

Тюшкина Людмила Васильевна

Применение здоровьесберегающих технологий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ЕМЦ как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:

“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье.

Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.

Здоровье состоит из нескольких компонентов:

  • Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
  • Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
  • Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  • Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И.Ожегова).

В последнее время, наряду с этим определением, упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребенок-барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства.

Не правомерно винить только школу в неблагополучном состоянии здоровья детей, подростков.

Факторы, влияющие на здоровье детей

  • Экологические: Солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха.

80% детей с дефицитом развития проживают в зонах химического, радиоактивного загрязнения окружающей среды, вблизи промышленных предприятий, автодорог, железнодорожного полотна, в районах с высоким напряжением электромагнитного поля, т.е. в экологически неблагополучных регионах страны. В таких условиях особенно важно заниматься проблемой здоровья, учитывая особенности социально-экономических условий нашей действительности.

  • Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции);
    Большое значение имеет режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности выше.
  • Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.
  • Педагогические.
    К педагогическим факторам следует отнести:
  • Факторы внешней среды, способные оказать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, социальные, экономические и т.д.);
  • Факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;
  • Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки;
  • Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
  • Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;
  • Динамика хронической и общей заболеваемости;
  • Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
  • Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога);
  • Санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление и т.д.);
  • Двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);
  • Рациональное питание (меню и режим питания);
  • Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;
  • Стрессовая педагогическая тактика;
  • Интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются);
  • Не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • Нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);
  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (он не знает своего ребенка, его характера, наклонностей, интересов);
  • Функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
  • Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.);
  • Межличностные отношения между сверстниками;
  • Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т. п.);
  • Направления здоровьесберегающей деятельности (Из приложения к письму МО РФ от 26 августа 2002 г. № 13-51-104/13 заместителя министра Чепурных Е.Е.):
  • Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
  • Рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
  • Организацию рационального питания;
  • Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. И все это направлено на достижение личностного результата.  
     «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению
Н.К. Смирнова, « можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее сертификат безопасности для здоровья, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьясбережения». Это все те психолого - педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
     Здоровьесберегающая технология, по мнению
В.Д. Сонькина, - это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией  О. В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

  1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.
  3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  4. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
     В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Данные технологии должны удовлетворять
принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
•  
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
•  
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

 

   1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
    2.
Субъект - субъектные  взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся —  объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
    4.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
      5.
Успех порождает успех —  акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
     6.
Активность —  активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

7. Ответственность за свое здоровье —  у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная      Н. К. Смирновым (Н. К. Смирнов, 2006). Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования,  он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К данному виду технологий относится совместная деятельность педагога и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций и на внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий  -  создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это – и различные способы для выявления степени развития ребенка, его физических и душевных качеств, и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», учителей физической культуры – соблюдением  ТБ в урочной и внеурочной деятельности, а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

5.1. организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

5.2. психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса (учет индивидуальных и возрастных особенностей, чередование видов деятельности, применение рефлексии и др.);

5.3 учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

  • социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
  • лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий.

В числе главных недостатков современной системы образования в России, российской школы - ее авторитарность, доходящая в некоторых учебных заведениях и у некоторых учителей до деспотизма. Впрочем, это касается особенностей системы образования не только нашей страны. В попытках выстроить дисциплину, организовать учебный процесс, учителя и администрация школ неоправданно часто и интенсивно используют «административный ресурс». Понятие «заставить ученика» -из числа самых распространенных. Оно не всегда проговаривается вслух, но отношения учителя с учеником по большей части определяются именно этим глаголом. Чтобы удерживать дисциплину в классе на уровне, необходимом для проведения урока, обеспечить возможность учиться школьникам, которые хотят этого, от учителя требуется выдержка, самообладание, владение широким арсеналом педагогических приемов и коммуникативных техник. Иногда у педагога не достаточно профессионализма, технологической оспособленности, чтобы преодолеть отсутствие у школьников интереса к учебе, низкий культурный уровень, особенно в сочетании с высокой конфликтностью, агрессивностью, ощущением безнаказанности, неумением держать себя в руках, владеть своими эмоциями и т.п. В некоторых случаях неспособность соблюдать правила дисциплины, двигательная расторможенность, эмоциональная неуравновешенность нередко обусловлены органическими мозговыми или функциональными нервно-психическими отклонениями, в отношении которых педагогические методы бессильны. А таких подростков в классе бывает не один и не два... И здесь легко от требовательности перейти к принуждению, что не одно и то же! Возможность достичь положительного результата без принуждения учащегося и отличает настоящего педагога-профессионала от «просто учителя». Именно авторитарная позиция восполняет обычно нехватку профессионализма, энергетических и личностных ресурсов учителя, выполняя компенсаторную роль.

Негативные стороны авторитарной позиции известны: сковывается инициатива учащихся, снижается уровень проявления и развития              креативности, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса, как и во всех случаях, когда человек ощущает зависимость от другого. Длительное пребывание в такой ситуации приводит к            формированию протестных реакций, энергетика которых, постепенно накапливаясь, может стать причиной неожиданного всплеска агрессивности («немотивированная агрессия»). Воспитательное же воздействие психологического давления извне - формирование таких черт характера как неискренность, безынициативность, безответственность, застенчивость и т.п.

Негативное воздействие на здоровье также обусловлено и жестко навязанными извне ограничениями телесных проявлений учащихся: отмечено, что чем более авторитарен учитель, тем более скованными чувствуют себя на его уроке ученики. А это ограничивает возможности эмоционально-двигательных противовесов «монотонии», ускоряет наступление утомления и переутомления. Поэтому можно утверждать, что чем больше в школе и на уроках отдельных учителей проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени эта педагогическая технология может быть названа здоровьесберегающей.

Индивидуализация педагогических воздействий. Темпераментные характеристики - лишь небольшая часть индивидуальных особенностей ребенка, которые необходимо учитывать для того, чтобы педагогическая технология, субъектом воздействия которой он оказывается, не нанесла вреда его здоровью. Дополнительную диагностическую и методическую сложность представляет то, что черты характера и другие психологические особенности тесно спаяны с уровнем и качественными показателями состояния здоровья. Патогенные воздействия умеренной силы приводят сначала к нарушениям психологического здоровья (психолого-педагогический уровень), а затем могут трансформироваться в патологию медицинского характера - пограничные нервно-психические и другие функциональные расстройства, психосоматические заболевания.                       Раскрывая с разных сторон содержание ЗОТ и их связь с известными педагогическими технологиями, напомним, что фундаментальный принцип педагогической тактики состоит в том, что "не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен запросить ее у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача учителя - научить обучающегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

Во-первых, задавание вопросов - это проявление и тренировка познавательной активности, что связано с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья. Во-вторых, это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают). Наконец, в-третьих, это показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на успеваемости. Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности. Соответственно, по тому, как и какие вопросы задаются на уроке, можно судить об уровне профессионализма учителя. Полушутливая фраза о том, что «если вопросов не задают— это значит, что или всё понятно, или ничего не понятно», по сути — не верна. Это признак или безразличного отношения к полученной информации, или неуважения к ее источнику, или низкого уровня слушателей. В школе - и то, и другое, и третье - показатель недостаточной квалификации учителя.

Схематично, модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает 3 этапа. На первом учитель сообщает ученикам информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким расчетом, чтобы стимулировать (спровоцировать) вопросы учащихся. На втором этапе учащиеся задают вопросы. На третьем - учитель на них отвечает (если сможет!). Поощряется как задавание вопросов, так и попытки ответить на вопрос - чужой или свой собственный. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворенностью от урока как у учителя, так и у учеников. Все это - косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта указанной технологии.

Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. К сожалению, для использования их в повседневном учебном процессе необходима не только корректировка учебных программ, но и соответствующая подготовка педагогов. Фактически, это смещение традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических технологий. Именно этот вектор профессионального развития учителя позволяет ему не только получить удовлетворение от своей работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки (см. Приложение). Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз минимальна, если при этом не учитываются 3 условия. 1) Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.). 2) Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне. 3) Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Здоровьесберегающее образовательное пространство школы.

В структуре ЗПШ можно выделить несколько феноменологически близких явлений, которые в совокупности его и составляют. Образно это можно представить как шар, или сферу, динамично переливающуюся несколькими разными цветами, каждый из которых определяет какую-либо совокупность феноменов, как составную часть всей сферы (образная модель предложена М.В.Аносовой). Эти совокупности однородных феноменов, эти «подпространства» для удобства назовем соответствующими пространствами - экологическим, эмоционально-поведенческим, вербальным, культурологическим и др. Кратко опишем основные из них.

Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда. Ее воздействие на учащихся и педагогов не ограничивается теми сторонами, которые регламентированы СанПиНами - они известны и приводятся в соответствие с требованиями путем поддержания комфортной температуры и регулярного проветривания помещения класса. Но кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи, регламентация которых, кроме самой общей фразы, в СанПиНах отсутствует. В последние годы представления о воздействии запахов на человека оформились в новую науку - ароматологию и ее прикладную ветвь - ароматерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, в соответствием с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только сохранения и укрепления здоровья.

Эмоционально-поведенческое пространство здоровьесбережения школы - также являющееся составной частью ЗПШ, представлено совокупностью поведенческих  действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:

- уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

- характеристики эмоционально-психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также - в педагогическом коллективе школы;

- стиль поведения учащихся и учителя на уроке;

- формы и характер поведения учащихся на переменах;

- забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.

Главная задача школы, в том числе и на путях решения задачи здоровьесбережения, видится в том, чтобы направить свои усилия на формирование моды на речевую культуру (как составную часть общей культуры человека). Психолого-педагогические технологии для этого разработаны и  причисляются к здоровьесберегающим, так как принципы и программы этой работы по большей части совпадают с формированием моды на здоровье, как стратегического направления общегосударственной политики в области здравоохранения.

Культурологическое здоровьесберегающее пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели еще много столетий назад. В XX веке появились такие понятия и направления работы как «арттерапия», «библиотерапия», «музыкотерапия», «изотерпия» и т.п.       Ролевые игры и тренинги, хоровое пение, художественное оформление школы – это образовательные формы работы. Именно в этом смысле можно рассматривать возможность их использования в образовательных учреждениях.                           Если внеурочная воспитательная работа часто включает занятия сценических студий, секций изобразительного искусства, музыкально-хоровых кружков и т.п., то на уроках, кроме пения, такие формы учебной работы - исключение. Вместе с тем, определенную часть учебного материала, особенно по предметам гуманитарного цикла, можно трансформировать в формы и методы, присущие сфере искусства. Разыгрывание сценок исторических событий и литературных сюжетов - самый часто встречающийся на практике вариант интеграции сценического искусства, ролевых игр в уроки истории и литературы. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. Нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, в том числе при разрешении конфликтов, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с историческими, литературными или вымышленными героями - вот лишь краткий перечень психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков.

Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. И это не тождественно учебному курсу “основы анатомии, физиологии и медицинских знаний”. Поэтому выделяется понятие “здоровьеформирующие образовательные технологии” (ЗФОТ), понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Литература

  1. “Здоровьесберегающие технологии” И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.О. Соколова.
  2. “Игровые оздоровительные технологии” О.А.Степанова.
  3. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе” Н.К. Смирнов.
  4. “Обучение и здоровье” Киколов А.И.
  5. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы” Н.К. Смирнов, М.В. Аносова.
  6. Сайт Смоленского областного института развития образования.



Предварительный просмотр:

     Приложение 1

Физкультминутки.    

      Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - совокупности приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

       Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока с учетом валеологических требований.

Важно правильно организовать работу класса:

1. Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз.

2. Наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске.

3. Использовать на уроках физминутки, упражнения для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др.

В такой урок гармонично вписываются анимационные физминутки. При этом мастерство учителя в этом направлении складывается из следующих умений:

• составлять интересные анимационные физминутки, соответствующие возрасту учеников;

• привлекать внимание к изображению;

• учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников;

• грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;

• разнообразить анимационные физминутки, избегая шаблонности при их создании.

 Основные задачи физкультминутки: 

         1) снять усталость и напряжение;
         2) внести эмоциональный заряд;
         3) совершенствовать общую моторику;
         4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
         5) тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

       

 Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. 

         Рассмотрим несколько вариантов проведения физкультминуток.

1. Упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника «Имитации».

Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Для проведения физкультминутки используются упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника:

Упражнения:
1) «Черепаха»: наклоны головы вперед-назад.
2) «Маятник»: наклоны головы вправо-влево.
3) «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
4) «Сова»: поворот головы вправо-влево.
5) «Ёжик нахмурился» (плечи вперёд, подбородок к груди) → «Ёжик весёлый» (плечи назад, голову назад).
6) «
Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
7) «Тянемся – потянемся»: руки вверх, вытягиваем позвоночник.

2. Упражнение для рук

1) «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн.
2) «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем.
3) «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.

3. Упражнения для ног

Цель: профилактика застоя крови в нижних конечностях (целесообразна после длительной работы в положении сидя и стоя).

1) «С носка на пятку»: попеременно становимся на носки, затем на пятки (в положении сидя или стоя).
2) «Шаги (степ)»: ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
3) «Коленками рисуем круг»: прижимаем колени плотно друг к другу, ладони рук помещаем на колени и вращаем ими, делая круги сначала в одну сторону, затем в другую.
4) Приседание.

4. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения

а) Исходное положение – сидя на стуле.
1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

б) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-поворот головы направо; 2-исходное положение; 3-поворот головы налево; 4-исходное положение. Повторить 4-5 раз. Темп медленный. 

5.  Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

а) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями,   голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.

б) Исходное положение – сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе.
1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно.  Темп медленный.

в) Исходное положение – сидя, руки вверх.
1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 

6. Комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц туловища

а) Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову.
1-5-круговые движения тазом в одну сторону; 4-6-круговые движения тазом в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

б) Исходное положение – стойка, ноги врозь.
1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8-то же в другую сторону.

Повторить 5-6 раз. Темп средний.

7. Математическая гимнастика для глаз (варианты проведения физминуток для глаз на уроках математики)

90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения.

7.1.  Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты.

Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке.

На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и.т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете.

Во время физминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.

7.2.  Упражнения: «8», «знак бесконечности», «геометрическая зарядка».

Цель: снятие зрительного напряжения.

Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.

Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности .

8        ∞

Данное упражнение можно разнообразить в виде стихотворной инструкции:

Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!

7.3.  Упражнение «Цифровые таблицы».

Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений.

Таблица представляет собой разграфленный на несколько ячеек квадрат с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до n (max 25). При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета.

7.4. Комплекс упражнений для глаз:

1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

 

 

Приложение 2

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) 
(приложение к Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений») 
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук. 
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 
ФМ для снятия утомления с туловища. 
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 

Приложение 3

Гимнастика за компьютером (упражнения взяты с сайта «Vita - жизнь, здоровье и успех») 
1) Сидя на стуле, выпрямите спину, руки положите на колени. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус тела, провожая ладонь взглядом - вдох, положите руку снова на колени - выдох. Затем повторите движения левой рукой. Это упражнение активизирует ваше дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела. 
2) Исходное положение то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пальцы над полом, сделайте перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение. 
3) Сложите руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затѐкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов. 
4) Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, вернитесь в исходное положение. 
5) Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитируйте ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса. 
6) Кисти к плечам. Поверните корпус тела, потянитесь локтѐм к спинке стула, это улучшит работу суставов позвоночника. 
7) Руки за голову. Сделайте поворот направо, потом - налево. Упражнение разминает мышцы шей и улучшает работу суставов в шейном позвоночнике. 
8') Сядьте и плотно прижмитесь к спинке стула, позвоночник прямой. Плавно наклоните голову к плечу, затем сделайте несколько пружинящих поворотов головы в одну и другую стороны. Представьте, что на груди у вас лежит мячик и попробуйте столкнуть его подбородком. Глаза при этом открыты и следят за движением головы - тем самым параллельно делаете гимнастику для глаз. ВНИМАНИЕ: это упражнение нужно делать плавно и аккуратно, чтобы не заклинило шейные суставы. 

Приложение 4

Физкультминутки в стихах на уроках информатики. 
Ученики за учителем повторяют движения. 
-1- 
Быстро встали, улыбнулись, 
Выше-выше подтянулись. 
Ну-ка плечи распрямите, 
Поднимите, опустите. 
Вправо, влево повернитесь, 
Рук коленями коснитесь. 
Сели, встали, сели, встали, 
И на месте побежали. 

-2- 
Из-за парт мы выйдем дружно, 
Но шуметь совсем не нужно, 
Встали прямо, ноги вместе, 
Поворот кругом, на месте. 
Хлопнем пару раз в ладошки. 
И потопаем немножко. 

-3- 
А теперь представим, детки, 
Будто руки наши – ветки. 
Покачаем ими дружно, 
Словно ветер дует южный. 
Ветер стих. Вздохнули дружно. 
Нам урок продолжить нужно. 
Подравнялись, тихо сели 
И на доску посмотрели. 
-4- 
Раз – подняться, подтянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире. 
Пять – руками помахать, 
Шесть – за парты сесть опять. 
-5- 
На бугре стоит сосна, 
К небу тянется она. 
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх) 
Тополь вырос рядом с ней, 
Быть он хочет подлинней. 
(Тоже самое, стоя на другой ноге) 
Ветер сильный налетал, 
Все деревья раскачал. 
(Наклоны корпуса влево-вправо) 
Ветки гнутся взад-вперёд, 
Ветер их качает, гнет. 
(Рывки руками перед грудью) 
Ветер стал немного тише 
Ветки опустились ниже 
(Опускаем медленно руки – в стороны и вниз) 
Ветер вовсе улетел, 
Мотылёк на тополь сел. 
(Присаживаемся за парты) 
-6- 
Мы все вместе улыбнемся, 
Подмигнем слегка друг другу, 
Вправо, влево повернемся 
(повороты влево-вправо) 
И кивнем затем по кругу. 
(наклоны влево-вправо) 
Все идеи победили, 
Вверх взметнулись наши руки. 
(поднимают руки вверх- вниз) 
Груз забот с себя стряхнули 
И продолжим путь науки. 
(встряхнули кистями рук) 
-7- 
Утром бабочка проснулась, 
Улыбнулась, потянулась! 
Раз – росой она умылась, 
Два – изящно покружилась, 
Три – нагнулась и присела, 
На четыре – улетела. 
 Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз. 
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный продукт применения здоровьесберегающей технологии в 11 классе на уроках физики.

Образовательным продуктом  здоровьесберегающей  технологии в 11 классе (базовый уровень) могут стать следующие работы учащихся.....

Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания предмета «Технология»

Внимание к вопросам здоровья в по­следние годы заметно возросло. О небла­гополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, ста­ли говорить открыто и на всех уровнях. Педагогичес...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии у девочек.

В современном мире необходимо применять здоровьесберегающие технологии на уроках в школе....

"Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии у девочек." 2020г.

quot;Практическое применение  здоровьесберегающих  технологий на уроках  технологии у девочек." 2020г....

Статья: "Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии".

В статье рассказывается о применение здоровьесберегающих технологий во время уроках технологии для девочек....