Выступление на РМО учителей-словесников
презентация к уроку на тему

Камардина Дарья Александровна

Выступление на РМО учителей-словесников по теме "Метод Фишбоун на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление43.42 КБ
Файл Презентация1.65 МБ

Предварительный просмотр:

       Метод «Фишбоун» на уроках русского языка и литературы

Материал подготовила учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ №16 Лапина Д.А.

Одним из методических приемов, который можно использовать на уроках, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое «Фишбоун»?

  Для того, чтобы раскрыть суть данной методики, обратимся к истории её возникновения.

Диаграмма Исикавы

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Составление схемы Фишбоун

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

hello_html_m3731445d.jpg

Применение метода «Фишбоун» на уроке

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы, учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Формы работы на уроке

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Примеры использования технологии Фишбоун в обучении

Пример 1.

Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.

  • Голова — легко ли совершить подвиг.
  • Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
  • Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
  • Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.

После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).

Пример 2.

Фишбоун на уроке русского языка при обобщении и систематизации знаний в разделе «Морфология». Многие педагоги сталкивались с такой проблемой, как запоминание учащимися морфологических признаков разных частей речи. Данная технология была применена мной в 5-х, 6-х и 7-х классах для лучшего запоминания материала.

  • Голова — это запоминаемая часть речи.
  • Позвоночник – начальная форма.
  • Верхние косточки — постоянные признаки.
  • Нижние косточки —  непостоянные признаки.
  • Хвост — синтаксическая роль в предложении.

В качестве примера возьмём имя существительное (записываем в голове). Позвоночник «рыбы» - начальная форма (Им.п. ед.ч.).

Верхний ряд костей - а) собственное или нарицательное; б) одушевленное или неодушевленное; в) род; г) склонение).

Нижний ряд костей – а) падеж; б) число.

Поскольку имя существительное может быть любым членом предложения, все это графически изображается в виде хвоста.

 Данная методика помогает творчески подойти к составлению схемы и упростить запоминание учащимися материала.

Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Используемые ресурсы:

  1. Учебная линия по предмету русский язык, 6 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Просвещение.
  2. Интернет-ресурс: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16 «Метод Fishbone : от теории к практике» Выполнила: учитель русского языка и литературы Лапина Дарья Александровна 2018 г.

Слайд 2

Цели урока образовательные: раскрыть смысл понятия «схема Фишбоун » как пример визуализации информации; помочь учащимся усвоить процедуру составления схемы Фишбоун ; развивающие: формирование интереса к предмету; развиватие памяти, внимания, словесно-логического мышления, формирование потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала учащихся; воспитательная: воспитание самостоятельности, воспитание культуры работы в группах.

Слайд 3

Диаграмма Исикавы В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Исикавы — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Слайд 5

СХЕМА FISHBONE Этот вид схем позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

Слайд 6

Описание алгоритма действий при работе со стратегией Fishbone Как известно любая проблема начинается с головы. - помещаем нашу проблему в голову рыбы. - на верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы , на нижних (или правых) - факты , подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. - хвост рыбы – вывод . Главное при решении проблемы: найти причинно-следственные связи , ответить на вопросы “ПОЧЕМУ?”

Слайд 7

Схема составления Fishbone 1) Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. 2) Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. 3) Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. 4) Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Слайд 8

ШАБЛОН СХЕМЫ FISHBONE Этот приём позволяет нам «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально:

Слайд 9

Применение метода Фишбоун на уроке Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Слайд 10

Применение метода Фишбоун на уроке Овладев технологией Фишбоун , учитель может с успехом применять её на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов и историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Слайд 11

Формы работы на уроке Индивидуальная работа . Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске. Работа в группах . Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Слайд 12

Примеры использования технологии Фишбоун в обучении Фишбоун на уроке русского языка при изучении темы «Морфологический разбор имени числительного»: Голова – указываем часть речи, на какие вопросы отвечает (сколько? какой?). Верхние косточки – постоянные признаки (простое/составное; количественное/порядковое; целое/дробное/собирательное); Нижние косточки – непостоянные признаки (падеж, род (если есть), число (если есть); Хвост (вывод) – чем является в предложении (имена числительные могут быть разными членами предложения).

Слайд 13

Примеры использования технологии Фишбоун в обучении Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей. Голова — легко ли совершить подвиг. Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину; Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине. Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот. После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).

Слайд 14

Наша работа с Fishbone

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Слайд 16

Используемые ресурсы: Русский язык, 6 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская , Л.А. Тростенцова , Просвещение, 2012. http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского

Статья из сборника Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании русской словесности"....

Кожина ИА Интеграционные технологии в работе учителя словесника. Презентация Microsoft Office PowerPoint

Авторская презентация учителя представляет собой иллюстративный материал к статье  "Интеграционные технологии в работе учителя-словесника при изучении творчества А.Н.островского в 10 классе", опу...

Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.

В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...

Обобщение опыта педагогической работы учителя-словесника

Вот уже 20 лет я преподаю русский язык и литературу, но не утратила живого интереса к своей профессии, потому что убеждена « Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле»....

Тезисы из выступления "Роль учителя словесника в системе гражданско-патриотического воспитания"

Данные тезисы показывают насколько важна роль учителя словесника в формировании гражданско-патриотических чувств....

Материал к выступлению учителя-словесника на первом родительском собрании в 5 классе.

Материал предназначен для выступления учителя-предметника на первом родительском собрании в 5 классе....

Выступление на МО учителей-словесников 13.01.2012г.

В первые годы после введения новой формы экзамена (ГИА) необходимо было ставить новые задачи и находить формы и способы их решения....