Доклад на тему: "Роль арттерапии в коррекционно- развивающем процессе"
консультация на тему

Виноградова Анна Викторовна

Доклад на методическое объединение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Вышневолоцкая школа- интернат №1»

Тема: Роль арттерапии в коррекционно-развивающем процессе.

Выполнила учитель: Виноградова А.В.

2018 год

 Теоретические основы арттерапевтических методов

Терапия искусством - относительно новый и малоизвестный метод психотерапии, активно развивающийся в последнее время. «Лечение искусством» появилось тогда же, когда и само искусство. Во все времена и у всех народов в качестве «средства исцеления» различных болезней и состояний использовались: музыка, пение, танец, рисование, скульптура и многое другое. В настоящее время чаще принято под понятием творческой терапии иметь в виду такие методы, как танцевальная терапия, библиотерапия, драматерапия, музыкотерапия, ландшафтотерапия, этнотерапия и пр. А под термином «арт- терапия» понимается чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психоэмоционального состояния.

 Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938г. при описании своих занятий с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал использоваться по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты считают такое определение слишком широким и неточным.

Арттерапия - это «гибкий» (вариативный) метод, способный подстраиваться под любую возрастную категорию.

Преимущество арттерапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение ребенка, составить мнение, на каком этапе жизни он находится - в рисунках в поделках могут находить отражения не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к его будущему и прошлому, - а также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это, выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения.

В последнее время отмечается смещение акцента с индивидуальной психотерапии к разработке системы групповой психотерапии, которая позволяет более эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности и перестраивать их путем воздействия на все основные компоненты отношения - познавательный, эмоциональный и поведенческий. Групповая психотерапия больше, чем какой-либо другой метод психосоциального воздействия, способствует восстановлению системы отношений детей-инвалидов с микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентаций в соответствие с образом жизни, т.е. решению тех первоочередных задач, без которых невозможна успешная социальная адаптация.

В арттерапии предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения в группе для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. В настоящее время в арттерапию включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный контакт коммуникации играет ведущую роль.

Несмотря на достаточно большой фактический материал, арттерапия в теоретическом отношении находится на стадии эмпирических обобщений. Нет общепринятой теории, объясняющей целительное действие арттерапии, это связано со сложностью, многофакторностью относящихся к арттерапии предпосылок и сравнительно коротким сроком ее научного изучения.

Обзор литературы по артерапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов, таких как:

Изотерапия - основное направление арттерапевтической работы. Оно включает в себя все виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, графику и т.д.). Изотерапия, позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Достоинство этого направления заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций, что способствует развитию чувственно-двигательной координации.

Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Музыкотерапия - чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Оно способно воздействовать на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Педагоги, работающие по данному направлению, используют безграничные возможности музыки, применяют разнообразные формы и методы подачи учебного материала: от слушания музыки, пения, танцевальных, игровых движений до практического обучения игре на каком-либо инструменте, ансамблевого музицирования и коллективных музыкальных постановок.

Библиотерапия - лечение книгой. Направление, основанное на литературе: самовыражение через творческое «писание», сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем и многое другое.

Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Оно включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Драма-терапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для детей с ограниченными возможностями, чтобы они смогли укреплять свое здоровье и справляться со своими расстройствами и проблемами. Таким образом, ее можно использовать и в целях предупреждения и в целях лечения. Драма-терапия не является чем-то новым: ее можно увидеть в древних ритуалах исцеления и театральных представлениях многих цивилизаций. Все компоненты театрального искусства - голос, движения, ролевая импровизация, работа с текстом и само исполнение, наряду с использованием масок, костюмов, освещения и постановки - являются неотъемлемыми составляющими этого направления.

Эстетотерапия - невербальная психотерапия, основанная на терапевтическом, корригирующем действии художественной формы и эстетических чувств.

Маскотерапия - работа с куклами и марионетками.

Сейчас в отдельное направление арттерапии выделяется сказкотерапия, то есть использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Сказка очень эффективна при работе с детьми с ограниченными возможностями, так как у ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и что позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Таким образом, все вышеперечисленные направления рассматриваются в качестве составных частей арттерапии. Все они призваны сделать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей с ограниченными возможностями со здоровым окружением, способствовать созданию условий включения всех детей в образовательную среду. Следовательно, целесообразным будет рассмотреть практический опыт применения этих методик в учреждениях образования, больницах и социально-реабилитационных центрах.

Арттерапия сегодня широко используется в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Слово «арттерапия» всё чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть своё видение того, что собой представляет «лечение искусством». Арттерапия как метод изменения мироощущения человека позволяет выразить эмоции и иные состояния.

Основные функции арттерапии:

культурологическая;

образовательная;

воспитательная;

коррекционная.

Работа по арттерапии с детьми  ТМНР предполагает широкое применение различных изобразительных материалов.

Вместе с красками, карандашами, восковыми мелками часто используют фольгу, цветную бумагу, текстиль (для создания коллажей, объёмных композиций) и т.д. Нужно иметь кисти разных размеров, губки, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Каждому ребёнку даём понять, что он может свободно пользоваться любыми материалами и средствами, создавая всё, что ему захочется.

Проводимую работу по арттерапии можно условно разделить на несколько этапов.

Сначала детям предлагают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами, которые позволяют им контролировать своё рисование. Постепенно дети осваивают и работу с красками, которые предоставляют больше возможностей для выражения переживаний.

Затем дети работают с песком, тестом, пластилином и т.д. Ребёнок может трансформировать свою поделку, создать вместо неё новую, снизить таким образом эмоциональное напряжение.

Формы арттерапии различны, но можно выделить два основных варианта — индивидуальный и групповой.

Проводя индивидуальную работу, обязательно учитывают проблемы воспитанника, характер заболевания и особенности личности. Каждый ребёнок действует в индивидуальном темпе, и далеко не все способны сразу включаться в изобразительную деятельность. Особую ценность индивидуальная арттерапевтическая работа имеет для детей, испытывающих определённые затруднения в вербализации своих переживаний.

Арттерапия позволяет в какой-то мере получить доступ к переживаниям такого ребёнка, активизировать его, способствовать развитию некоторых практических навыков.

Широко используются групповые формы арттерапии с детьми с ЗПР и умственной отсталостью.

Учитывают специфические различия между детьми. При более значительной степени умственной отсталости работу проводят с более ограниченным, чем обычно, набором техник, тем и упражнений.

В работе с детьми с ТМНР мы используем темы и упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, мышления, развитие сенсомоторных навыков, разнообразие игры (в том числе с предметами).

Применение элементов методик арттерапии в коррекционной работе с детьми с ТМНР вызывает у них положительные эмоции, помогает преодолевать апатию и безынициативность.

Дети обретают уверенность в себе, больше общаются с членами семьи и сверстниками, у них появляются ощущение защищённости, внутреннего комфорта и свободы, расширяются возможности их социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль игры в процессе формирования детей среднего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете в дошкольном образовательном учереждении....

Взаимодействие участников коррекционного – развивающего процесса с родителями (или лицами, их заменяющими) по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии.

Взаимодействие участников коррекционного – развивающего  процесса        с  родителями  (или лицами, их заменяющими) по созданию условий    ...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Доклад на тему «Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников».

Выступление на педагогическом совете по теме "Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников"...

Доклад на педагогическом совете «Система принципов коррекционно-развивающего сопровождения»

В докладе выделены следующие принципы коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса....

Сотрудничество педагогов коррекционного учреждения с родителями в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Основной составляющей педагогической деятельности в коррекционно-развивающем процессе является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и форм...