Главные вкладки

    Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ
    статья на тему

    Казакова  Людмила  Ивановна

     В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные средства обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ikt_statya.docx20.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ.

     

     В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные средства обучения. Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос  о необходимости использования компьютера в работе учителя – дефектолога.

               Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, мотивационной сферы.

    Эти выводы подтверждают в свих исследованиях многие специалисты, среди них – С.Л. Новоселова, Л. А. Парамонова и др.

    Использование ИКТ в ДОУ имеет ряд преимуществ:

           доступ к разнообразным источникам информации - Интернет; возможность опосредованного консультирования и просвещения; точность и быстроту обработки диагностического материала; большой интерес детей к современным информационным технологиям; наличие компьютерных развивающих тренажеров; высокое качество и наглядность стимулирующего материала.

    Направления коррекционной работы учителя – дефектолога с использованием ИКТ:

    • Коррекционно-оздоровительное  направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
    • Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
    • Занятия по формированию математических представлений.
    • Работа над развитием и коррекцией  познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
    • Формирование зрительно-пространственных отношений.
    • Сенсорно- перцептивное  развитие.

     Мы постоянно пополняем  медиатеку – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также  нами созданных:            

    -   текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);

    -  табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);

    -  графическая (графики обследования, диагностический материал);

    -  звуковая (мелодии без слов, песни,  стихи, звуки и звукоподражания);

    подобраны звуковые файлы по следующим темам:

    • Звуки дома
    • Звуки деятельности человека.
    • Звуки, которые издают животные, птицы.
    • Звуки, которые издают музыкальные инструменты.

    -  видеоинформация (фильмы и клипы);

    -  анимация; -  картинки; -  фотографии;

    - слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);

         Разработаны авторские презентации, дидактические игры  по всем  лексическим темам «Времена года», «Цветы», «Космос», «Птицы», «Животные» и др.   По математике «Счет», «Количество», «Дни недели» и др.  Презентации озвучены, включены клипы, сказки, стихи  по теме.

        В качестве цифрового образовательного ресурса, включая  региональный компонент, нами  создана подборка фотографий  «Животные  и природа Хакасии», «Мой Любимый Абакан», «Интересные места Хакасии».

         Презентации используем, как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и  психофизиологических возможностей детей.

    На каждую тему созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания(зашумленные изображения «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»);  памяти( « Чего не стало?», «Что изменилось?»); наглядно – действенного и словесно – логического мышления (аналогии, исключения, сериации). Сюда же включаются упражнения на развитие слуховой памяти, конструктивного праксиса, графо - моторных навыков по изучаемой теме. С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны мультимедийные музыкальные физминутки и упражнения на профилактику нарушений зрения.

    - Нами было апробированы компьютерные игры и программы: «Компьютер для малышей», «Подготовка к школе»,; «Планета чисел для малышей»; «Занимательная арифметика»; «Занимательная геометрия», «Учимся считать»; «Развиваем мышление»; «Времена года»;  «Считаем с Хрюшей», «Уроки тетушки Совы», «Двенадцать месяцев», «Лесная школа» и другие. 

    Мы постоянно  предлагаем родителям, воспитателям познакомиться с интересными сайтами, которые окажут  помощь в воспитании  и коррекции детей.

               Практика показала, что при условии систематического использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышается эффективность коррекционно – развивающей работы.

            По результатам мониторинга прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной  деятельности детей с ОВЗ.

          Таким образом, использование ИКТ в работе учителя – дефектолога, мы рассматриваем, как  крайне необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с ОВЗ, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации.

            Список литературы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: «Использование информационно- коммуникационных технологий в деятельности учителя математики и информатики»

    Опыт работы по теме: «Использование информационно- коммуникационных технологий в деятельности учителя математики и информатики» учителя информатики и математики МОУ лицея №6 г. Ессентуки Че...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка как средство повышения качества знаний учащихся

    Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.Задача учителя состоит в том, чтобы...

    ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

    Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Организация доступной образовательной среды для детей с нарушенным слухом»....

    Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

    Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.

    В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

    Современная система образования открывает новые горизонты и возможности и в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя. Только  лишь, владеющий современ...

    Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя – дефектолога

    Обобщение опыта по теме самообразования:«Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя – дефектолога»....