Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога.
материал

Зубрилова Елена Вячеславовна

В последние годы отмечается увеличение количество детей с ОВЗ. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники (компьютеров), а также средств телекоммуникации (сеть Интернет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога.

В последние годы отмечается увеличение количество детей с ОВЗ. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники (компьютеров), а также средств телекоммуникации (сеть Интернет).

На сегодняшний день ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере коррекционно-развивающего обучения. С помощью компьютерных технологий в своей педагогической деятельности осуществляю следующие виды работы:

  • быстрый поиск в Интернете и распечатка стимульного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных упражнений и практических заданий;
  • создание собственных презентаций, хранящихся на компьютере и на цифровом носителе;
  • составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы;
  • совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по коррекционной тематике, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете, общение с коллегами-дефектологами на форумах и сетевых сообществах).

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно развивать способности ребенка. Компьютер становится частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, мотивационной сферы.

В своей работе использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий:


• Компьютер 
• Мультимедийный проектор 
• Принтер 
• Видеомагнитофон, DVD плейер 
• Телевизор 
• Магнитофон 
• Фотоаппарат 
• Видеокамера 


Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов
• Фотографии; 
• Видеоролики; 
• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов); 
• Мультимедийные презентации; 
• Детские развивающие компьютерные игры; 
• Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов. 

Применение ИКТ на коррекционных занятиях позволяет:

  • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
  • оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их  недостатков;  
  • интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.

Каждое занятие с использованием ИКТ является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.

Помимо того, обязательным является включение в занятия  игр, направленных на профилактику нарушений зрения.

Занятия с использованием компьютера провожу с соблюдением СанПиНов: использование компьютера не более 10-15 минут на занятии и не более 2-х раз в неделю

Направления коррекционной работы учителя – дефектолога с использованием ИКТ:

  • Игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
  • Занятия по формированию математических представлений.
  • Работа над развитием и коррекцией  познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
  • Формирование зрительно-пространственных отношений.
  • Сенсорно-перцептивное  развитие.

Я постоянно пополняю личную  медиатеку – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также  нами созданных:            

  • текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);
  • табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);
  • графическая (графики обследования, диагностический материал);
  • звуковая (мелодии без слов, песни,  стихи, звуки и звукоподражания);
  • видеоинформация (мультфильмы и клипы);
  • картинки и фотографии;
  • презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения.

     Мной разработаны авторские презентации, дидактические игры  по всем  многим лексическим темам. Презентации озвучены, включены клипы, сказки, стихи  по теме. Презентации использую, как на групповых занятиях, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и  психофизиологических возможностей детей.

Сегодня я хочу подробнее остановиться на детских развивающих сайтах.

На занятиях я использую специальные детские развивающие сайты:

  • Маам - сайт для практикующих педагогов, построен по типу блога. Материалы для публикации присылают специалисты. Конспекты занятий, детские поделки и примеры игр пригодятся любому учителю, который занимается с детьми и не устает придумывать новые тематические задания. 
  • Развивающие игры для вашего голопуза - так называется сайт с небольшим количеством ярких, понятных малышам и содержательных флеш-игр. Игры представлены в разделах "Алфавит", "Цифры", "Логические", "Внимание и память", "Пазлы". Самые очевидные плюсы сайта - игры бесплатны, а на сайте нет рекламы. Минус в явно недостаточном количестве этих игр. Впрочем, если их дозировать, как и любую деятельность ребенка за компьютером, их хватит на много увлекательных вечеров.
  • "Играемся" - еще один сайт с обучающими бесплатными играми для детей. Игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и мышление, загадки и ребусы, пазлы, и другие.
  • На сайте "По складам" собраны уникальные игры на обучение детей чтению. Соединяя буквы, склады и слоги, дети сами не замечают, как начинают разбираться в принципах составления и чтения слов. Аналогов этим упражнениям в пространстве рунета практически нет.
  • Детский интернет-портал «Чудо-юдо» - это портал для детей, родителей и педагогов. Много развивающих материалов на любой вкус. Кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки, развивающие мультфильмы, поделки и пазлы для ребенка любого возраста. Сайт изобилует материалами для распечатывания и описаниями различных оффлайн-активностей. База регулярно пополняется новыми эксклюзивными материалами и свежими идеями. 

Я постоянно  предлагаю родителям познакомиться с интересными сайтами, которые окажут  помощь в воспитании  и коррекции недостатков их детей.

Практика показала, что при условии систематического использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышается эффективность коррекционно – развивающей работы.

По результатам мониторинга прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной  деятельности детей с ОВЗ.

Таким образом, использование ИКТ в работе учителя – дефектолога, я рассматриваю, как  крайне необходимый и обоснованный вид помощи школьникам с ОВЗ, обеспечивающий их оптимальное развитие, раскрытие личностного потенциала, профилактику дезадаптации.

        

Использованная методическая литература: 
1. Научно-методической статья «Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида». Гафиятуллина А.Г. Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 46-48. 
2. Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. М.: 2009. 
3. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006 
4. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: М. «Академия», 2010. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Организация доступной образовательной среды для детей с нарушенным слухом»....

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.

В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...

Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя – дефектолога

Обобщение опыта по теме самообразования:«Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя – дефектолога»....

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми ОВЗ

Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного ма...