ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
статья на тему

Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Организация доступной образовательной среды для детей с нарушенным слухом».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trusova_v.a.konferentsiya.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Трусова В.А.

казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного  округа—Югры

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I, II вида»,

 город Нижневартовск, Россия

В этой статье говорится об использовании новых информационно-коммуникативных  технологий, которые предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки. Рассказывается о возможностях применения программы «Профессор Хиггинс. Практикум по русской фонетике при нарушениях слуха и речи». А так же о внедрении в работу с глухими и слабослышащими школьниками проектной деятельности.

В условиях реформирования системы образования перед учителями встает проблема коррекции содержания учебного материала и методов преподавания. Главной задачей является  построение процесса обучения таким образом, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания.  Но ещё важнее научить обучающихся добывать информацию  или создавать новую. И то, и другое – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения и в нашем предмете, то есть вовлечение обучающихся в учебную деятельность. А это невозможно без внедрения новых информационно-коммуникативных технологий в обучении, которые появились относительно недавно и бурно развиваются на протяжении последних лет. Современному учителю нелегко сохранять свой высокий профессиональный уровень без овладения  информационными технологиями.

          Для этого в нашей школе созданы необходимые условия. Все кабинеты индивидуальных занятий оборудованы компьютерами, интерактивными досками. На них установлена программа «Профессор Хиггинс. Практикум по русской фонетике при нарушениях слуха и речи». Это полный фонетический и лексический справочник. Цель данной программы-научить глухих и слабослышащих школьников слышать и понимать разговорную речь. Главное отличие от других обучающих программ состоит в том, что ученик может не только слышать, но и визуально сравнить своё произношение с эталонным образцом, а это очень важно для детей с недостатком слуха, так как включается дополнительный зрительный анализатор, что способствует формированию навыка самоконтроля за произношением.

Программа представлена в виде полного мультимедийного справочника и состоит из пяти  разделов:

  • Звуки
  • Произношение
  • Аудирование
  • Разговорник
  • Словари

Раздел «Звуки» я использую при постановке звуков, при автоматизации и дифференциации звуков по мягкости и твердости в слогах. Ученики с удовольствием  сравнивают свое произношение с эталоном. Это подталкивает учеников к достижению положительного результата и формированию самоконтроля над произношением.

Раздел «Произношение», «Словари» я  применяю в своей работе при автоматизации и дифференциации звуков в словах. А  раздел «Произношение» при работе над словесным и логическим ударением, при изучении правил орфоэпии. Работать в этом разделе очень удобно, так как все упражнения снабжены теоретическим описанием и многочисленными примерами. Это позволяет ученикам произносить слова, соблюдая правила орфоэпии, сравнивать их с правильным произношением.

Часто в своей работе я пользуюсь разделом «Разговорник», здесь очень много лексических упражнений для тренировки произношения, обогащения словарного запаса. В этом разделе есть диалоги, пословицы, скороговорки, стихи. Весь материал подобран по фонетическому принципу, что позволяет использовать его при автоматизации и дифференциации звуков во фразах. Программа обучения слабослышащих школьников предусматривает  восприятие речи с аудиозаписи.

Говоря о новых информационных технологиях, нельзя не сказать об использовании Интернета в работе учителя-дефектолога. Интернет дает огромные возможности для планирования работы, поиска информации, предоставления педагогического опыта, обмена мнениями, общения с родителями.

           Так же важно научить учеников пользоваться Интернетом для получения информации. С этой целью в своей работе я использую элементы проектной деятельности.   На индивидуальных занятиях дети получают задания, которые они выполняют во внеурочное время:

  • Найти и написать значение незнакомых слов.
  • Найти примеры похожих ситуаций в Интернете или других средствах массовой информации (Данные результаты поисков мы обсуждаем на групповых занятиях).
  • Дополнить содержания текстов, материалом из источников или из своего жизненного опыта.

Вот один из примеров.

              В 6 А классе проводилась работа по теме «Транспорт». Мы изучали текст «Зачем я это сделал?». Краткое содержание этого текста: «Мальчик перебегал дорогу перед стоящим автобусом. Его сбила машина. Он потерял ногу». Когда работа над этим текстом подходила к концу, ученики получили задание: «Найти в средствах массовой информации случаи аварий, в которых пострадали пешеходы». В поисках им помогали родители и воспитатель. Девочки принесли материал, который мы адаптировали на индивидуальных занятиях для того, чтобы он был понятен всем ученикам. В результате всей этой деятельности мы повторили общепринятые правила поведения пешеходов и выявили ещё одно правило, о котором нигде не написано, но если его соблюдать, то можно предотвратить множество ДТП. Вот это правило - «Стоя на пешеходном переходе или на перекрёстке, где горит зелёный сигнал светофора,  нужно обязательно  посмотреть все ли машины остановились. Только тогда начинать движение. Так как не все водители соблюдают правила движения, и за рулём может быть пьяный водитель». Вся проделанная работа способствует не только формированию диалогической речи, но и умению  анализировать, высказывать своё мнение.

Одним из новых направлений в обучении глухих и слабослышащих школьников является метод проекта. Использование проектной деятельности в обучении становится все более актуальной, это не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Этот метод дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

В нашей школе существует традиция – мы все работаем над единым школьным проектом.  Вначале мы испытывали некоторые трудности, ведь этот вид работы был для нас новым. Но теперь проектная деятельность прочно вписалась в практику работы нашей школы, так как она является одним из условий успешной социализации и адаптации глухих и слабослышащих учеников в современном мире, поскольку  способствует формированию коммуникативно-речевых  компетенций.

В прошлом учебном году, работая над школьным проектом «Россия – наш общий дом» ученикам и родителям всех своих классов я предложила поработать над темой «Моя семья живёт в России». Для того чтобы найти информацию и подготовить презентацию ученики использовали Интернет.  Хочется отметить, что все родители приняли участие в работе. Кто-то был более активным, кто-то менее. Защита проектов была интересной, но трудной,так как участие в этом мероприятии  принимали три класса, были приглашены классные руководители, воспитатели и родители. А ученики очень редко выступают при большом количестве людей. Но, несмотря на это, все смогли преодолеть свой страх и защитить свои проекты. Перед началом защиты проекта я нацелила учеников, чтобы они слушали внимательно, т.к. в конце мероприятия будет проводиться викторина по материалам всех проектов. При проведении викторины ребята отвечали на вопросы, спорили. Викторину проводили с использованием интерактивной доски. Вся проведённая работа способствовала обогащению словаря, развитию  связной речи обучающихся.

        В 2013 году мы с учениками 7 Б класса приняли участие в конкурсе творческих проектов для детей и подростков с нарушенным слухом  «Доступная среда» в номинации «Технические средства и их применение». В работе над проектом мы пользовались электронными книгами, изучали статьи в Интернете. Дети с родителями проводили эксперименты. В результате мы получили Диплом II степени.Это стало хорошей мотивацией для дальнейшего сотрудничества с родителями.

        В заключение хотелось бы сказать, что новые средства специального обучения, основанные на использовании информационно-коммуникативных технологий должны пополняться, но при этом они не должны вытеснять традиционные. Они обладают строго определенными функциями в учебном процессе и используются на определенных этапах обучения. Но, тем не менее, современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет сделать занятия более интересными и динамичными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя...

Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя – дефектолога

Обобщение опыта по теме самообразования:«Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя – дефектолога»....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога в школе с ЗПР.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...