ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
статья на тему

Шмелёва Марина Ивановна

Умение учиться — одно из самых важных действий современного школьника, потому что именно это умение способствует успеху в социуме. Человек, который не может обучаться, закрыт для всего нового, а значит, он не сможет достойно конкурировать в современном, быстро меняющемся мире. Именно поэтому в своей деятельности я придерживаюсь этого закона.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Великая цель образования — 

не только знания,

но и прежде всего действия.

Н.И. Мирон

Умение учиться — одно из самых важных действий современного школьника, потому что именно это умение способствует успеху в социуме. Человек, который не может обучаться, закрыт для всего нового, а значит, он не сможет достойно конкурировать в современном, быстро меняющемся мире. Именно поэтому в своей деятельности я придерживаюсь этого закона.  

Как учитель-филолог считаю, что цель моей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и научить добывать эти знания, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.

 Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи: 

1) вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс;

2) создавать условия для развития личности каждого учащегося в процессе изучения русского языка и литературы;

3) раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;

4) прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Приоритетным является внедрение новшеств и их гармоничное влияние в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют пассивную, активную и интерактивную модель.

 В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Оно означает обучение на активном взаимодействии с субъектом обучения. Интерактивное обучение  - это обучение с хорошо организованной обратной связью. Это такая организация процесса, в котором невозможно неучастие ученика в процессе.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики взаимодействуют между собой.

Активные методы обучения всецело решают эту цель. Активные методы обучения  - одни из часто используемых в моей деятельности.

Один из активных методов обучения  - это  метод кругового взаимодействия, является частью интерактивного обучения. Обучения, при котором роль преподавателя меняется. Учитель перестаёт быть центральной фигурой на уроке, а лишь регулирует учебно-воспитательный процесс. Этот метод можно применять как при изучении нового материала, так и на уроках обобщения и систематизации знаний.

Урок в современной школе в рамках ФГОС – это, прежде всего, использование информационных технологий, так как ИКТ разнообразить формы работы, деятельность учеников, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. В своей деятельности я активно использую ИКТ.

Чтобы учащийся овладел всеми коммуникативными навыками, прежде всего ребёнку нужно привить любовь к чтению. Свойством коммуникативной личности является и способность слышать собеседника, которая формируется у учеников в ситуациях с разумными и красивыми формами общения. В своей деятельности формирование коммуникативной компетенции я осуществляю через работу с текстами.

 Если говорить о письменной речевой культуре детей, то статистика показывает, что результаты невысоки. Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, я, работая в системно – дятельностном подходе, провожу работу по квалификации речевых и грамматических ошибок.

Проведение предметных недель – одна из традиций нашей школы. Цель подобных мероприятий: повышение интереса к учебному предмету. Неделя русской словесности у нас проходит в марте. В течение недели детям предлагаются разнообразные нестандартные занимательные задания. Например, такие,   как креатив – бой. Это интеллектуальное командное соревнование. По форме напоминает игры «Что?Где? Когда?» или «Брей – ринг».  В качестве заданий предлагаются открытые задачи. Результат участия в Креатив – бое:

- рост мотивации к знаниям;

- разрушение предметных границ знаний;

- формирование понимания ценности межпредметных связей;

- развитие навыка командного решения творческих задач.

Эссе как вид творческой деятельности востребован сегодня во многих школьных предметах. Я люблю эссе за ассоциации, аналогии, параллели. На уроках литературы очень часто обращаюсь этому виду работы.

Проблема формирования читательской грамотности сегодня очень актуальна. Именно поэтому тема моего самообразования «Формирование читательской грамотности». «Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  В своей деятельности я использую следующие аспекты формирования читательской грамотности:

  • -беглое чтение;
  • -толкование текста в буквальном смысле;
  • -оценка языка и формы сообщения;
  • -поиск информации и ее извлечение;
  • -преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • -формулирование основных идей и выводов;
  • -общее понимание текста;
  • размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

 Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.

Занимаюсь со своими учениками исследовательской работой. Организую самостоятельную деятельность учащихся с целью получения новых знаний (поиск новых фактов, сведений, анализ и систематизация информации, практическая работа по созданию собственных текстов).

Активно применяю технологию проблемного обучения. Метод проблемного обучения применяю чаще на этапе изучения нового материала. Этот метод в наибольшей степени позволяет активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся. В своей работе использую технологию проектной деятельности. В основном используем с учениками два вида проектной деятельности: информационный (направлен на сбор информации о каком-нибудь объекте с целью её анализа, систематизации и получения новых данных) и творческий проект.   Игровые технологии, как вид активных методов обучения, применяю во время уроков. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

На уроках русского языка и литературы создаю условия для здоровьесбережения учащихся. Это и специально подобранные тексты про здоровый образ жизни, соответствующая тематика сочинений, словарная работа, физминутки.

Как классный руководитель разработала сценарии деловых игр, круглых столов, дискуссий, акций против табакокурения, наркомании и употребления спиртных напитков, для формирования навыков здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

ПРОГРАММА реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся через проектную деятельность в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

Аннотация: данное портфолио собрано на основе материалов работы научного общества школьников «Интеллект – точка роста» МБОУ СОШ№2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Сою...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...