Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей
консультация на тему

Фарберова Светлана Григорьевна

Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особенностей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _konsultatsiya_zhestokoe_obrashchenie.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей,

профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей

 (понятие «жестокое обращение», виды, формы, признаки, нормативно-правовые акты, ответственность)

03.11.2016г.

Историческая справка.

Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особенностей страны.

В России термин «жестокое обращение с детьми» как конкретное юридическое понятие впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 г., в котором жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Жестокое обращение напрямую связано и с агрессией (от лат. aggressio — нападение), – активной формой выражения эмоций ненависти, гнева, ярости, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.

Описать жестокое обращение можно только через понятие насилия оно является родовой характеристикой жестокого обращения, а отличительным (видовым) признаком жестокого обращения является повторяемость и относительная регулярность насилия.

Насилие с психолого-педагогической точки зрения всегда сопровождается негативными переживаниями объекта насилия: боль, негативные эмоции (страх, ненависть, фрустрация, стресс, шок и др.) и наносит значительный вред личностному и социальному развитию.

Современные подходы и документы.

Все дети имеют право на защиту и помощь. Важнейшими международными правовыми документами, регулирующими защиту прав несовершеннолетних являются:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации … имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) – документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.

Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.) к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.д.); использование, вербовка или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений; использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (ст.3).

Российские правовые документы

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ,  Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный Кодекс РФ,  Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-Ф3, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273-ФЗ.

Стратегия.

В национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"   отражены конкретные меры, направленные на формирование безопасного и комфортного окружения для детей: формирование механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказание им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания.

Понятие «Жестокое обращение».

В психолого-педагогической, социологической, юридической литературе дается множество определений жестокого обращения с детьми.

«Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода»

Виды и формы жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие

Физическое насилие – умышленное использование физической силы и различных предметов для причинения боли ребенку, наносящее вред физическому или психическому здоровью (включая телесные повреждения), нарушающее нормальное развитие или создающее реальный риск для жизни ребенка.

Формы физического насилия: избиение; умышленное причинение боли; помещение в условия, причиняющие физическую боль; использование физической силы для побуждения к действиям, причиняющим боль, вред (например, прием алкоголя или наркотических средств) и унижение; лишение свободы; бездействие, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке и др.

Признаки физического насилия:

Внешний вид  - множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Основные типы травм: на теле – синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера. На голове – ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.

Психологическое (эмоциональное) насилие

Психологическое (эмоциональное) насилие – однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Формы психологического насилия: угрозы (убийства, самоубийства, причинение вреда ребенку или другим людям, бросить ребенка или отправить в нежелательное место и пр.), оскорбления (включая обидные прозвища), ложь, унижения, неприятие, отвержение, терроризирование, изоляция (включая ограничения общения), игнорирование, эксплуатация, развращение, использование ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому), и др.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить - эмоциональное насилие:

- задержка физического и умственного развития;

- нервный тик;

- энурез;

- печальный вид;

- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

- беспокойство или тревожность;

- нарушение сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;

- угрозы или попытки самоубийства;

- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

- плохая успеваемость;

- низкая самооценка;

- нарушение аппетита.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера в целях получения последним удовлетворения или выгоды с помощью насилия, угроз или злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), причинившее вред его физическому или психическому здоровью либо нарушившее его психосексуальное развитие.

Формы сексуального насилия: эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития, включая: демонстрацию эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка; совершение полового акта в присутствии ребенка; демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм); подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию; сексуальная эксплуатация – злоупотребление беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения, для порнографических целей или вовлечения в проституцию, включая: половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным, оральным способом; мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон; введение предметов во влагалище или анус; мастурбацию, со стороны ребенка или взрослого; подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.

Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и заболевания, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

- повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

- расширение ануса;

- следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

- заболевания, передающиеся половым путем;

- беременность;

- повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

- резкие изменения веса (потеря или прибавление);

- вагинальные кровотечения;

- психосоматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

Дети дошкольного возраста:

- ночные кошмары;

- страхи;

регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);

- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

- открытая мастурбация;

- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

- беспричинные нервно-психические расстройства.

Дети младшего дошкольного возраста:

- низкая успеваемость;

- замкнутость, стремление к уединению;

- изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

- ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

- депрессия;

- побеги из дома или институциональных учреждений;

- низкая самооценка;

- угрозы или попытки самоубийства;

- сексуализированное поведение;

Сексуализированное поведение – это несоответствующее детскому возрасту (опережающее возраст, свойственное подросткам или взрослым) сексуальное поведение.

Проявления:

● более высокая частота сексуально окрашенных форм поведения;

● более широкий спектр действий сексуального характера: -интерес к фильмам эротического и порнографического характера; -мастурбация с использованием предметов, продолжение мастурбации в присутствии других, отсутствие барьеров при мастурбировании; -стимуляция своих половых органов путем трения о мебель; -прикосновение к интимным частям тела взрослых; -имитация полового акта с помощью кукол или мягких игрушек; -имитация звуков, характерных для полового сношения (стоны, вздохи, тяжелое дыхание); -предложения детям или взрослым вступить с ними в сексуальные отношения; -попытки свершить с другим ребенком половой акт;

● имитация сексуального поведения взрослых;

● агрессивный характер сексуального поведения.

- употребление наркотиков или алкоголя;

- проституция или беспорядочные половые связи;

- жалобы на боли в животе.

Пренебрежение нуждами ребёнка

Пренебрежение основными витальными потребностями (нуждами) ребёнка (моральная, экономическая  жестокость) – отсутствие условий для нормальной жизни ребенка, заботы о его здоровье и развитии, когда ребенок является нуждающимся, живет в физически опасном окружении.

Формы проявления пренебрежения: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая, не предоставление ребенку медицинской помощи, запрет на пользование обогревательными приборами в холодное время, связывание рук и ног, запирание в погребе, в сарае в легкой одежде, отказ в содержании детей, не удовлетворение основных экономических потребностей ребенка, растрата денег, предназначенных для детей, контроль поведения и принуждение с помощью денег, утаивание доходов, придирчивый и мелочный контроль расходов ребенка, использование ребенка как средства экономического торга при разводе.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, - во время пребывания в больнице или приюте);

- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

- задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

- выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;

- частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

- многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;

- повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

- постоянный голод и/или жажда;

- кража пищи;

- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе - внимание взрослых;

- требование ласки и внимания;

- подавленное настроение, апатия;

- пассивность;

- агрессивность и импульсивность;

- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

- неумение общаться с людьми, дружить;

- неразборчивое дружелюбие;

- регрессивное поведение;

- мастурбация;

- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

- низкая самооценка.

На современном этапе развития общества появляются новые формы проявления насилия, в основном проявляющиеся в подростковой среде.

Кибербуллинг – виртуальный террор: кибер-запугивание, виртуальное унижение. Самые распространеные методы КБ- использование личной информации; анонимные угрозы; преследования по мобильной связи и электронной почте.

Хеппислеппинг - ( счастливое похлопывание) - записи реальных сцен физического насилия.

Моббинг - ( толпа) травля человека  неким сообществом людей.

Жестокое обращение с детьми может включать в себя все виды насилия или несколько из них.

Ответственность.

Гражданско - правовая ответственность

- ст. 69 Семейного Кодекса РФ подразумевает исключительную и одновременно высшую меру ответственности за виновное невыполнение родительского долга - лишение родителей родительских прав.

- ст. 73 Семейного кодекса РФ предусматривает ограничение родительских прав.

- ст. 77 Семейного кодекса РФ «При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

Административная  ответственность 

- ст. 5.35. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

Уголовная ответственность

ст.156 – неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности……, если это деяние сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним

ст.115 – умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности

ст.116 – побои, нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль

ст.117 п. «г» -  истязание, причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного

ст.119 - угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы

ст.125 - оставление в опасности

ст. 131 п. «д» - изнасилование, половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, заведомо несовершеннолетней

ст.132 п. «д» -  насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего

ст.134 - половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

ст.135 - развратные действия без применения насилия в отношении  лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста.

Педагог дополнительного образования                                                                                  С.Г. Фарберова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними

Этот план профилактических мероприятий разработали в нашей коорекционной школе-интернате VIII вида....

Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними

Методические рекомендации педагогам образовательных учреждений для проведения классных часов, родительских собраний...

Программа по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними

Программа по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними соц. педагога КГКСКОУ Лесозаводская КШИ...

Памятка по профилактике жестоко обращения с детьми "Дарите добро своим детям"

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми «Дарите добро своим детям»1. Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослы...

Региональный, программа профилактики жестокого обращения и насилия над деть-ми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников и родителей.

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.     Выделяют неск...