Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми
методическая разработка на тему

Имаева Инга Семеновна

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия? К кому обращаться за помощью, если ситуация выходит за рамки компетенции педагога? На все эти вопросы я попыталась ответить в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми

Цель: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье.

Задачи: -познакомить педагогов с научно-методическими подходами к понятию «жестокое обращение», -определить основные направления профилактической, диагностической, коррекционной работы по защите прав ребенка от всех форм насилия.

Содержание

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия.

Насилие классифицируется пор нескольким параметрам:

- явное или скрытое

 - происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

 - единичное или множественное, длящееся долгие годы;

 - по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.

Для профилактики физического и психологического насилия детей, обеспечения всесторонней правовой защиты специалистом необходимо знать, какие формы может принимать насилие в отношении детей, уметь выявлять ситуации высокого риска насилия, направленного на  ребенка, выработать навыки проведения целенаправленного интервью с  ребенком и  взрослыми, ответственными за него. Всемирная Организация Здравоохранения рассматривает насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в  виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, против группы лиц.

С целью выявления подверженности детей и подростков жестокому обращению со стороны взрослых можно выделить 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).

1. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм: множественные повреждения, имеющие специфический характер (синяки, ссадины, раны, отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги); задержка физического развития (отставание в весе и росте); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить физическое насилие.

Младший школьный возраст:

— стремление скрыть причину повреждений и травм;

— одиночество, отсутствие друзей;

— боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст:

— побеги из дома;

— суицидальные попытки (попытки самоубийства);

— делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;

— употребление алкоголя, наркотиков.

Особенности поведению родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребёнку:

— противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка и нежелание внести ясность в происшедшее;

— позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

— обвинение в травмах самого ребёнка;

— неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;

— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;

— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребёнка;

— рассказы о том, как их наказывали в детстве;

— признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

2. Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребёнка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий: сексуальная эксплуатация ребёнка для порнографических целей или вовлечение в проституцию; несоответствующие возрасту ребёнка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребёнка.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

Дети младшего школьного возраста:

— низкая успеваемость;

-  замкнутость, стремление к уединению; 

— изменение ролевого поведения (берёт на себя функции родителя);

— ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

— несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;

— стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

 депрессия;

— побеги из дома или институциональных учреждений;

— низкая самооценка;

- угрозы или попытки самоубийства;

- сексуализированное поведение;

— употребление наркотиков или алкоголя;

— проституция или беспорядочные половые связи;

— жалобы на боли в животе.

3. Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:

— задержка физического и умственного развития;

нервный тик;

— энурез;

печальный вид;

— различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребёнка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

 беспокойство или тревожность;

— нарушение сна;

— длительно сохраняющееся подавленное состояние;

— агрессивность;

— склонность к уединению;

— чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

— угрозы или попытки самоубийства;

— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

— плохая успеваемость; низкая самооценка.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

нежелание утешить ребёнка, который, действительно, в этом нуждается;

— оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребёнка;

— постоянное сверхкритичное отношение к нему;

— негативная характеристика ребёнка;

— отождествление ребёнка с ненавистным или нелюбимым родственником;

— перекладывание на него ответственность за свои неудачи;

— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.

4.  Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определённые психические состояния и поведение ребёнка — признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

— утомлённый, сонный вид, опухшие веки;

— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

— низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

— задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребёнке;

— выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;

— частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

— многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;

— повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

— постоянный голод и/или жажда;

— кража пищи;

— стремление, любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

— требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатия; пассивность;

— агрессивность и импульсивность;

— деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

— неумение общаться с людьми, дружить;

— неразборчивое дружелюбие;

— регрессивное поведение;

— трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

— низкая самооценка.

Диагностическое направление работы педагогов в ОУ
- наблюдение за соматическим состоянием ребенка;

- наблюдение за поведением;

- наблюдение за игрой со сверстниками;

- анализ продуктов творчества;

- рассказ самого ребенка;

- анализ специальных психодиагностических материалов (методики, тесты, проективные методики- для психологов).

Алгоритм действий педагога по оказанию помощи ребенку, пострадавшему от насилия:


1. Установите контакт с ребенком. Сохраняйте спокойствие.

2. Сфокусируйтесь на теме насилия, без упреков, обвинений, преувеличений.

3. Учитывайте уровень личностного развития ребенка.

4.  Используйте приемы активного слушания.

5. Осторожно применяйте физический контакт.

6. Окажите ребенку поддержку (я тебя понимаю, тебе было тяжело, ты можешь рассчитывать на мою помощь…)

7. Оцените степень безопасности ребенка.

8. Обратитесь за помощью к психологу и к администратору школы.

Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия?

Основой доверительных отношений является открытое общение между педагогом и детьми, взаимное уважение. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. Педагогу необходимо иметь в виду следующее:

- Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируете ребенка, выражая сомнения в правдивости его слов.

 - Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение). - Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека и эмоционально к нему привязан. - Проявите понимание к возможному чувству вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.

- Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.

 

К кому обращаться за помощью? Список организаций по оказанию психологической помощи детям, подросткам и родителям
Психогигиеническая консультация, г. Сургут, Взлетный проезд, д.11,

Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», г. Сургут, ул. Лермонтова, 9.

 Детская поликлиника №1, ул. Сибирская 14/2, стол справок регистратуры, тел. (3462) 52-70-30, 52-70-40.

Детская поликлиника №2, проспект Комсомольский, 16, регистратура (3462) 21-11-56, 21-11-37, 21-68-18.

 Детская поликлиника №3, г. Сургут, ул. Энергетиков,14, тел. (3462)24-04-03.

Детская поликлиника №4, г. Сургут, ул. Губкина 1,

        справочная – тел. (3462)35-09-55,  

        регистратура – тел. (3462) 34-13-15.

Центр здоровья для детей, психолог, запись - тел. (3462) 34-13-15.

Детская поликлиника 5, г. Сургут, ул. Островского-15

        справочная – тел. (3462) 36-17-07,

   психолог, запись - тел. (3462) 36-17-10

МКУ «Центр диагностики и консультирования», г. Сургут, ул. Декабристов, 16, запись по тел. 52-59-54.

Единый общероссийский номер детского телефона доверия –

                                                        8-800-2000-122.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми Педагог-психолог МБОУ СОШ №3 Имаева Инга Семеновна

Слайд 2

Формы жестокого обращения с детьми Пренебрежение основными нуждами ребенка Сексуальное насилие ( развращение ) Физическое насилие Психическое (эмоциональное) насилие

Слайд 3

Физическое насилие преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

Слайд 4

Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить физическое насилие. Младший школьный возраст: — стремление скрыть причину повреждений и травм ; — одиночество, отсутствие друзей; — боязнь идти домой после школы. Подростковый возраст: — побеги из дома; — суицидальные попытки (попытки самоубийства); — делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение; — употребление алкоголя, наркотиков.

Слайд 5

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребёнку: — противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка и нежелание внести ясность в происшедшее; — позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица; — обвинение в травмах самого ребёнка; — неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению; — отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком; — обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребёнка; — рассказы о том, как их наказывали в детстве; — признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

Слайд 6

Психическое (эмоциональное) насилие это длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Слайд 7

Признаки психического (эмоционального) насилия задержка психического развития; невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; низкая самооценка; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; избыточная потребность во внимании; депрессия, попытки суицида; неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение; нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Слайд 8

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми: — оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребёнка; — нежелание утешить ребёнка, который, действительно, в этом нуждается; — постоянное сверхкритичное отношение к нему; — негативная характеристика ребёнка; — отождествление ребёнка с ненавистным или нелюбимым родственником; — перекладывание на него ответственность за свои неудачи; — открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.

Слайд 9

Возрастная специфика: Младшие школьники - проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки. Подростковый период - уходы из дома, девиантное или делинквентное (криминальное) поведение, хроническая неуспеваемость; депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Слайд 10

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития.

Слайд 11

Особенности поведения детей постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; неумение играть; постоянный поиск внимания/участия; частые пропуски школьных занятий; крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; регрессивное поведение; низкая самооценка.

Слайд 12

Сексуальное насилие Это осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребенка ( с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Слайд 13

Признаки сексуального насилия: характерные особенности внешнего вида ребенка (повреждение генитальной, анальной или оральной области, повреждение кожи груди или бёдер, следы спермы на одежде, кожи); заболевания, передающиеся половым путём, беременность, повторные или хронические инфекции мочевого тракта; резкие изменения веса (потеря или прибавка); замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи; изменение ролевого поведения (берёт на себя функции родителей в игре, общении) либо регрессивное поведение (появление форм поведения характерного для более младшего возраста); несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; жалобы на боли в животе; ночные кошмары; беспричинные нервно-психические расстройства, депрессии, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания.

Слайд 14

Признаки насилия над ребенком Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту. Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет. Ребенок демонстрирует изменчивое поведение. Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений. Он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны. Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов. Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу и т. д.) или матери. Он проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого. Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара). Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; проявляет чрезмерную заботу обо всем и обо всех. Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса. Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.

Слайд 15

Список организаций по оказанию психологической помощи детям, подросткам и родителям Психогигиеническая консультация, г. Сургут, Взлетный проезд, д.11, Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», г. Сургут, ул. Лермонтова, 9. Детская поликлиника №1, ул. Сибирская 14/2, стол справок регистратуры, тел. (3462) 52-70-30, 52-70-40. Детская поликлиника №2, проспект Комсомольский, 16, регистратура (3462) 21-11-56, 21-11-37, 21-68-18. Детская поликлиника №3, г. Сургут, ул. Энергетиков,14, тел. (3462)24-04-03. Детская поликлиника №4, г. Сургут, ул. Губкина 1, справочная – тел. (3462)35-09-55, регистратура – тел. (3462) 34-13-15. Центр здоровья для детей, психолог, запись - тел. (3462) 34-13-15. Детская поликлиника 5, г. Сургут, ул. Островского-15 справочная – тел. (3462) 36-17-07, психолог, запись - тел. (3462) 36-17-10 9. МКУ «Центр диагностики и консультирования», г. Сургут, ул. Декабристов, 16, запись по тел. 52-59-54. 10. Единый общероссийский номер детского телефона доверия – 8-800-2000-122.

Слайд 16

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми"

Презентация к занятию в рамках информационно-просветительской кампании по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми....

Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми.

Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми....

Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».

Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми»....

Навигатор методических ресурсов по профилактике насилия и жестокого обращения с обучающимися в образовательной среде

Представленные пособия, методические рекомендации носят практический характер. Содержание материалов раскрывает феномен насилия в образовательной среде (классификацию, виды и формы насилия, характерис...

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств явл...

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств явл...

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...