Наставничество как процесс
статья на тему

Статья представляет собой размышления о процессе наставничества. Наставником в данной статье является методическое объединение учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastavnichestvo_kak_protsess_2018.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ ПО ПОВОДУ ПРОЦЕССА НАСТАВНИЧЕСТВА… И НЕ ТОЛЬКО

Наставничество в школе -  процесс освоения принятой в ОО культуры, приемов, методов, технологий. Интересен опыт, когда наставником становится целое методическое объединение, осознающее свою задачу по  созданию единого образовательного пространства. Опыт наставничества МО ЛиР (литература и русский язык) одной из петербургских школ может быть интересен, т.к. имеет реальные результаты воздействия на школьную образовательную среду.

Актуальными задачами наставничества сегодня являются следующие: единый подход в работе с текстом на уроках разных предметов, представление  образца собственного  сочинения  учителями русского языка и литературы, создание урока-образца внутри методического объединения с целью участия в конкурсе на лучший урок года.

 1) Учителя ЛиР должны стать тьюторами для учителей других предметов, т.к. главная задача – научить учащихся  работать с текстом (метапредметной читательской компетенции). Предметом изучения для всех учителей других предметов становится текст и формы работы с ним: умение составлять план, следуя принципу развития микротем, умение пересказать текст про себя по плану, умение  отвечать на поставленный вопрос и т.д. При этом учителя-предметники в такой совместной работе с учителями ЛиР отрабатывают  единые подходы и используют их на своих уроках математики, биологии, географии и др.

2)  Проверка  осмысленного чтения  должна вернуться не только на урок литературы, но и на другие устные предметы.  Технология такова: ученик читает фрагмент  и отвечает на проблемный вопрос по прочитанному, предложенный учителем или одноклассником. По-другому: ученик читает текст, делает внутренний пересказ, задает вопросы по тексту собеседнику  (предполагается работа в группе или паре). Идеально:  план ВШК на учебный год  включает  проверку данных умений и учителя ЛиР дают мастер-классы для учителей других предметов по развитию умения читать осмысленно, дочитывать фразу до конца, критически подходить к ответу на вопрос.

3) Объем работы, выполняемый каждым учителем ЛиР,   впечатляет, когда смотришь отчеты: и  работа по внеклассному чтению, и газета «ОКО», и участие в конкурсах, и многое – многое другое – просто здорово.  Видится,  что статья-рефлексия (размышление) в школьной газете «ОКО», написанная учителем литературы по следам прожитого периода,  поможет и ребятам, и родителям: во-первых,  будет образец современного сочинения,  во-вторых, создастся более полное представление о современной школе, ее воспитывающей среде.

4) Является ли открытый урок  показателем  качества образования?  В советские времена он был чуть ли не единственным критерием  мастерства учителя. Кафедра ЛиР  старается внутри своего коллектива сделать такой контроль  в форме игры. Можно выделить за предыдущий период несколько уроков, данных учителями русского языка и литературы, которые были не столько инновационными, сколь показательными в прямом смысле слова, отражающими и достижения, и проблемные зоны: ученики показывали то, что освоили  по теме, как  умеют работать в паре, слышать  указания учителя, давать  ответ на вопрос. В свою очередь для учителей-предметников было важно увидеть, как  учитель организует работу на уроке. Вывод: все, конечно,  – молодцы. Мы осознаем свои учительские задачи. Сборник инновационных технологий под редакцией К.Г. Селевко попался нам в 1998 году. Эти технологии до сих пор актуальны, то есть мы более 15 лет движемся к тому, что называется современным инновационным уроком.  Точками отсчета стали:  когда  ребята читают задание сами, то не всегда понимают, что  требуется, дают  ответ на вопрос чаще короткий, не раскрывающий уровень понимания вопроса, и совсем не дают развернутых ответов на проблемные вопросы по плану ТАВ: тезис – аргументы – вывод;  учитель организует работу на уроке часто  пошагово, хотя в требованиях ФГОС – основное - это научить самого ученика самостоятельным действиям при овладении знаниями или решении проблемы.

 Совсем о другом. За последние два года состав изменился – только двое остались из прежней плеяды. Остальные учителя ЛиР  - и молодые, и взрослые – представляют собой иную учительскую популяцию. Наверное, подобные процессы характерны для сегодняшней школы: уходит совсем взрослое звено коллектива и задача усложняется:  надо новых учителей пропустить через процесс адаптации с наименьшими потерями. Важно: ежеквартально учителя ЛиР  проводят свой отбор лучшего урока,  обучаясь при этом  основным педагогическим технологиям. Кстати, этот же процесс проходит внутри каждого методического объединения.  Затем члены единой (назовем современным словом – экспертной) комиссии создают график конкурсного показа, ведут видеосъемку. Если качество видеозаписи поможет воспроизвести лучшие моменты каждого конкурсного урока, то  на педсовете сможет состояться  широкая обучающая рефлексия, а учителя методического объединения русского языка и литературы должны опять-таки стать инициаторами дискуссии.

Являются ли указанные процессы наставничеством?  Да.  Пока в школе есть педагоги, чье суждение основывается на личном высоком профессиональном опыте, и эти педагоги в каждом методическом объединении включены в процесс передачи собственных умений коллегам, повышение квалификации на школьном уровне обеспечено. И главное: появляется среда с единой профессиональной культурой.

Заключительная фраза: есть общепринятая статистика, что 10% людей всегда будут работать хорошо, независимо ни от чего. Еще 10% будут работать плохо, какие бы меры стимулирования ни применяли. Работа остальных зависит от искусства управления и стимулирования. В том числе и от искусства наставничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наставничество, как процесс целенаправленного формирования личности, профессиональных компетенций начинающего специалиста"

Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. Цель, которая ставится перед наставником, – сделать, ка...

Процесс наставничества.

Сочинение-эссэ...

Доклад: "Наставничество среди обучающихся как процесс сопровождения деятельности детских коллективов»

Доклад : "Наставничество среди обучающихся как процесс сопровождения деятельности детских коллективов» (из опыта работы)...

Статья круглого стола «Из опыта работы по разработке и реализации менторства и наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями Смоленской области»: «Базовая кафедра как способ совершенствования образовательного процесса (на примере

Статья круглого стола «Из опыта работы по разработке и реализации менторства и наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями Смоленской области»: «Базовая ка...

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУПП РИСКА»

Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизир...

Статья "Детское наставничество, как эффективная форма корекционно-образовательного процесса для детей с ТНР"

Детское наставничество, как эффективная форма корекционно-образовательного процесса для детей с ТНР....