Экологическое воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Выступление на  методическом объединении учителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog.vospitanie_shk-ov.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Наша школа имеет четко сформированную  Программу развития, одним из приоритетных направлений программы является эколого – краеведческое воспитание и природоохранная деятельность учащихся. Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках природоведения, биологии, географии, химии и технологии. Большая часть экологического образования приходится на внеклассную и внеурочную деятельность.

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.

Для экологического воспитания и образования в нашей школе применяются различные формы работы :

- поисково - исследовательские (экологический мониторинг, экологическое исследование , практическая деятельность по утилизации свалок и др).

- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов, фото-, видео- мтериалов «По родным местам», поделок из природного материала и вторичного сырья «Вторая жизнь вещей» и др.);

- игровые (экологические викторины, игры, спектакли);

- познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы»);

- продуктивные (озеленение школьных рекреаций, уборка территории лесов и берегов реки Воронеж, организация трудовых десантов по уборке своих дворов от бытового мусора, благоустройство школьной территории)

В рамках экологических месячников, декад проводятся различные мероприятия.

Для участия в природоохранной акции «Птичий дом» учащиеся на уроках технологии изготавливают скворечники и кормушки.

Учащиеся 1- 4 классов принимают активное участие в конкурсах «Вторая жизнь вещей». На конкурс представлялись поделки из пластиковых бутылок, пакетов, фантиков, дисков. Особого внимания заслужили модельные наряды из полиэтиленовых пакетов.

Все классные руководители проводят классные часы на экологическую тематику.

Учащиеся 5-11 классов вместе с классными руководителями участвовали в сборе материалов для создания рукописной книги «Чудеса природы нашей местности», в которую вошли очень интересные материалы не только экологической, но и краеведческой направленности. Учащиеся беседовали с местными жителями и узнали много интересной информации, легенд о природных объектах поселка, это и Волосово озеро, и «Безымянный Родник», и «Крутые ямы».

Большая природоохранная работа проводится в школьном лагере. В летний период работает отряд «Зеленый патруль». Ребята ухаживают не только за деревьями, кустарниками и цветником, но и совершают экологические экспедиции в целях изучения природных памятников, сохранения и улучшения их состояния                        ( «Аргамач»).

Важное значение для формирования экологической культуры имеет и участие детей в проектной деятельности, которая позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике. Систематическое и последовательное включение обучаемых в решение экологических задач, с использованием краеведческого материала, обуславливает готовность учащихся к решению различных проблемных ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной и личной жизни.

Учащиеся школы работали над проектами «Благоустройство школьного двора», «Тропинка здоровья», «Здоровое питание школьников», в рамках которого старшеклассники проводили анкетирование всех учащихся школы по разработанным анкетам с целью выявления нарушений в организации ежедневного питания детей, разрабатывали рекомендации. Итоги были подведены на общешкольной конференции.

В рамках акции «Кормушка» ребята изготовили многочисленные подкормочные площадки для птиц, которые развесили на пришкольной территории и территории соседних домов. Кормушки зимой детьми регулярно заполняются кормом для зимующих птиц.

Количество ребят, желающих изучать свой край, участвовать в исследовательских проектах, с каждым годом увеличивается.

Все собранные и отобранные краеведческие материалы систематически используются в работе, что является большим стимулом к дальнейшей деятельности. Используются различные формы гласности:

  • Оформление выставок (фотографий, газет, поделок) как постоянных, так и временных (в кабинете биологии и  рекреации школы)
  • Выступление с докладами, презентациями работ на классных часах, конференциях.
  • Проведение бесед, викторин, экологических игр с ребятами младших классов
  • Оформление собранного материала
  • Вручение грамот, благодарностей и призов на общешкольных линейках.

Перспективу своей дальнейшей работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся видим в создании условий для внедрения обучающих компьютерных программ по экологическим проблемам и решении конкретных экологических задач с помощью ЭВМ, а так же создание экологической тропы а парке НЛМК.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.  Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.

   Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле их зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. И главная цель школы - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы.

   Экологическое воспитание - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на  формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.  

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющие все виды деятельности   обучающихся (кроме учебной),  в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания обучающихся.

     Много времени в школе уделяется внеклассной работе по экологии. Учащиеся школы весной высаживают цветы на клумбах, пришкольном участке, ухаживают за ними, сажают деревья. В ясную погоду проводятся субботники по уборке пришкольного участка,  дети облагораживают территорию школы.

      Для того чтобы подрастающее  поколение любило и понимало красоту природы, в нашей школе проводятся:

-классные часы: «Красная книга» 1-4 кл., «Экологические  катастрофы» 8-11 кл.

-Мероприятия, посвященные Дню памяти погибших в Чернобыльской АЭС.

-агитвыступление «Природа в опасности».

-внеклассное мероприятие «Приключение Экоколобка».

-утренники  «Охраняй природу – значит охранять Родину».

-Единый сан.день. каждый четверг, в котором участвуют все учащиеся школы и наводят порядок на ее территории.

       Школа всегда поддерживала и проводила различные природоохранные акции, ныне они приобретают еще большую значимость:

 -Ежегодно наша школа участвует в акции «Чистый берег»;

 -Акция «Чистый посёлок»;

 -Акция  «Помоги пернатому другу» (активное участие принимают ученики  1-4 классов, делают кормушки для птиц совместно с родителями);

 

     Наблюдения играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Задача учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Важным дополнением к наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной.

    Озеленение классных комнат играет существенную роль в формировании экологической культуры у детей.

    Одним из важнейших инструментов для решения задач экологического воспитания  является метод проектов, который развивает у детей чувство сопричастности к решению экологических проблем. В основе каждого проекта лежит какая-то проблема. Для того чтобы её решить, предстоит приобрести опыт исследовательской, поисковой, проблемной деятельности, научиться собирать данные, обрабатывать их, т.е. систематизировать и анализировать, уметь интегрировать знания.

   Совместно с родителями дети выполняют такие проекты:

-«Школьный двор»,

- «С чего начинается Родина»,

-«Моя малая родина»;

- «Проект «Мусор от А до Я»;

-«Улица моего детства».

     Если систематически формировать экологическую культуру у школьников, то можно добиться следующих результатов:

 - повышение уровня информированности;

 - повышение интереса к природе родного края;

 -потребность выразить свой интерес в творческих работах;

 - соблюдение правил поведения в окружающей среде;

 -выраженная потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира.

 На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему  внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

    Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. Экологическое образование и воспитание призваны прививать молодежи правильный взгляд на взаимоотношение человека с природой, научить видеть последствия каждого своего шага и воздействия на окружающую среду, содействовать выработке экологического мышления и сознания, которые являются важной составной частью мировоззрения.

    И свое выступление я хочу закончить такими словами:

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же — живая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система экологического образования и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная ц...

Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

«Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Доклад на тему «Патриотическое воспитание младших школьников в урочной  и внеурочной деятельности»...

Организация проектной деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью,  способностью принимать нестандартные решения в разл...