Проектная деятельность учащихся на уроках биологии
статья на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Выступление на  методическом объединении учителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_uch-sya_na_urokah_biologii.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках биологии.

Сегодня ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ». Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Согласно документам ФГОС отметка за выполнение проекта появится в аттестатах уже в  2020 году, иными словами каждый выпускник 9 класса  будет защищать свою проектную работу. Проектная деятельность требует от ученика компетентности в определении  целей, нахождении и привлечении необходимых ресурсов, составления плана действий и, осуществления его, анализа, удалось ли достичь поставленных целей, взаимодействия с педагогами и сверстниками.  Понятно, что выполнить все  это сразу в девятом классе на высоком уровне всем без исключения выпускникам практически нереально, поэтому требуется начинать проектную деятельность учащихся уже с пятых классов.

Проект направлен на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом  заранее запланированного результата. Итоговый проект выполняется в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний или видов деятельности.

Проекты можно разделить на несколько видов: исследовательские, поисковые, творческие, практико-ориентированные; моно - проекты (в рамках одной области знания) и метапредметные проекты.  

Условно работу над проектом можно представить в виде нескольких этапов: постановка проблемы (для чего делать?), проектирование (что делать?), поиск информации (как это делать?), создание продукта деятельности и презентация проекта.

В сентябре школьникам нужно предложить  выбрать предмет, по которому они бы хотели подготовить проект. После выбора предмета необходимо определить тему проекта. Очень редко ученики самостоятельно формулируют тему проекта или хотя бы называют область своих интересов, поэтому научный руководитель может предложить готовый список тем. В качестве примера можно предложить следующие темы:  «Пальмовое масло: польза или вред?», «Ядовитые грибы Липецкой области», «Вред и польза сорняков», «Удивительные названия деревьев», «Лекарственные растения в моем саду», «Огород на моем окне»,  «Животные – паразиты человека», «Чайный гриб и условия его роста», «Любимый чай моей семьи», «Здоровье – главное богатство», «Птичьи кормушки», «Шоколад: за и против», «Все ли грибы полезны человеку».  Проект должен быть понятным, доступным и интересным для школьника, сопровождаться обязательно практической деятельностью, например, вырастить комнатное растение, изготовить кормушку для птиц, новогодние украшения из пластика или бумаги,  цветные контейнеры для раздельного сбора мусора. Проектная деятельность должна быть социально значимой. Большинство школьников считает индивидуальный проект некоей формой реферата, они не осознают необходимость практической направленности работы  и создания конечного продукта, который затем необходимо представить. Проектным продуктом может быть  презентация, кроссворд, памятка, буклет, карта, модель, макет, отчет по социальным проекту, листовки, атласы и др. Учитель, руководитель проекта,  должен провести  предварительную разъяснительную работу, в ходе которой учащиеся знакомятся со структурой проекта.

Самостоятельный сбор, анализ информации, позволяет научиться школьникам ориентироваться в информационном потоке, вычленять главное, строить причинно – следственные связи. Большое значение имеет выявление межпредметных связей проекта, что позволяет создать целостную картину мира.

Защита проектов проводится на уроке или на конференции научно-исследовательского общества в конце апреля. Как показывает практика, ребята ответственно относятся к этому виду деятельности, задают очень много вопросов, дискутируют, а лучшие работы участвуют в школьном конкурсе проектов. Научный руководитель готовит рецензии каждого проекта  и выставляет оценку. Проектные продукты после защиты хранятся в портфолио учащихся.

Проектные технологии – хорошая возможность для взаимодействия учителя и ученика. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к условиям современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочное время.

Проектная  деятельность учащихся на уроках биологиии внеурочное время....

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

                Содержание: Информация об опыте………………………….......…....………….4Технология опыта………………………................………....………7Результативность...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в   консультативной помощи.С помощью метода проектов, возможно, обучить:-выявлять и фор...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

В статье рассматриваются особенности проектной деятельности,возможные этапы проектов, их влияние на познавательную активность учащихся. Приводятся примеры проектов, используемых на уроках биологии и э...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии

Сообщение, проект учащихся 8 класса, урок с использованием проекта....