Формирование навыков культуры здорового образа жизни.
учебно-методический материал (11 класс) на тему

Холина Мария Андреевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.o.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

ДОгМ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

111395, Москва, ул. Молдагуловой, д.6А                                            E-mail: sk31@edu.mos.ru

Телефон: 8 (499) 374-11-31                                                            URL: http://schiv31.mskobr.ru

Доклад на Методическое Объединение

Тема: Формирование навыков культуры здорового образа жизни.

Смирнова М.А.  

2018-2019 уч.г

            За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников.

          На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

           У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата наблюдается наличие разнообразных вторичных дефектов психического, физического и двигательного развития, а также нарушение функциональных систем организма, что при отсутствии соответствующей коррекционно-оздоровительной работы отрицательно сказывается на успешности развития личности детей данной категории. Здоровье человека зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8 - 10%), медицины (8 - 10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры ЗОЖ, что находится в компетенции педагогических работников. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приводят к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность. На основе обретаемых знаний и опыта у детей вырабатываются самостоятельные убеждения относительно сохранения своего здоровья. Все это приводит к формированию культуры ЗОЖ, как части культуры личности в целом.

         Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что и передо мной стал вопрос: «Что важнее - физическое состояние или обучение?». На этот вопрос я нашла ответ в дополнительных источниках по теме. А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных – педагогов Н. И. Пирогов: «Всё будущее жизни находится в руках школы, прямое назначение которой – быть руководителем жизни на пути к будущему».

С этого года я начала работать над темой 

«Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни»

Задачи работы над темой:

  1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Распространение санитарно-гигиенических знаний среди учащихся и их родителей.
  4. Вовлечение учащихся и родителей в оздоровительную деятельность.

Основные этапы работы над темой самообразования:

  • Изучение состояния здоровья обучающихся; (Школьный врач, классный руководитель).
  • Изучение литературы по теме самообразования;
  • Применение рекомендаций этой литературы в учебно-воспитательном процессе;
  • Изучение опыта работы классных руководителей по здоровье сбережению в сети Интернет
  • Приобщение к здоровому образу жизни; (Классный руководитель, родители).
  • Развитие двигательных способностей; (Учитель физкультуры, классный руководитель).
  • Расширение кругозора о ЗОЖ. (Классный руководитель, родители).
  • Реализация программы кружка «Здоровье»; (Классный руководитель).
  • Проведение родительского всеобуча по вопросам здоровьесбережения. (Классный руководитель).
  • Консультации для родителей по вопросам здоровья их детей. (Школьный врач).
  • Выступление на МО классных руководителей МОУ «СОШ № 1» с докладом «ЗОЖ в системе внеклассных мероприятий в школе восьмого вида».
  • Проанализировать результаты собственной деятельности, выявить недостатки, спланировать коррекционную работу.
  • Составить отчёт по теме самообразования


Формы внеклассной работы в рамках реализации работы над темой самообразования:

  1. Диагностика (анкетирование обучающихся «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (в начале и в конце учебного года)).
  2. Профилактика травматизма во время перемен, уроков, мероприятий, каникул, организация безопасной двигательной деятельности учащихся в школе, дома, на улице.
  3. Организация проведения периодической вакцинации учащихся.
  4. Организация горячего питания в школе.
  5. Беседы классного руководителя и школьного врача на темы: «Чистота – залог здоровья», «И это всё о гриппе», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», беседы для девочек, для мальчиков.
  6. Праздники Здоровья.
  7. Соревнования («Весёлые старты»).
  8. Беседы на темы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему надо беречь своё здоровье?».
  9. Санитарные рейды по классу: «Пусть тебя не назовут неряхой», «А ты не забыл носовой платок?».
  10. Конкурсы рисунков: «Мы за здоровый образ жизни».
  11. Конкурсы пословиц и поговорок: «Мудрое слово о здоровье».
  12. Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами.
  13. Классные часы по теме «Здоровый образ жизни и вредные привычки».

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривает два компонента:

  1. Формирование у учащихся теоретических представлений о культуре здоровья, физической культуре как виде культуры человека. Уроки проводятся с целью ознакомления и закрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, сохранения слуха, зрения, предупреждение заболеваний, вредных привычек.
  2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня (подвижные игры, физкультминутки между уроками).

  • Обучающиеся систематически предупреждаются о необходимости соблюдения правил безопасного для физического здоровья поведения на дорогах, во время перехода, на водоёмах, в лесу, в школе, дома. Всё это фиксируется в журнале по технике безопасности.
  • Организуется проведение периодической вакцинации обучающихся.
  • Охват горячим питанием
  • Все посещают бассейн, спортивные кружки Футбол, Флорбол, Бо-ча

       В течение учебного года будут проведены классный час, родительские собрания, внеклассные мероприятия, лекции и беседы школьного врача, направленные на пропаганду здорового образа жизни, индивидуальные беседы с детьми группы риска о вредных привычках, санитарно-просветительская работа с учащимися и их родителями (беседы с учащимися и родителями на темы сбережения здоровья).

Методы воздействия: словесные, практические, наглядные.

       Необходимость широкого применения словесных методов связана с тем, что у воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, ограниченный словарный запас, и содержание многих слов они не понимают. Часто использовала в своей работе по теме самообразования беседу, организуемую с помощью системы вопросов, постепенно подводящих их к усвоению нового материала. На частично-поисковых беседах создавались проблемные ситуации (ставились вопросы, предлагались задания), организовывалось коллективное обсуждение.

       Широко в своей практике использовала метод иллюстрации (показ плакатов, зарисовок на доске, картинок и т.п.) и метод демонстрации (демонстрация реальных объектов, опытов), презентаций. Всё это позволяло повысить эффективность занятий. Большое внимание уделяла методу примера. На занятиях активно использовала приёмы «приучение» и «упражнение». С целью повышения эмоционального фона занятий пользовалась дидактическими играми (различной тематики и содержания), элементы изобразительной деятельности, двигательные упражнения.

Дальнейшие шаги: Проблема формирования и повышения у обучающихся культуры ЗОЖ не может быть решена на протяжении одного учебного года. Поэтому будет продолжена работа в данном направлении. Буду продолжать формировать банк мероприятий для последующих лет обучения с применением информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся

В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм

Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....

ФОРМИРОВАНИЕ навыков организации ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ у обучающихся техникума

Основные элементы здорового образа жизнигигиенические условияполноценное питаниерациональный режимпрофилактика: курения, алкоголизма, СПИДапсихологический микроклимат семьипребывание на свежем воздухе...

Обобщение опыта по теме: Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования нравственности, культуры и личности и культуры здорового образа жизни"

Опыт направлен на одной из проблем современого образования и образования-проблемы личностного роста, становление его личности в школьные года....

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...